Богатства в мире нет бесценнее, чем разум сильный с правой целью
Джоан Роулинг

Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Новая статья УПК - Запрет определенных действий

Новая статья УПК - Запрет определенных действий

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
15677

И закон, и права постепенно выхолащиваются — ведь даже гранит подвержен эрозии. Пятая из моих «Деклараций» указывает, как извращается закон. Это цикл столь же древний, как племенная рознь. Начинается он с невежества относительно Других. Невежество порождает страх. Страх порождает ненависть, а ненависть порождает насилие. Насилие подпитывает дальнейшее насилие, пока единственным законом не станет все, чего только ни пожелает самый сильный.
Дэвид Митчелл
Облачный атлас
 
6 января 2021 г. был принят Закон №85-З Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности.

Изменения в Уголовном кодексе мы посмотрели.

Сейчас продолжим разбираться, что еще поменялось в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь, и как это отразится на беларусах.

Подача материала будет идти так – часть текста из закона № 85-З Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности, далее пояснение по этой части.
 
Начнем не по порядку с новой статьи - Статья 1231. Запрет определенных действий, но так будет более понятны другие изменения.
Дополнить Кодекс статьей 1231 следующего содержания:
 
 «Статья 1231. Запрет определенных действий
 
1. Запрет определенных действий заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанности соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных на них запретов. Запрет определенных действий может быть применен в любой момент производства по уголовному делу.
 
2. Запрет определенных действий в качестве меры пресечения применяется в порядке, установленном статьей 119 настоящего Кодекса.
 
3. С учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого, фактических обстоятельств уголовного дела на подозреваемого, обвиняемого могут быть возложены следующие запреты:

1) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;

2) пребывать в общем с потерпевшим жилом помещении и распоряжаться общей совместной собственностью – для подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления в отношении члена семьи;

3) общаться с определенными лицами;

4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;

5) использовать средства связи и глобальную компьютерную сеть Интернет;

6) управлять транспортным средством – если совершенное преступление связано с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. 4. Контроль за соблюдением подозреваемым или обвиняемым запретов осуществляется посредством применения мер, предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса.
 
5. В постановлении (определении) о применении меры пресечения в виде запрета определенных действий указываются конкретные условия исполнения этой меры пресечения с учетом возлагаемых запретов (места (их адреса или расположение), запрещенные для посещения, данные о расстоянии, ближе которого запрещено приближаться к определенным объектам, лицах, с которыми запрещено общаться, способы связи со следователем, органом дознания или другим органом, осуществляющим контроль за поведением подозреваемого или обвиняемого, другие условия), а также обязанность подозреваемого или обвиняемого самостоятельно являться по вызовам следователя, органа дознания или суда.
 
6. Подозреваемый или обвиняемый не могут быть ограничены в праве использования средств связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации. О каждом таком звонке в случае установления запрета, связанного с использованием средств связи, подозреваемый или обвиняемый незамедлительно информируют орган, осуществляющий надзор за поведением подозреваемого или обвиняемого.
 
7. В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым возложенных на них запретов, отказа от применения к ним электронных средств контроля или умышленного повреждения, уничтожения, нарушения целостности указанных средств либо совершения ими иных действий, направленных на нарушение функционирования применяемых к ним электронных средств контроля, эта мера пресечения может быть изменена на более строгую.».
 
Пояснения

Ну что можно сказать – добро пожаловать в новый мир электронных ошейников, электронных кандалов и т.д. То, что мы до этого видели в кино – будет сейчас в Беларуси.

Обратите внимание на важный момент – когда может применяться такая мера пресечения «Запрет определенных действий может быть применен в любой момент производства по уголовному делу
 
То есть, как только заведено уголовное дело, сразу могут одеть этот «электронный ошейник», запретить посещать определенные мероприятия и участвовать в них, и кроме этого запретить пользоваться средствами связи и Интернетом.
 
Вы ведь помните как в один из дней 2020 года, на людей которые шли на Куропаты, завели сразу более 200 уголовных дел?
 
Содержать в камерах большое количество заключенных - это достаточно большой гемморой для властей – надо же их где то разместить, кормить, охранять и т.д и т.п
 
А тут очень удобно – можно хоть 10 000 человек сразу одеть в эти «электронные средства контроля»

Складывается очень стойкое ощущение «закручивания гаек», то есть плетей все больше и больше, а пряник становится все меньше и меньше, превращаясь в нечто неосязаемое.
«Статья 2. Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. следующие изменения…

…В части 5 статьи 34: пункты 3 и 14 после слов «домашнего ареста» дополнить словами «, запрета определенных действий»; пункт 11 после слова «следователем» дополнить словами «при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении,
 
Пояснения

Вот как эта статья будет выглядеть с изменениями (выделено цветом то что добавили):

Статья 34. Прокурор

….3) лично производить отдельные следственные и другие процессуальные действия при санкционировании применения меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, а также предварительное следствие в полном объеме в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;

…11) выносить требование начальнику следственного подразделения, органу дознания об устранении нарушений законодательства, допущенных органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлении,  в ходе дознания, предварительного следствия;

… 14) санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий, залога; проведение обыска, осмотра жилища или иного законного владения; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку; требование о представлении информации и выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в судебно-психиатрический экспертный стационар; отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом;
 
Тут мы видим, что этот запрет определенных действий назначить может прокурор.
В статье 35: в части 2: дополнить часть пунктом 121 следующего содержания:
 
«121) приостанавливать проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;»;
 
дополнить часть пунктами 151–154 следующего содержания:
 
 «151) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении проверки и возбуждать уголовное дело;

152) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения о возбуждении уголовного дела и отказывать в возбуждении уголовного дела;

153) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения о возбуждении уголовного дела и направлять этому же или другому следователю (нижестоящему начальнику следственного подразделения) материалы проверки для проведения дополнительной проверки по заявлению или сообщению о преступлении;

154) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения о возбуждении уголовного дела и прекращать производство по уголовному делу, если по нему уже произведены следственные действия;»;

часть 5 после слов «домашнего ареста,» дополнить словами «запрета определенных действий,»

Пояснения

Вот как эта статья будет выглядеть с изменениями (выделено цветом то что добавили):

Статья 35. Начальник следственного подразделения

…2. Начальник следственного подразделения вправе:

…12) продлевать срок проверки по заявлению или сообщению о преступлении в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также устанавливать срок проведения такой проверки в случае отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела либо о возбуждении уголовного дела;

121) приостанавливать проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

…15) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения, а также незаконные и необоснованные указания нижестоящего начальника следственного подразделения, помощника начальника следственного подразделения;

151) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении проверки и возбуждать уголовное дело;

152) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения о возбуждении уголовного дела и отказывать в возбуждении уголовного дела;

153) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения о возбуждении уголовного дела и направлять этому же или другому следователю (нижестоящему начальнику следственного подразделения) материалы проверки для проведения дополнительной проверки по заявлению или сообщению о преступлении;

154) отменять незаконные и необоснованные постановления следователя и нижестоящего начальника следственного подразделения о возбуждении уголовного дела и прекращать производство по уголовному делу, если по нему уже произведены следственные действия;


Что это значит?  Эти изменения значительно расширяют полномочия Начальника следственного подразделения. Он теперь может:
  • приостанавливать проведение проверки
  • отменять постановления своих подчиненных
  • возбуждать или наоборот не возбуждать уголовные дела
  • перенаправлять материалы другим следователям
Обратите внимание, что не установлены сроки, на которые может приостанавливаться проверка, то есть можно приостановить хоть на 10 лет.

А вот часть 5 этой статьи (выделено цветом то что добавили)::

5. Председатель Следственного комитета Республики Беларусь или лицо, исполняющее его обязанности, при производстве предварительного следствия следователем Следственного комитета Республики Беларусь по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 210, частями 1 и 2 статьи 211, частью 1 статьи 235, частью 3 статьи 281, частью 3 статьи 282, частью 2 статьи 424, частью 2 статьи 425, частями 1 и 2 статьи 426, частью 2 статьи 427, статьями 428, 429, частью 1 статьи 431, частями 1 и 2 статьи 432 и частью 1 статьи 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь, вправе вынести мотивированное постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий, залога; о проведении обыска, осмотра жилища или иного законного владения; о наложении ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемке, выемке документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; о прослушивании и записи переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; об извлечении трупа из места захоронения (эксгумации); о помещении подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в судебно-психиатрический экспертный стационар; об отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом. Указанное постановление не требует санкционирования прокурором. Копия соответствующего постановления в течение 24 часов направляется Генеральному прокурору Республики Беларусь или лицу, исполняющему его обязанности.

Тут мы видим - запрет определенных действий может налагать и Председатель следственного комитета.
В части 1 статьи 37: пункт 1 дополнить словами «и входящие в их состав отделы (отделения) милиции»;

дополнить часть пунктом 41 следующего содержания: «41) начальники исправительных учреждений открытого типа – по уголовным делам о преступлении, предусмотренном статьей 415 Уголовного кодекса Республики Беларусь;»;

пункт 7 изложить в следующей редакции: «7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 225–227, 233–235, 237–245, 252 и 2611 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также о коррупционных преступлениях и преступлениях, предусмотренных статьями 209, 211, 216, 427, 428 и 433 Уголовного кодекса Республики Беларусь, выявленных в экономической сфере при выполнении возложенных на них задач;»;

в пункте 8 слова «противопожарных правил» заменить словами «требований пожарной безопасности»

Пояснения

Вот как эта статья будет выглядеть с изменениями (выделено цветом то что добавили):

Статья 37. Органы дознания

1. Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными законом осуществлять дознание, являются:

1) Министерство внутренних дел Республики Беларусь, специальные подразделения по борьбе с коррупцией и организованной преступностью органов внутренних дел, территориальные органы внутренних дел и входящие в их состав отделы (отделения) милиции;

7) органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 225–227, 233–235, 237–245 и 2611 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также о коррупционных преступлениях и преступлениях, предусмотренных статьями 209, 211, 216, 427, 428 и 433 Уголовного кодекса Республики Беларусь, выявленных в экономической сфере при выполнении возложенных на них задач

8) органы государственного пожарного надзора – по уголовным делам о пожарах и нарушении требований пожарной безопасности;
 
Эти изменения позволяют сейчас производить дознание сотрудниками отделов или отделений милиции.

Также сейчас органы финансовых расследований КГК еще сильнее возьмутся за нарушителей, посмотрите на какие статьи расширили их полномочия:

Статья 209. Мошенничество
Статья 211. Присвоение либо растрата
Статья 216. Причинение имущественного ущерба без признаков хищения
Статья 427. Служебный подлог
Статья 428. Служебная халатность
Статья 433. Незаконное вознаграждение
 
Что касается изменений в пункте 8 то с 25 мая 2020 г. Правила пожарной безопасности Республики Беларусь (ППБ Беларуси 01–2014) утратили силу Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 25 марта 2020 г. № 13  Вместо них вопросы пожарной безопасности регулируются Общими требования пожарной безопасности, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7, рядом постановлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и перечнем Специфических требованиий по обеспечению пожарной безопасности утвержденных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
Часть 2 статьи 88 после слова «свидетеля» дополнить словами «, в том числе их звуко- и видеозапись».

Пояснения

Вот как эта статья будет выглядеть с изменениями (выделено цветом то что добавили):

Статья 88. Доказательства

…2. Источниками доказательств являются показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, в том числе их звуко- и видеозапись; заключения эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных действий, звуко- или видеозаписи хода судебных заседаний, протоколы судебных заседаний, протоколы оперативно-розыскных мероприятий, иные документы и другие носители информации, полученные в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Теперь это изменение позволяет использовать как доказательства звуко- и видео запись.
 
Те, кто участвовал в судах по статье 23.34 знают, что судьи, в основном отклоняли ходатайства о запросе видео с камер наблюдения на улицах или с видеорегистраторов сотрудников милиции. Может хоть сейчас не будут так делать.
Пункт 4 статьи 98 после слов «либо по приговору» дополнить словами «, постановлению, определению»

Пояснения

Вот как эта статья будет выглядеть с изменениями (выделено цветом то что добавили):

Статья 98. Меры, принимаемые в отношении вещественных доказательств при разрешении уголовного дела

В приговоре, определении или постановлении о прекращении производства по уголовному делу должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах. При этом:

…4) деньги и иные ценности, приобретенные преступным путем, по приговору суда или постановлению органа уголовного преследования обращаются на возмещение вреда от преступления потерпевшему, иному лицу либо по приговору, постановлению, определению суда подлежат конфискации. Другие вещественные доказательства выдаются их законным владельцам, а при неустановлении последних подлежат конфискации. В случае спора об их принадлежности он подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства;

Теперь деньги и иные ценности подлежат конфискации не только по приговору суда, а по постановлению и определению.

Постановление – любое, помимо приговора и определения, решение, вынесенное судьей либо судом или органом уголовного преследования при производстве по материалам или уголовному делу

Определение – любое, помимо приговора и постановления, решение, вынесенное коллегиальным составом суда при производстве по уголовному делу
 
Приговор – решение, вынесенное судом первой инстанции по вопросу о виновности или невиновности обвиняемого, о применении или неприменении к нему наказания и по другим вопросам, подлежащим разрешению.
В части 2 статьи 103: после слова «представления» дополнить часть словом «информации,»;

слова «ревизий и» исключить;

второе предложение изложить в следующей редакции: «Требование органа уголовного преследования о представлении информации, документов, содержащих охраняемую законом тайну, в предусмотренных законодательными актами случаях, а также о представлении информации, документов, содержащих государственные секреты, санкционируется прокурором.

Пояснения

Вот как эта статья будет выглядеть с изменениями (выделено цветом то что добавили):

Статья 103. Собирание доказательств

…2. Орган уголовного преследования, а также суд по ходатайству сторон или по собственной инициативе в пределах своей компетенции вправе по находящимся в их производстве материалам и уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом, вызывать любое лицо для проведения следственных и других процессуальных действий или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, обыски и другие предусмотренные настоящим Кодексом следственные действия;

требовать от организаций, должностных лиц и граждан, а также органов, уполномоченных законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, представления информации, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела; требовать производства проверок от соответствующих органов и должностных лиц.

Требование органа уголовного преследования о представлении информации, документов, содержащих охраняемую законом тайну, в предусмотренных законодательными актами случаях, а также о представлении информации, документов, содержащих государственные секреты, санкционируется прокурором.

Сейчас органы будут требовать от организаций, должностных лиц и граждан предоставление информации.
 
Как это может выглядеть? Ну например будут запрашивать данные с камер видеонаблюдений, с автомобильных регистраторов и  мобильных телефонов. Ведь информация это очень широкое определение и она может быть в любом виде.
Часть 2 статьи 116 дополнить пунктом 41 следующего содержания: «41) запрет определенных действий;».

Пояснения

Вот как эта статья будет выглядеть с изменениями (выделено цветом то что добавили):

Статья 116. Понятие и виды мер пресечения

1. Меры пресечения – это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

2. Мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;
2) личное поручительство;
3) передача лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части;
4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;
41) запрет определенных действий;
5) залог;
6) домашний арест;
7) заключение под стражу.

Тут запрет определенных действий является мерой пресечения.
В следующем материале расскажем, что поменялось в таких статьях как Залог и Домашний арест.
 
Я например на свете лучшей книгой считаю кодекс уголовный наш…
В.С. Высоцкий


 
 
 
В это время не все могут размещать у нас рекламу,  и вы, наверное, понимаете, почему. Дополнительно про это можно прочитать здесь.

Если вы считаете наш сайт полезным, можете поддержать его, перечислив любую сумму на карточку Mastercard номер  5185 9749 0029 0661.

Если у вас белорусская карта (любой платежной системы), перевод можете сделать с помощью этого сервиса Переводы.


Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет
Другие новости