Если каждый месяц откладывать понемногу, то уже через год вы будете удивлены, как мало у вас набралось
Эрнест Хаскинс

 

Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Список организаций, которые будут иметь доступ к МСИ, расширят

Список организаций, которые будут иметь доступ к МСИ, расширят

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
1628

В Беларуси готовят изменения в Указ Президента №478 от 1 декабря 2015 года  «О развитии цифровых банковских технологий». Новые нормы помогут дальнейшему развитию  цифровых банковских технологий и будут способствовать созданию электронного правительства.
 
Напомним, принятие Указа № 478 позволило создать в октябре 2016 года Межбанковскую систему идентификации (МСИ), которая на данном этапе: 
  • обеспечивает доступ к банковским услугам физическим и юридическим лицам с помощью каналов СДБО
  • снижает издержки банков и НКФО
  • снижает стоимость банковских услуг для населения
  • выводит банковские услуги на новый уровень предоставления. 
Считается, что в перспективе МСИ «даст дальнейший толчок предоставлению услуг в электронной форме и окажет содействие трансформационным процессам, направленным на создание электронного правительства и рынка дистанционных финансовых услуг».
 
Расширится число организаций, которые будут иметь доступ к МСИ
 
Изменения, которые планируется внести в Указ, призваны помочь дальнейшему развитию МСИ. В частности, будет расширен перечень организаций, которые имеют доступ к МСИ различных  финансовых организаций.
 
Так, согласно Закону Беларусь от 30 июня 2014 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем…», к финансовым организациям относятся:
Белорусская валютно-фондовая биржа, страховые организации и страховые брокеры,  лизинговые организации, МФО и другие компании
 
Планируется, что доступ к данным МСИ будут иметь:
  • Национальный банк
  • коммерческие банки
  • небанковские кредитно-финансовые организации
  • Банк развития Республики Беларусь
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг
  • товарные биржи
  • лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями
  • ломбарды, пункты скупки
  • страховые организации
  • страховые брокеры
  • организаторы лотерей и электронных интерактивных игр
  • нотариусы
  • организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента
  • аудиторские организации и аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и финансовой отчетности, связанные с совершением от имени и по поручению клиента финансовых операций
  • организации и индивидуальные предприниматели, адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги, связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением финансовых операций и управлением денежными средствами или другим имуществом от имени и по поручению клиента
  • операторы почтовой связи
  • организаторы азартных игр
  • организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним
  • лизинговые организации
  • микрофинансовые организации
  • форекс-компании
  • Национальный форекс-центр 
Также предусмотрена возможность доступа к МСИ государственными органами и организациями, подчиненными Правительству  Беларуси.
 
Предлагаемые изменения были доложены Президенту Беларуси в ходе личного доклада Павла Каллаура, Председателя Правления Нацбанка, в январе 2018 года
 
В Национальном банке отмечают:
 
— На протяжении нескольких лет со стороны Министерства финансов, Белорусской ассоциации страховщиков и других организаций, представляющих финансовый сектор экономики страны, наблюдается интерес к МСИ с целью оказания дистанционных услуг населению. По мнению этих организаций, включение их в перечень пользователей МСИ позволит обеспечить доступ физических и юридических лиц к новым финансовым инструментам и услугам, снизить издержки при их предоставлении.
 
Что еще изменится?
 
Финансовые организации получат возможность совершать сделки в электронном виде с применением программно-аппаратных средств и технологий (в том числе с использованием биометрических данных клиентов) без использования электронной цифровой подписи (ЭЦП).
 
Дело в том, что для физлиц стоимость приобретения ЭЦП, а также периодическое продление срока действия сертификата (на 1, 2, 3 года) — достаточно затратно, а, следовательно, — менее привлекательно по сравнению с применением программно-аппаратных средств и технологий, среди которых — привычные многим интернет - площадки и личные кабинеты.
 
ЕРИП, в свою очередь, должен будет получить доступ к республиканским автоматизированным банкам данных: 
  • Министерства внутренних дел
  • Министерства юстиции
  • Министерства по налогам и сборам 
«для проверки актуальности и обеспечения формирования в системе идентификации достоверных данных о клиентах».
 
Высокое качество данных, хранящихся в МСИ, в свою очередь — обеспечит выполнение требований «Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (ФАТФ) и позволит участникам финансового рынка использовать актуальные и достоверные данные о клиентах.
 
Финансовым организациям  данные о клиентах из МСИ будут представляться на платной основе на основании договора
 
Изменения в Указ предусматривают возможность использования биометрических данных клиентов для их идентификации и аутентификации: 
  • при осуществлении банковских операций
  • при осуществлении финансовых операций
  • при оказании услуг
  • при осуществлении сделок 
— в том числе, с применением программно-аппаратных средств и технологий.
 
В частности, предусмотрена возможность для Национального банка, банков, финансовых организаций и государственных органов (при обновлении данных о клиентах и их представителях) использовать технологии автоматического распознавания изображений на фотографиях в документах, удостоверяющих личность, и изображений клиента (или его представителя) на фото- видео- записи в Интернете.
 
При этом требования к первичной идентификации остаются прежними — личное присутствие обязательно.
 
Предполагается, что  подписание  или подтверждение документов в электронном виде при  осуществлении банковских,  финансовых и других операций, с применением программно-аппаратных средств и технологий без использования ЭЦП будет считаться аналогом собственноручной подписи. Их использование не будет требовать наличия бумажной копии документов.
 
Предложена новая редакция понятия «идентификация». Изменение вызвано тем, что для отдельных процедур (например, регистрация в МСИ) необходимы данные, не являющиеся обязательными для проведения идентификации согласно нормам действующего законодательства. Например, номер мобильного телефона или адрес электронной почты. С другой стороны, эти данные необходимы для проведения процедуры аутентификации. 
 
Предусмотрена возможность совершения сделок с помощью смарт-контракта, который может быть применен в информационной сети Нацбанка, построенной с использованием технологии блокчейн
 
Норма, связанная со смарт-контрактом, призвана урегулировать возможные нестыковки между нормами Декрета Президента   от 21 декабря 2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» и деятельностью Нацбанка в сфере создания и функционирования информационной сети, построенной с использованием технологии блокчейн.
 
Смарт-контракт, в свою очередь, позволит Национальному банку, банкам и НКФО автоматизировать процесс совершения сделок при осуществлении банковских, финансовых  операций и другой деятельности.
 
Также проект Указа дополнен нормой, которая обязывает Нацбанк и банки предоставлять в МСИ идентификационные данные о клиентах-нерезидентах, их представителях-нерезидентах в соответствии с законодательством стран и юрисдикций, на территории которых эти клиенты-нерезиденты зарегистрированы.
 
Что будет с «банковской тайной»? 
  
Планируется, что новый Указ будет содержать нормы, согласно которым передача «данных в систему (и из системы) идентификации не является нарушением банковской тайны и иной охраняемой законодательством тайны».
 
Вместе с тем, «представление данных о клиентах, их представителях из системы идентификации и иное использование этих данных, за исключением случаев предоставления таких данных государственным органам в соответствии с законодательством Беларуси, будут осуществляться на основании согласия клиентов, их представителей в порядке, определяемом Нацбанком».
 
Одновременно сказано, что условия представления данных о клиентах, хранящихся в системе идентификации, будут определяться Национальным банком. Так Национальный банк и Совет Министров Беларуси, в пределах своих компетенций, будут определять: 
  • порядок и случаи использования программно-аппаратных средств и технологий, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и предоставления, а также использования и защиты информации, в том числе о биометрических данных клиентов, их представителей
  • порядок хранения документов, являющихся основанием для совершения банковских, финансовых операций и иных сделок, созданных в электронном виде  
  • перечень банковских, финансовых операций, услуг, сделок и иной деятельности, совершаемых с использованием программно-аппаратных средств и технологий   
  • порядок оказания юрлицам и индивидуальным предпринимателям (в том числе нерезидентам) услуг по проверке данных о физ- и юрлицах (в том числе нерезидентах), получения и хранения согласия этих физ- и юрлиц (в том числе нерезидентов), в отношении которых у  НКФО «ЕРИП» запрашивается информация. 
Планируется, что новый Указ вступит в силу после его официального опубликования.

Еще больше самых свежих и интересных банковских новостей на нашем канале в Telegram!
Хотите рассказать о банках всё, что думаете, заполните небольшую анкету!

Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет