Деньги ведь что ёж, которого легко словить, но непросто удержать
Клавдий Элиан



 

Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Покупка контрольной доли акций Яндекса сейчас слишком сложна даже для Сбербанка

Покупка контрольной доли акций Яндекса сейчас слишком сложна даже для Сбербанка

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
1271

Во второй половине октября биржи огласил тихий стон инвесторов, на чьих глазах курс акций Яндекса очень быстро просел на 23%. Причина оказалась прозаическая, но реально пугающая – якобы Сбербанк нацелился не только завладеть контрольным пакетом ценных бумаг компании, но и установить тотальную диктатуру над её политикой. Добиться права накладывать вето на неугодные сделки и прочее.

Тогда панику погасили, опубликовав открытое письмо от Яндекса, где черным по белому утверждалось: есть всего 2 пути заполучить крупный пакет акций компании и оба нереальны. Нужно или заручиться поддержкой огромного числа рядовых держателей акций, или надавить напрямую на основателя Яндекса, Аркадия Воложа. Но почему в компании так уверены, что это ни у кого не получится?
 


Акции Яндекса: какие они?

В теории, когда инвестор покупает акцию или несколько, он становится совладельцем части бизнеса и получает право им распоряжаться. Или хотя бы высказывать свое мнение, влиять на принятие решений. Однако настоящие владельцы компании мыслят иначе, они готовы поделиться прибылью, но изо всех сил стремятся сохранить контроль над бизнесом. И поэтому все акции изначально сильно дифференцированы:
  • Акции класса A – самые простые, одна акция эквивалентна одному голосу, свободный оборот на фондовом рынке.
  • Акции класса B – одна акций дает сразу 10 голосов, их нельзя купить, подарить, передать, максимум – единоразово конвертировать в класс A или C. Принадлежат основателям Яндекса
  • Акции класса C – временные, по 9 голосов, созданные специально для сделок. Мы берем одну акцию B и меняем на одну C и одну A, которую потом можно продать по рыночной цене. Но голоса, оставшиеся на C, автоматически сгорают и передачи влияния не происходит

Кто сегодня в акционерах Яндекса и у кого какая доля?
 
Слухи о желании Сбербанка установить диктатуру над Яндексом уже потому нелепы, что еще в 2009-ом банк получил «золотую акцию» компании. И вместе с ней право вносить правки в устав и блокировать рискованные сделки с крупными суммами. Спору нет, одиозным топ-менеджерам может захотеться больше власти, для чего нужно заполучить большой объем голосов, а не самих акций. Но как их добыть?

По состоянию на 15 февраля 2018-го, Аркадию Воложу принадлежит 49,2% голосов, Владимиру Иванову – 6,2%, Грегу Абовски – 0,01%. Еще есть совет директоров с их долей в 0,1%, а также много рядовых инвесторов, чьи акции можно интерпретировать суммарно как 44,49% голосов.

При этом если каким-то образом «раскулачивать» непосредственно Воложа, который категорически против продажи акций, то придется конвертировать его класс B в акции класса A и C с неизбежной потерей голосов. Не проще ли начать массово скупать активы по мелочи?

Есть и третий вариант, когда Яндекс под давлением лояльных Сбербанку директоров вдруг выпускает дополнительно 350 млн акций. Которые тут же, в момент выхода на рынок, оптом забирает банк. При курсе в  27,14 долларов на 24 октября 2018-го это потребует  9,49 млрд долларов, а это очень большие деньги даже для Сбербанка. Но даже такие траты не сулят гарантированной победы.
 
Выводы
 
Нельзя заставить Аркадия Воложа расстаться с вожделенными акциями класса B, но можно подождать, пока он сам этого не сделает. Все же актив не может лежать мертвым грузом и акции постепенно продаются, 6 лет назад их было 140 678 340 штук, а сейчас всего 39 254 658 штук.

И для сбора контрольного пакета акций достаточно скупать акции класса A на открытом рынке, периодически запуская подобные слухи, чтобы курс проседал и держатели ценных бумаг охотнее с ними расставались. Однако все упирается во время — скорее Волож успеет уйти на пенсию, чем менеджеры Сбербанка накопить нужный объем голосов для управления Яндексом.

Вот и получается, что Сбербанку нужно или провернуть очень дорогую и сложную сделку, или набраться терпения, чтобы завладеть Яндексом. Легкого решения нет и потому слухи о скорой смене власти в компании не более чем слухи.
 


Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет