Богатство подобно морской воде: чем больше ее пьешь, тем сильнее жажда
 
Артур Шопенгауэр

 

Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Одна копия Устава на юрлицо. Что делать при открытии нескольких банковских счетов?

Одна копия Устава на юрлицо. Что делать при открытии нескольких банковских счетов?

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
840

В Национальный банк Беларуси обратилось неназванное юридическое лицо, которое пожаловалось на то, что банки при открытии счета просят электронную копию Устава, которая впоследствии остается у них.

Требование о том, что юрлицо при открытии текущего (расчетного) счета должно предоставить банку копию (без нотариального свидетельствования) Устава юрлица со штампом о проведении госрегистрации  содержится в Декрете Президента №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 января 2009 года.

В обращении в Нацбанк сказано, что регистрирующим органом копия Устава в виде копии электронного документа выдается 1 раз. Юрлицо уверенно несет ее в банк для открытия счета и в банке же ее оставляет.  

Но… если необходимо открыть другие банковские счета, в том числе — дополнительные текущие (расчетные), предприятие вынуждено изготавливать копии с копии Устава, выданной регистрирующим органом. Но банки такие копии брать отказываются.
 
Получается, что право юрлица на открытие банковских счетов не может быть реализовано!
 
Из-за того, что контроль органов, осуществляющих госрегистрацию, возложен на Министерство юстиции Беларуси, Национальный банк направил соответствующий запрос туда и получил развернутый ответ с точкой зрения Минюста.
 
Ответ Министерства юстиции
 
В письме Минюста сказано — ведомство считает необходимым высказать свою точку зрения, при этом она не «может рассматриваться как официальное толкование нормативного правового акта».

Как же смотрит на эту проблему Минюст?

В соответствии с пунктом 13 «Положения о госрегистрации», утвержденного Декретом Президента № 1 от 2009 года, «документы для государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган путем личного обращения, а также в электронном виде».

В свою очередь, в «Инструкции о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом», утвержденной Совмином 31 августа 2011 под  № 1164 (далее – Инструкция), расписаны:  
  • порядок представления заявителями электронных документов в регистрирующие органы
  • порядок рассмотрения их регистрирующими органами
  • порядок направления заявителям соответствующих подтверждений, электронных документов
Согласно пункту 19 этой Инструкции, в день получения электронных документов сотрудник регистрирующего органа:
  • осуществляет государственную регистрацию юридического лица
  • направляет на веб-портал ЕГР уведомление о госрегистрации по форме, установленной Минюстом, и подписанное электронной цифровой подписью (ЭЦП)
  • направляет электронные документы, свидетельствующие о   госрегистрации. В том числе — Устав юридического лица (в том числе — изменения или дополнения, вносимые в Устав) 
Получается, что при электронной государственной регистрации юрлица заявителю направляется только электронный устав, подписанный ключом электронной цифровой подписи сотрудника регистрирующего органа
 
В соответствии с пунктом 22 Инструкции № 1164:
  • уполномоченный сотрудник регистрирующего органа, если заявитель предоставляет электронные документы в регистрирующий орган,
  • нотариус, при личном обращении заявителя или его представителя,
— имеют право удостоверить формы «внешнего представления электронных документов», в том числе Устава юридического лица, на бумажном носителе.

При этом регистрирующий орган может удостоверить только 1 экземпляр электронного Устава юридического лица. И он проставляет только 1 удостоверительную надпись на форме «внешнего представления электронного документа» на бумажном носителе.

Минюст согласен, что, в соответствии с Декретом Президента № 1 за 2009 год, юрлицами для открытия текущих (расчетных) банковских счетов нужно предоставить в банк, НКФО копию (без нотариального засвидетельствования) Устава, имеющую штамп  о  госрегистрации.

А согласно Закону Беларуси от 28 декабря 2009  «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»:

— Копия электронного документа создается  удостоверением формы «внешнего представления электронного документа» на бумажном носителе в порядке, установленном законодательством  Беларуси.

После этого оригинал электронного документа и его копия, соответствующая требованиям статьи 20 Закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», имеют одинаковую юридическую силу!

Поэтому Минюст считает, что электронная копия Устава, которую «правильно заверили», — это аналог оригинала на бумажном носителе, и:

— В этой связи оснований, по которым юридическое лицо не вправе удостоверить верность копии с копии электронного, надлежащим образом удостоверенного, документа, не усматривает.

Минюст, опираясь на Директиву Президента № 4 от 31 декабря 2010 «О развитии предпринимательства и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», считает, что:

— Юридическое лицо для открытия текущего (расчетного) счета имеет право предоставить в банк удостоверенную им копию с формы внешнего представления электронного устава на бумажном носителе.

Для разрешения возникающих на практике вопросов (при открытии юрлицами банковских счетов) Минюст предлагает учитывать его позицию, а также — довести ее до банков и НКФО.
 


Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет