1678
В Национальный банк Беларуси обратилось неназванное юридическое лицо, которое пожаловалось на то, что банки при открытии счета просят электронную копию Устава, которая впоследствии остается у них.
Требование о том, что юрлицо при открытии текущего (расчетного) счета должно предоставить банку копию (без нотариального свидетельствования) Устава юрлица со штампом о проведении госрегистрации содержится в Декрете Президента №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 января 2009 года.
В обращении в Нацбанк сказано, что регистрирующим органом копия Устава в виде копии электронного документа выдается 1 раз. Юрлицо уверенно несет ее в банк для открытия счета и в банке же ее оставляет.
Но… если необходимо открыть другие банковские счета, в том числе — дополнительные текущие (расчетные), предприятие вынуждено изготавливать копии с копии Устава, выданной регистрирующим органом. Но банки такие копии брать отказываются.
Получается, что право юрлица на открытие банковских счетов не может быть реализовано!
Из-за того, что контроль органов, осуществляющих госрегистрацию, возложен на Министерство юстиции Беларуси, Национальный банк направил соответствующий запрос туда и получил развернутый ответ с точкой зрения Минюста.
Ответ Министерства юстиции
В письме Минюста сказано — ведомство считает необходимым высказать свою точку зрения, при этом она не «может рассматриваться как официальное толкование нормативного правового акта».
Как же смотрит на эту проблему Минюст?
В соответствии с пунктом 13 «Положения о госрегистрации», утвержденного Декретом Президента № 1 от 2009 года, «документы для государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган путем личного обращения, а также в электронном виде».
В свою очередь, в «Инструкции о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом», утвержденной Совмином 31 августа 2011 под № 1164 (далее – Инструкция), расписаны:
- порядок представления заявителями электронных документов в регистрирующие органы
- порядок рассмотрения их регистрирующими органами
- порядок направления заявителям соответствующих подтверждений, электронных документов
Согласно пункту 19 этой Инструкции, в день получения электронных документов сотрудник регистрирующего органа:
- осуществляет государственную регистрацию юридического лица
- направляет на веб-портал ЕГР уведомление о госрегистрации по форме, установленной Минюстом, и подписанное электронной цифровой подписью (ЭЦП)
- направляет электронные документы, свидетельствующие о госрегистрации. В том числе — Устав юридического лица (в том числе — изменения или дополнения, вносимые в Устав)
Получается, что при электронной государственной регистрации юрлица заявителю направляется только электронный устав, подписанный ключом электронной цифровой подписи сотрудника регистрирующего органа
В соответствии с пунктом 22 Инструкции № 1164:
- уполномоченный сотрудник регистрирующего органа, если заявитель предоставляет электронные документы в регистрирующий орган,
- нотариус, при личном обращении заявителя или его представителя,
— имеют право удостоверить формы «внешнего представления электронных документов», в том числе Устава юридического лица, на бумажном носителе.
При этом регистрирующий орган может удостоверить только 1 экземпляр электронного Устава юридического лица. И он проставляет только 1 удостоверительную надпись на форме «внешнего представления электронного документа» на бумажном носителе.
Минюст согласен, что, в соответствии с Декретом Президента № 1 за 2009 год, юрлицами для открытия текущих (расчетных) банковских счетов нужно предоставить в банк, НКФО копию (без нотариального засвидетельствования) Устава, имеющую штамп о госрегистрации.
А согласно Закону Беларуси от 28 декабря 2009 «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»:
— Копия электронного документа создается удостоверением формы «внешнего представления электронного документа» на бумажном носителе в порядке, установленном законодательством Беларуси.
После этого оригинал электронного документа и его копия, соответствующая требованиям статьи 20 Закона «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», имеют одинаковую юридическую силу!
Поэтому Минюст считает, что электронная копия Устава, которую «правильно заверили», — это аналог оригинала на бумажном носителе, и:
— В этой связи оснований, по которым юридическое лицо не вправе удостоверить верность копии с копии электронного, надлежащим образом удостоверенного, документа, не усматривает.
Минюст, опираясь на Директиву Президента № 4 от 31 декабря 2010 «О развитии предпринимательства и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», считает, что:
— Юридическое лицо для открытия текущего (расчетного) счета имеет право предоставить в банк удостоверенную им копию с формы внешнего представления электронного устава на бумажном носителе.
Для разрешения возникающих на практике вопросов (при открытии юрлицами банковских счетов) Минюст предлагает учитывать его позицию, а также — довести ее до банков и НКФО.
Источник: www.infobank.by