Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Инструменты регулирования ликвидности

Инструменты регулирования ликвидности

Инструменты регулирования текущей ликвидности банковской системы



Александр Комаров

Даже в условиях экономической стабильности всегда существует риск наступления неблагоприятных событий, которые могут провоцировать финансовый кризис. Например, если у одного банка появляются финансовые проблемы, у населения (то есть у вкладчиков) возникают подозрения, что банковская система в целом испытывает финансовые затруднения. Такие ожидания вкладчиков в итоге способны при вести к финансовому краху всей банковской системы, поскольку провоцируют изъятие населением вкладов с банковских счетов.
В свою очередь, кризис банковской системы и сокращение количества денег в обращении приводят к кризису экономики. Следовательно, недопущение такого рода финансового кризиса — одна из основных задач в современных условиях хозяйствования. Причины возникновения финансовых кризисов не менялись на протяжении многих десятилетий. К ним относятся:

  • ошибки в управлении банками,
  • неожиданные потрясения, следствием которых является резкое увеличение спроса на деньги и прочие высоколиквидные активы;
  • недобросовестность субъектов хозяйствования (то есть поведение одной из сторон по сделке, заведомо влекущее невыполнение заранее оговоренных условий по ней).

Основным (фундаментальным) фактором, лежащим в основе возникновения таких финансовых кризисов, является несбалансированность активов и пассивов банка по величине и срокам. Однако пре успевающие банки, равно как и преуспевающие банковские системы, выработали определенные правила, позволяющие достигнуть равновесия между активами и пассивами. Например, банки создают и поддерживают на определенном уровне резервы исходя из типа ресурсов, находящихся в их управлении, а также исходя из условий, на которых эти ресурсы были ими получены. Кроме того, банки тщательно диверсифицируют свой портфель, учитывая различные факторы: сроки, надежность, доходность, тип контрагента, страну и т. д. Поступая таким образом, банк приобретает репутацию надежного и стабильного учреждения, что в итоге позволит ему снизить норму создаваемых им резервов и увеличить ресурсную базу с целью получения дополнительной прибыли. Однако в подобных условиях существует вероятность перехода тонкой грани между благоразумием и стабильностью и более высокой нормой доходности, что в результате может привести к возникновению финансового кризиса. Но даже надежные банки и банковские системы могут столкнуться с проблемами ликвидности, спровоцированными внешними факторами. И часто проблема не в сложившейся ситуации, а в появлении информации о приближающемся кризисе.

Тем не менее было найдено решение и этой проблемы — наличие центрального банка, выполняющего функцию “кредитора последней надежды”. Он должен поддерживать финансовую стабильность системы в целом (но не отдельное учреждение) в периоды кризиса ликвидности. Существует несколько причин в пользу такого поведения центральных банков. Наиболее очевидная из них: поддержка каждого банка в отдельности могла бы спровоцировать появление недобросовестных контрагентов (другими словами, если бы стало ясно, что центральный банк не допустит банкротства банка, испытывающего финансовые затруднения, возникли бы условия для совершения банками операций с высокой степенью рискованности с целью получения сверхприбыли). Таким образом, очевидно, что центральные банки должны выполнять функцию “кредитора последней надежды” в той степени, насколько это необходимо и достаточно для поддержания стабильности банковской системы в целом. Следует также подчеркнуть, что в настоящее время центральные банки, регулируя денежно-кредитную сферу, влияют на экономическое развитие государства в целом. Следовательно, с целью поддержания стабильности банковской системы центральные банки не только компенсируют недостаток ликвидности, но и изымают ее избыток, тем самым регулируя конъюнктуру финансового рынка. Банковским кодексом Республики Беларусь предусмотрено функционирование трехуровневой банковской системы.

Первый уровень — Национальный банк (центральный банк и государственный орган Республики Беларусь, действующий в интересах государства).

Второй
— банки, то есть юридические лица, в совокупности осуществляющие следующие банковские операции:

  • привлечение денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты);
  • привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
  • открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц.

Банки могут также совершать и иные банковские операции, предусмотренные Банковским кодек сом Республики Беларусь.

Третий
— небанковские кредитно-финансовые организации, которые могут выполнять отдельные банковские операции, за исключением осуществления в совокупности перечисленных выше банковских операций.

Основной задачей любой много уровневой банковской системы является аккумуляция свободных денежных средств населения, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и последующее их перераспределение в сферы деятельности, испытывающие нехватку этих средств. Такое перераспределение приносит банкам как посредникам доход, представляющий собой разницу между стоимостью привлечения денежных средств и стоимостью размещения этих средств. В процессе перераспределения денежных средств происходит их движение с одного счета на другой, из одного банка в другой. В результате такого движения денег у банков возникают взаимные требования/обязательства, выполнение которых напрямую зависит от возможности каждого конкретного банка в каждый конкретный момент времени рассчитаться по своим обязательствам (то есть от уровня ликвидности банка). Следовательно, ликвидность банковской системы в целом зависит от ликвидности каждого банка в отдельности. С целью поддержания стабильности банковской системы Национальным банком предпринимается ряд мер, в том числе применяются различные контрольные и надзорные меры, имеющие системный и долгосрочный характер. Цели и задачи банковского надзора определяются необходимостью обеспечения безопасного и стабильного функционирования банков, а следовательно, и банковской системы в целом. Их достижение связано с совершенствованием пруденциальных требований и надзорных процедур и реализуется через повышение уровня всех составляющих надзорного процесса (лицензирование, дистанционный надзор, проверки, меры воздействия, анализ системных банковских рисков). Однако, как уже отмечалось, может возникнуть внезапная ситуация, которая в конечном итоге приведет к кризису банковской системы. Чтобы ее избежать, Национальный банк, как любой другой центральный банк, осуществляет операции по регулированию текущей ликвидности банковской системы. Цель регулирования текущей ликвидности банковской системы — обеспечение своевременного выполнения банками своих обязательств, в том числе и за счет перераспределения средств между банками через финансовый рынок. В свою очередь, функциями регулирования текущей ликвидности банковской системы являются:

· содействие бесперебойности расчетов на основе поддержания необходимого уровня ликвидности в банковской системе;

· сглаживание колебаний конъюнктуры финансового рынка и предотвращение кризисов, вызванных факторами краткосрочного характера, повышение предсказуемости динамики ставок финансового рынка, снижение процентного риска банков;

· формирование экономических ожиданий участников рынка в соответствии с целями монетарной политики;

· содействие развитию различных сегментов финансового рынка.

Все операции по регулированию текущей ликвидности банковской системы осуществляются на платной основе. Причем процентные ставки по таким операциям устанавливаются исходя из обеспечения стабильности курса белорусского рубля, стимулирования привлечения свободных ресурсов граждан и юридических лиц, создания условий для эффективного кредитования юридических лиц, сокращения объемов спекулятивных операций. Операции регулирования ликвидности можно разделить на изъятие ликвидности и поддержание ликвидности (рефинансирование). Операции по поддержанию текущей ликвидности банковской системы совершаются на краткосрочный период времени (до 30 дней), операции по изъятию ликвидности — на более длительный период времени, который может составлять до 180 дней.

Данные операции не предполагают вмешательства Национального банка в процесс планирования и регулирования банками своей ликвидности в краткосрочном и долгосрочном периоде и не призваны исправлять структурные диспропорции балансов банков, вызванные проблемами долгосрочного характера.

На рисунке 1 представлена структура инструментов регулирования текущей ликвидности банковской системы.



Следовательно, более детально операции регулирования ликвидности банковской системы можно сгруппировать следующим образом:

· операции с постоянно доступными инструментами;

· операции на открытом рынке (аукционные, двусторонние и операции структурной/тонкой настройки).

Постоянно доступные инструменты отличаются от других тем, что банки в любой момент времени операционного дня могут воспользоваться ими по первому своему требованию без согласия Национального банка. К ним относятся:

· однодневный расчетный кредит (кредит овернайт);

· сделки СВОП;

· депозиты по фиксированным ставкам.

Первые два инструмента используются для поддержания ликвидности, третий — для изъятия. Процентные ставки по данным инструментам формируют пределы колебаний процентных ставок межбанковского рынка и носят штрафной характер. Таким образом, по кредиту овернайт процентная ставка существенно превышает процентную ставку на аналогичные инструменты межбанковского рынка, а по депозитам по фиксированной ставке — соответственно, существенно ниже.

Кредит овернайт предоставляется на одни сутки (фактически два операционных дня). Исключением является ситуация, если на период получения кредита выпадают выходные или праздничные дни. Если кредит овернайт погашен в день получения (в течение одного операционного дня), проценты за пользование этими денежными средствами не взимаются (то есть банки могут использовать данные ресурсы на безвозмездной основе). Существует жесткое ограничение на размер суммы, которой банк может воспользоваться в качестве кредита овернайт. Ежеквартально для каждого банка устанавливаются индивидуальные лимиты задолженности. В пределах этого лимита банк вправе воспользоваться либо всей суммой сразу, либо по необходимости — частью исходя из сложившейся ситуации. В случае если банк полностью выбрал лимит, он не может воспользоваться новым кредитом овернайт, пока не погасит задолженность по старому. В то же время такая система позволяет банкам несколько раз в день использовать этот инструмент поддержания ликвидности, разбивая его на части либо погашая старую задолженность и, при необходимости, вновь прибегая к данному инструменту.

На рисунке 2 представлена диаграмма, характеризующая динамику и структуру предоставленных кредитов овернайт.



Как видно, основной удельный вес составляют кредиты овернайт, погашение которых осуществлялось в день их выдачи. Исключение — февраль и март 2007 г., что обусловлено сложившейся ситуацией на финансовом рынке. С апреля 2007 г. объемы предоставления кредитов овернайт резко сократились. С одной стороны, это произошло из-за высокой процентной ставки по данной операции, а с другой — из-за повышения общего уровня ликвидности банковской системы.

Национальный банк в качестве постоянно доступного инструмента практикует заключение сделок СВОП. Особенность данного инструмента в том, что он используется исключительно в целях рефинансирования. Следовательно, под сделкой СВОП понимается покупка Национальным банком у банка иностранной валюты за белорусские рубли (прямая сделка) с обязательством продажи иностранной валюты за белорусские рубли через определенный сторонами по сделке срок (обратная сделка). Второй валютой по сделке могут выступать либо доллар США, либо евро, либо российский рубль. В качестве постоянно доступного инструмента Национальный банк осуществляет сделки СВОП со сроком исполнения обратной сделки на следующий рабочий день после совершения прямой сделки. При заключении такой сделки курс прямой сделки равен официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на момент заключения сделки. Курс обратной сделки является расчетной величиной, определяемой исходя из установленных Национальным банком процентных ставок за использование денежных средств как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. Для банков устанавливаются индивидуальные лимиты задолженности, в пределах которых могут заключаться указанные сделки. Досрочное исполнение сделок СВОП не допускается.

Депозиты по фиксированной ставке применяются с целью изъятия избыточной ликвидности. Максимальные лимиты по данным операциям Национальный банк не устанавливает, однако определен лимит на минимальную сумму, которую банк может разместить в депозит по фиксированной ставке, а также существует условие кратности размещаемой суммы одному миллиону. До недавнего времени депозиты по фиксированным ставкам принимались на сроки от 2 до 7 дней (депозиты на 3 дня не принимались), причем процентная ставка дифференцировалась в зависимости от срока размещения депозита. Сегодня депозиты принимаются на срок от 1 до 5 дней по единой ставке, равной 3%. Аукционные операции являются основными и используются Национальным банком для регулирования ликвидности банковской системы.
Причем цель проведения данных операций — регулирование ликвидности банковской системы на более долгосрочной основе. По операциям поддержания ликвидности период сделок может составлять 1—30 дней, по операциям изъятия ликвидности — 1— 180 дней. Процентные ставки по этим инструментам в целом более выгодны для банков по сравнению со ставками по постоянно доступным инструментам. В то же время ставки по аукционным операциям регулируются Национальным банком таким образом, чтобы операции рефинансирования были для банков более дорогим инструментом регулирования ликвидности, чем операции с иностранной валютой, а операции изъятия ликвидности являлись более привлекательным инструментом вложения средств, чем операции с иностранной валютой. Аукционные операции включают:

· покупку и продажу государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка на условиях РЕПО;

· эмиссию краткосрочных облигаций Национального банка;

· депозитный аукцион;

· ломбардный аукцион.

Проводятся либо аукционы процентных ставок, либо по объявленной процентной ставке (аукционы объемов). В ходе аукциона процентных ставок заявки банков ранжируются по величине указанных в них ставок. При проведении такого аукциона определяется ставка отсечения (минимальная процентная ставка, по которой банки могут совершить операцию по результатам аукциона), а заявки ранжируются по суммам, указанным в заявках. Аукционы, организуемые в форме аукциона процентных ставок, проводятся одним из следующих способов.

1. “Американский” — заявки, подлежащие удовлетворению по результатам аукциона, исками процентным ставкам. Они должны быть либо равны, либо превышать ставку отсечения, устанавливаемую по результатам аукциона.

2. “Голландский” — заявки, под лежащие удовлетворению по результатам аукциона, исполняются по минимальной процентной ставке, указанной в заявках банков, то есть по ставке отсечения, установленной по результатам аукциона.

Если суммарный объем заявок, подлежащих удовлетворению по результатам аукциона, превышает объем денежных средств, планируемый для предоставления (изъятия), это служит основанием для пропорционального сокращения предоставляемых (изымаемых) денежных средств по каждой заявке. В случае необходимости такой способ удовлетворения заявок используется при любом способе проведения аукциона. На аукцион банки могут представлять так называемые конкурентные и неконкурентные заявки. В конкурентных заявках указывается процентная ставка, по которой банк желает заключить сделку. Неконкурентная заявка представляет собой согласие банка заключить сделку по средневзвешенной процентной ставке, рассчитанной исходя из ставок, указанных в конкурентных заявках. Если невозможно исполнить все заявки, подлежащие удовлетворению по результатам аукциона, в первую очередь исполняются конкурентные заявки. Заключение сделок по результатам аукционов осуществляется на более выгодных для банков условиях. Такой подход помогает сглаживать колебания процентных ставок межбанковского рынка. В качестве ценового ориентира по этим операциям применяется ставка рефинансирования, устанавливаемая Национальным банком исходя из экономической целесообразности. Данная ставка является максимальной по инструментам изъятия ликвидности и минимальной по инструментам предоставления ликвидности на проводимых аукционах. Национальным банком на регулярной основе проводятся депозитные и ломбардные аукционы, а также аукционы по размещению и доразмещению краткосрочных облигаций собственной эмиссии. Причем в один день могут проводиться аукционы, направленные как на изъятие ликвидности, так и на предоставление.
 
На рисунке 3 показаны динамика и объемы сделок, заключенных по результатам проводимых аукционов.



Так, с августа 2006 г. по январь 2007 г. явное предпочтение банки отдавали кредитным аукционам. Это было связано с недостатком ликвидности у банков, что обусловливалось нехваткой свободных ресурсов на финансовом рынке. С апреля 2007 г. ситуация на нем кардинально изменилась, о чем свидетельствует преобладание сделок, заключенных на аукционах, направленных на изъятие избыточной ликвидности. К тому же с апреля 2007 г. Национальный банк начал использовать такой инструмент изъятия избыточной ликвидности, как депозитные аукционы.
Как видно на рисунке 3, сделки по указанным аукционам — наиболее привлекательны для банков, что, во-первых, связано с достаточно высокой доходностью по данным сделкам, а во-вторых — с короткими сроками размещения средств в депозиты. К двусторонним операциям на открытом рынке относятся ломбардный кредит по фиксированной ставке и сделки СВОП.
Двусторонние операции ориентированы на ограниченную поддержку ликвидности под непосредственным контролем Национального банка в случаях непредвиденного значительного оттока ликвидности, а также в случае временных проблем с ликвидностью у отдельных банков. Такие операции осуществляются по индивидуальным заявкам банков на срок 1—14 дней. Их особенность — в необходимости согласования с Национальным банком объемов и сроков рефинансирования, а также вида используемого инструмента. При чем если по ломбардному кредиту процентная ставка фиксированная, то по сделкам СВОП расчетные процентные ставки, как по белорусским рублям, так и по иностранным валютам могут варьироваться в зависимости от срока заключения сделки.
Единая ставка, устанавливаемая по двусторонним операциям, носит штрафной характер и не может быть ниже ставки по постоянно доступным инструментам поддержания ликвидности. Лимиты по двусторонним операциям не устанавливаются. Однако если объем поданных банками заявок на рефинансирование посредством двусторонних операций превышает объем рефинансирования, который Национальный банк готов предоставить в течение текущего дня, при распределении суммы дневного лимита принимаются во внимание следующие факторы (в порядке убывания приоритета):

· хронология поступления заявок в Национальный банк (преимущество отдается заявкам, поступившим ранее, при этом рассматриваются только заявки, поступившие в течение текущего дня);

· важность банка для обеспечения бесперебойности расчетов всей банковской системы и развязки неплатежей в платежной системе;

· предоставление рефинансирования по возможности большему количеству банков;

· взаимоотношения с банком при поддержании его ликвидности в прошлом (своевременность и полнота исполнения обязательств перед Национальным банком, отказ от заключения заявленных сделок, выполнение рекомендаций Национального банка по повышению текущей ликвидности банка, структура активных операций, активность работы на валютном рынке для регулирования собственной ликвидности).

Факт обращения в Национальный банк за рефинансированием посредством двусторонних операций служит свидетельством наличия у банка проблем с ликвидностью, по крайней мере, кратко срочного характера. Систематическое обращение за рефинансированием в Национальный банк, а также высокий уровень задолженности по инструментам поддержания ликвидности в течение длительного времени, трактуются как неспособность банка эффективно управлять структурой своего баланса, необходимость пересмотра банком приоритетов своей деятельности и корректировки активных и пассивных операций, а также являются причиной более внимательного изучения Национальным банком деятельности банка. К операциям структурной настройки относятся покупка и продажа государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка на условиях “до погашения”. Операции структурной настройки инициируются Национальным банком и проводятся с целью единовременного изъятия избытка ликвидности или единовременного вливания ликвидности для корректировки объема денежного предложения с учетом целевых ориентиров денежно-кредитной политики.

Как правило, объектом по таким сделкам являются государственные ценные бумаги. Причем Национальный банк может выступать стороной по сделке лишь на вторичном рынке ценных бумаг. Приобретение государственных ценных бумаг на условиях “до погашения” при первичном размещении недопустимо. Ставки по операциям структурной настройки ориентированы на уровень ставок по аукционным операциям на открытом рынке и учитывают текущую конъюнктуру финансового рынка. Еще одним инструментом регулирования ликвидности банковской системы можно считать обязательные резервные требования.

Особенность данного инструмента заключается в том, что его применение не связано с совершением сделок на финансовом рынке. Регулирование ликвидности банковской системы посредством использования этого инструмента реализуется через механизм регулирования нормативов обязательных резервов. С целью выполнения резервных требований банками формируется фонд обязательных резервов, который представляет собой часть привлеченных банками денежных средств, рассчитанную исходя из установленных нормативов отчислений. Фонд обязательных резервов включает в себя так называемую фиксированную часть требований и усредненную часть требований. Фиксированная часть резервных требований представляет собой объем денежных средств, который банки обязаны поддерживать на счете по учету фонда обязательных резервов на конец каждого рабочего дня периода выполнения резервных требований. Усредненная часть резервных требований учитывается на корреспондентском счете банка, открытом в Национальном банке. На конец каждого календарного дня периода выполнения резервных требований банки обязаны обеспечить остатки средств на корреспондентском счете в Национальном банке на таком уровне, чтобы их средне-арифметическая величина, рас считанная за весь период выполнения резервных требований, была не ниже величины усредняемой части резервных требований, рассчитанной для этого периода. Национальным банком устанавливаются нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте, а также исходя из источника привлеченных средств (средства юридических или физических лиц). Увеличивая нормативы резервных требований, Национальный банк может изымать избыточную ликвидность банковской системы, а уменьшая нормативы — увеличивать ее предложение. Кроме того, устанавливаются пропорции фиксированной и усредненной части резервных требований. Сегодня фиксированная часть составляет 70% от общей величины резервных требований. Следовательно, 30% — усредненная часть резервных требований, которую банки могут использовать как источник поддержания текущей ликвидности. Таким образом, эффективное регулирование текущей ликвидности банковской системы является необходимым условием поддержания экономической стабильности в целом. При этом регулирование ликвидности подразумевает как предоставление недостающей ликвидности, так и изъятие ее избытка.

Предоставление недостающей ликвидности обусловлено выполнением центральным банком функции “кредитора последней надежды”. Основная цель осуществления данной функции — поддержание стабильности всей банковской системы, а поддержание ликвидности отдельно взятого банка на определенном уровне — лишь средство для достижения главной цели.

В настоящее время Национальный банк располагает обширным инструментарием по изъятию избыточной ликвидности. Применение таких инструментов обусловлено необходимостью достижения целей более долгосрочного характера (поддержание стабильности обменного курса, процентных ставок на определенном уровне, обеспечение стабильности и предсказуемости финансового рынка и т. д.), оказывающих влияние на банковскую систему и экономику в целом.


Главный экономист отдела учета банковских операций НБ РБ
Александр Комаров
//www.nbrb.by/bv/