Бизнес — это искусство извлекать деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию
Макс Амстердам 


 



 

Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Почему судебные исполнители с таким трудом взыскивают деньги с физлиц? Рассказываем

Почему судебные исполнители с таким трудом взыскивают деньги с физлиц? Рассказываем

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
3035

АИС ИДО заработает 2 января.   Но стало известно, что пока всё идёт не так гладко: исполнительные листы «висят» в банках по 19 лет, сотрудники банков не могут разобраться в требованиях коллекторов, взыскать деньги с юрлиц проще, чем с физлиц, а некоторые обременения оформлены с нарушениями.

Напомним, АИС ИДО — это программный комплекс будет принимать платежные требования и автоматически рассылать их во все банки, а банки станут мгновенно блокировать на своих счетах деньги должников, а потом также мгновенно списывать их.

9 сентября в Минске прошло совещание представителей банков с сотрудниками Министерства юстиции, которое было посвящено вопросам обработки постановлений органов принудительного исполнения:
  • со стороны Национального банка на совещании присутствовали Илона Ледницкая, начальник Главного управления регулирования банковских операций, а также руководители других структурных подразделений регулятора
  • от Министерства юстиции участие в совещании принял Дмитрий Коваленко, начальник Главного управления принудительного обеспечения и другие официальные лица
Кроме них, в мероприятии участвовали представители: ИП «АйБиЭй АйТи Парк» и БМРЦ, а также:
  • Банка БелВЭБ
  • Белагропромбанка
  • Беларусбанка
  • Белгазпромбанка
  • Белинвестбанка
  • БПС-Сбербанка
  • Приорбанка
На совещании участники рассмотрели проблемные вопросы, которые возникают у банков при обработке информации:
  • об обременениях к счетам клиентов на основании решений органов принудительного исполнения
  • о разрешениях на осуществление расходных операций, имеющихся в банках или поступающих в банки на бумажных носителях
— для их обработки в Автоматизированной информационной системе исполнения денежных обязательств (АИС ИДО).
 
Какие вопросы поднимали белорусские банки?

Банки отметили, что органы принудительного исполнения не соблюдают требования, которые определены в «Инструкции по исполнительному производству», утвержденной Минюстом 7 апреля 2017 года под №67, к порядку оформления и реквизитам постановлений, выносимых судебными исполнителями:
  • судебные исполнители в регионах не всегда соблюдают установленные формы постановлений
  • в одном постановлении об аресте денежных средств и другого имущества должника может быть сразу несколько должников, на имущество которых необходимо наложить арест. В этом случае времени, которое отводится для ввода информации в АИС ИДО (1 час — для бумажного носителя, 5 минут — для электронного документа) не хватает
  • выносятся постановления об аресте денежных средств, в которых суммы ареста определены в разных валютах. Иногда валюта суммы ареста отличается от валюты счета клиента и не устанавливается, по какому курсу следует определять сумму ареста: на день вынесения постановления или на день, когда постановление поступает в банк?
  • в постановлениях содержатся требования об уменьшении суммы арестованных средств при каждом частичном их перечислении на счета органов принудительного исполнения, а при полном перечислении — о снятии ареста
  • выносятся постановления о приостановлении ареста или списания средств со счетов должника в соответствии с Указом Президента №267 от 15 мая 2008 года
Банки также отметили, что значительное количество постановлений судебных исполнителей (некоторые банки назвали объем до 75%) поступает на бумажных носителях. Между тем, еще в начале 2018 года была внедрена технология электронного взаимодействия, которую одобрили и банки, и Минюст.

Кроме того, банки заявили, что не могут обеспечить полную автоматизацию процессов для АИС ИДО «при обработке разрешений на осуществление расходных операций по банковским счетам», потому что:
  • в банки поступает множество разрешений в отношении одного должника. И эти постановления оформлены на бумаге в различных формах
  • в таких документах не указаны суммы разрешаемых операций, а также номера и даты платежных требований, для выполнения которых судебными исполнителями вынесено разрешение для расходных операций
  • разрешения на осуществление расходной операции включаются в постановления о наложении ареста на денежные средства или в постановление о приостановлении расходных операций
  • выдаются разрешения на осуществление платежей в бюджет при нецелесообразности таких разрешений, поскольку согласно Указу Президента №267 такое разрешение не требуется
  • выдаются разрешения на осуществление платежей в бюджет за счет дебиторов
Также банки заметили, что (по состоянию на 31 декабря 2019 года) они должны будут предоставить информацию об обременениях счетов клиентов, которой располагают, но:
  • «такие решения представлены в различных формах, на бумажном носителе и содержат ряд условий, соблюдение которых банками не предполагает автоматизацию процесса обработки таких решений в принципе»
  • «в ряде случаев такие решения находятся в банках длительное время (начиная с 2000 года), в связи с чем требуется их инвентаризация со стороны органов, их вынесших»
— всё это может сократить поток электронных документов в конце 2019 года в рамках работ по переходу на АИС ИДО.
 
Что думает по поводу этих замечаний Минюст?
 
Органы принудительного исполнения оформляют и направляют в банки электронные постановления о наложении ареста на денежные средства или приостановлении расходных операций в отношении физлиц только в ряде случаев. Это вызвано тем, что соглашения об организации электронного взаимодействия в таких случаях подписано только с 11 банками.

Учитывая, что информация о наличии у должника счетов в банках и остатках на них поступает в Минюст из разных источников:
  • от налоговиков в отношении юрлиц «в потоковом режиме», без уточнения типов счетов
  • из Нацбанка — по разовым запросам, с наличием всех необходимых документов
— постановления судебных исполнителей могут оформляться на бумажном носителе.

Но к концу 2019 года планируется организовать получение данных о номерах открытых юрлицами и физлицами счетов в электронном виде из Национального банка. Это произойдет в рамках мероприятий по интеграции автоматизированных систем государственных органов.
 
Позиция Национального банка
 
Регулятор считает, что формирование электронных постановлений о наложении ареста на счет или приостановке по нему расходных операций не должно зависеть от каналов получения информации о счетах должников и остатков денег на них.
Для оптимизации работы по получению судебными исполнителями актуальной информации об открытых должниками счетах до конца 2019 года планируется:
  • «реализовать электронное взаимодействие  Автоматизированной информационной системы предоставления банковской информации Национального банка (АИС ПБИ) и Автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения».
К каким выводам пришли стороны по итогам совещания?
 
Минюст до 20 сентября 2019 года должен:
  • провести «методическую работу», чтобы обеспечить выполнение судебными исполнителями «Инструкции по исполнительному производству», утвержденной Минюстом 7 апреля 2017 года под №67
  • обратить внимание судебных исполнителей на необходимость — обязательно отражать в разрешениях на осуществление расходных операций «разрешенные» суммы, а также — номера и даты платежных требований, в отношении которых такие разрешения выдаются
  • акцентировать внимание судебных исполнителей на максимальное использование с 1 октября 2019 года электронного документооборота при направлении в банки, с которыми заключены соглашения об электронном взаимодействии, постановлений о наложении ареста на денежные средства или приостановлении расходных операций
  • на областном уровне проанализировать информацию, предоставленную банками на 1 сентября 2019 года, о постановлениях, вынесенных с нарушением законов, и принять меры по их устранению.
Банки до 1 октября 2019 должны:
  • предоставить региональным службам судебных исполнителей обобщенную информацию об имеющихся на 1 сентября постановлениях, вынесенных с  нарушениями и искажениями. Такая информация может быть представлена в виде скан-копий
  • предоставить Нацбанку сведения о работах (осуществляемых и планируемых), сроках их окончания, возникающих вопросах, если они связаны с модернизацией банковских информационных систем для работы с АИС ИДО
Национальный банк, в свою очередь будет:
  • требовать от региональных служб судебных исполнителей предоставить до 1 октября обобщенную информацию об имеющихся на 1 сентября постановлениях, вынесенных с нарушениями и искажениями
  • активизировать работу по переходу на электронное взаимодействие с Минюстом по приему, обработке и передаче постановлений о наложении ареста на денежные средства и приостановлении расходных операций в отношении физлиц.
Все эти меры должны обеспечить корректную работу АИС ИДО с первого рабочего дня следующего года.
 


Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет
Другие новости