Можно смотреть на деньги свысока, но ни в коем случае нельзя упускать их из виду.
А. Прево

 

Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  В Беларуси будут активнее выявлять настоящих собственников компаний

В Беларуси будут активнее выявлять настоящих собственников компаний

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
2266

Белорусские банки сейчас обсуждают  предложения по повышению прозрачности бенефициарной собственности в Беларуси, поступившие от Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля (КГК). Однако предложения — это не только инициатива КГК, но и требования международной организации ФАТФ:
  • для выполнения пункта 9 «Плана мероприятий по снижению выявленных рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности на 2019-2020 годы» 
— КГК предлагает обсудить требования ФАТФ в отношении бенефициарной собственности.  
 
Напомним, ФАТФ (с английского Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) — это группа, разрабатывающая финансовые меры борьбы с отмыванием денег. Группа также оценивает соответствие национальных систем противодействия.
 
Бенефициарный  собственник — лицо или несколько лиц, прямо или косвенно владеющих юридическим лицом или оказывающих значительное влияние на принятие им решений
  

Какие же требования предъявляет ФАТФ к бенефициарной собственности?
 
В 2013 году лидеры тогда еще «Большой Восьмерки» по итогам встречи в Великобритании сделали следующее заявление:
 
— Отсутствие информации о настоящих руководителях и бенефициарных владельцах компаний выгодно не только тем, кто уклоняется от уплаты налогов, но и лицам, занимающимся легализацией доходов, полученных преступным путем, действующих на трансграничном уровне.
 
Представители стран «Большой восьмерки» отметили, что прозрачность бенефициарной собственности — один из важнейших элементов чистоты экономики.
 
Как показывает практика, в разных странах создаются и реализуются национальные программы шагов для противодействия отмыванию денег и уклонению от уплаты налогов, включающие в себя меры по раскрытию информации о бенефициарных собственниках юридических лиц.
 
Пример. Организация экономического сотрудничества  и развития (ОЭСР) разработала план BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). Он призван противодействовать размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Предусмотрено усиление мер в отношении «контролируемых иностранных компаний», которые имеют возможность выводить прибыль в «низконалоговые юрисдикции». Для таких ситуаций «мониторинг бенефициарной собственности» — важный элемент для соблюдения компаниями налоговой дисциплины.
 
Эксперты считают, что доступность информации о бенефициарном собственнике поможет правоохранителям и другим заинтересованным госорганам определять круг лиц, которые несут ответственность за деятельность компании
 
Если человек, заявленный, как владелец предприятия, таковым не является, правоохранительные органы смогут вычислить настоящего собственника, который фактически руководит юридическим лицом.
 
Кроме того, ФАТФ считает, что данные о бенефициарных владельцах помогут банкам и другим заинтересованным предприятиям выявлять подозрительную деятельность. В частности, когда станет известно, что у клиентов одинаковые бенефициарные владельцы.
 
Также сведения о бенефициарных владельцах помогут привлекать к ответственности лиц при невыплате заработной платы и средств по другим денежным обязательствам.
 

Как определяют бенефициарных владельцев по рекомендации ФАТФ?
 
В международной практике для поиска бенефициарных владельцев используются «Рекомендации ФАТФ». По мнению ФАТФ, прозрачность сведений о бенефициарах достигается тем, что банки и финансовые организации должны:
  • идентифицировать  бенефициарных владельцев своих клиентов
  • иметь информацию о бенефициарной собственности всех юрлиц в стране 
Для этого необходимо:
  • надлежащим образом проверять своих клиентов
  • чтобы юридические лица представляли  актуальную информацию о своем бенефициарном владельце, либо предоставляли ее правоохранительным органам по первому требованию 
Алгоритм выявления бенефициарного владельца со стороны должен выглядеть следующим образом:
  1. определить физических лиц, владеющих контрольным пакетом акций предприятия (если это возможно)
  2. если возникли сомнения, что лицо, владеющее контрольным пакетом, руководит компанией, либо установить такое лицо невозможно, следует определить тех, кто управляет юридическим лицом каким-то другим образом
  3. если пункты 1 и 2 не дали результатов, необходимо выявить физическое лицо, занимающее позицию «руководителя высшего звена» 
Что касается страновой политики, то ФАТФ предлагает следующую методику работы:
  • установить требование к компании или ряду компаний — получать и хранить актуальную информацию о бенефициарной собственности
  • установить требования к компании — принимать разумные меры для получения и хранения  актуальных данных о бенефициарной собственности
  • использовать в работе всю имеющуюся информацию, в том числе имеющуюся у банков и финансовых организаций, у компетентных и налоговых органов, у государственных учреждений, у бирж 
Для примера. Директива Европейского союза 2015/849 (в редакции №2018/843 от 30 мая 2018 года) установила требование к государствам, входящим в ЕС:
  • обеспечить для всех юридических лиц и юридических образований, зарегистрированных на их территории, «адекватной, актуальной и точной информации об их бенефициарных владельцах»
  • предоставлять эту информацию лицам, осуществляющим финансовые операции 
ФАТФ отмечает, что такая информация может размещаться в центральных и специализированных регистрах и должна быть доступна компетентным органам, банкам и другим лицам.

В свою очередь, банки и лица, занимающиеся финансовыми операциями, при несоответствии сведений в регистре, должны сообщать в организацию, ведущую этот регистр, о найденных несоответствиях.
 
ФАТФ отмечает, что в некоторых странах даже создаются «публично доступные» реестры с данными о бенефициарных собственниках. Эти регистры решают, в том числе, вопросы защиты прав и законных интересов клиентов и контрагентов
 
Так в России в 2016 году внесены изменения в Федеральный закон  №215-ФЗ от 23 июня 2016 года.
 
Теперь юрлица в России обязаны:
  • располагать информацией о своих бенефициарных владельцах
  • «принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев определенных сведений»
  • хранить такую информацию и передавать ее по запросу в Федеральную службу по финансовому мониторингу (это подразделение финансовой разведки России) и Федеральную налоговую службу 
В России эта обязанность распространяется на всех, кроме:
  • органов госвласти, местного самоуправления, организаций под их управлением, государственных внебюджетных фондов, госкорпораций и других организаций, в которых Россия или ее субъекты обладают долей размером более чем в  50% акций
  • международных организаций, представителей иностранных государств, обладающих самостоятельной правоспособностью
  • эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию о себе в соответствии с законами о ценных бумагах
  • иностранных организаций, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный Банком России
 
А что в Беларуси?
 
У нас в стране действует Закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования распространения оружия массового поражения» от 30 июня 2014 года.
 
Этот Закон содержит требования для лиц, осуществляющих финансовые операции, устанавливать и фиксировать сведения о бенефициарных владельцев клиентских организаций.
 
Но для дальнейшего развития рекомендаций ФАТФ в Беларуси предлагается определить «один или несколько механизмов», среди которых:
  • установить требования ко всем субъектам хозяйствования (за исключением юрлиц, раскрывающих эти данные в соответствии с законодательством, юрлиц, являющихся государственными или муниципальными органами и организациями), принимать все доступные меры для определения своих бенефициарных владельцев, хранению такой информации и передаче ее компетентным органам  по их запросам
  • собирать сведения о бенефициарном владельце в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для хранения такой информации  и ее передачи компетентным органам (по их запросам)
  • аккумулировать, хранить и передавать компетентным органам по их запросам сведения, полученные лицами, осуществляющими финансовые операции, при идентификации клиентов, в рамках специальных информационных систем.


Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет
Другие новости