Я оцениваю людей по их манере истрачивать деньги. Деньги – не самоцель, а материальное доказательство того, что человек не ошибся 
Коко Шанель

 

Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Навязчивый сервис

Навязчивый сервис

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
2011

Сегодня практически каждый обладатель мобильного телефона или электронной почты не раз чувствовал раздражение, получая спам. А если подобная навязчивая рассылка вовсе не является спамом? И оказались в числе подписчиков, сами того не подозревая, вы по своей воле? И такое бывает.

В соседней Украине, например, это явление стало довольно распространенным. Жертвой в такой ситуации оказаться просто. Достаточно просто оформить онлайн-заявку на получение кредита.

Онлайн-заявка – большое удобство. Не выходя из дома, вы можете начать оформление кредита. И в случае положительного ответа вам останется только посетить банк, подписать договор и получить нужную сумму. Поэтому услуга востребована, обращений через интернет банки получают немало.


 
Чем  и воспользовались некоторые украинские банки. При заполнении формы многие ставят автоматически галочку в пункте «согласен с..», не читая текста соглашения. Но тут-то и кроется подвох.

Например, в условиях оформления онлайн-заявки украинского филиала Альфа-Банка указано, что «в случае отказа банка в выдаче кредита клиент дает соглашение сроком на 5 лет на обработку и использование его персональных данных в целях информирования о новых кредитных продуктах и банковских услугах, предоставляемых банком».

 Еще «перспективнее» условия украинского ВТБ Банка: «Отправлением online-заявки даю свое согласие на обработку (сбор, регистрацию, накопление, хранение, адаптирование, изменение, использование, распространение, обезличивание, уничтожение) персональных данных на протяжении срока правоотношений между мной и Банком, а также 50 лет с момента окончания правоотношений между мной и банком»  А банк Ренессанс-Кредит вообще не ограничивает себя временными рамками.

Кроме ловушки с рассылкой, некоторые банки вовсе не гарантируют безопасность ваших данных. «Ваши персональные данные могут предоставляться органам государственной власти и местного самоуправления, а также предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам, включая иностранных и физических лиц», прописано в прилагаемом к онлайн-заявке соглашении от Платинум Банка.

А что же у нас?

Анализ банковских сайтов показал, что с онлайн-заявками работает приблизительно половина белорусских банков. В основном предлагаются простые формы, без каких-либо дополнительных соглашений. Если же и встречаются «согласен с ..», то как правило это стандартные условия получения банковского кредита, включающие передачу банку права на проверку личных данных.

Часто клиенты имеют возможность самостоятельно подписаться на рассылку банка. Например, в Идея Банке клиенты могут подписаться на рассылку по новым продуктам.  Таким образом они вовремя получают  уникальные предложения. Однако по первому желанию клиент всегда  может отписаться от рассылки.

Тем не менее, при заполнении онлайн-заявки и вообще при получении кредита человек оставляет в банке свои личные данные. Безопасно ли это?

Кристина Витушко, начальник управления маркенинга БНБ-Банка:

- В наш банк поступают электронные заявки на кредиты как через форму, размещенную на официальном сайте, так и из внешних источников. После рассмотрения этих заявок клиенту сообщают о принятом решении. Автоматически добавлять полученную с помощью заявки электронную почту в свою рассылку и регулярно сообщать человеку о новых продуктах банка мы не имеем права по Закону о рекламе, необходимо согласие клиента.

- Не каждый человек заинтересован в получении писем от банка, зато многие знают, что любой банковский сайт содержит полную и, зачастую, исчерпывающую информацию о продуктах, услугах, тарифах и даже отчеты о прибылях и убытках банка. Об этом позаботился регулятор, создав инструкцию «О раскрытии информации».

- Таким образом, автоматически адреса в рассылку не идут. Но и о полученной заявке мы не забываем – возможно, через некоторое время человеку будет предложена новая услуга банка. В Украине ситуация несколько иная, отношения банков с Нацбанком строятся по-другому, подходы к кредитованию, возможно, менее консервативные (и объемы просроченной задолженности, кстати, выше, чем в Беларуси).

- У банкиров и клиентов другой темперамент, уровень конкуренции и правила игры, в рамках которых, наверное, абсолютно нормальным считается автоматически добавлять в список получателей рассылки любого адресата, попавшего в поле зрения банка.


Владимир Несмашный, юрист, аналитик:

- Гипотетически такая практика возможна. Но, как говорится, до первого «стука». Поскольку это формально противоречит законодательству. Заключение соглашений в рамках предпринимательской деятельности оформляются путем надлежащего волеизъявления сторон в определенных формах.

Законодательство знает три такие формы. Устная - это когда мы, например, покупаем батон в магазине. Письменная – при заключении кредитного договора и подобных актов. Нотариальная – покупка недвижимости и т.д.


- Получение и использование банком любой информации о гражданине может строиться только на основании договора или соглашения в письменной форме. Путем проставления личной подписи либо путем использования электронной цифровой подписи. Нажатие кнопки «согласен» или «принять» может расцениваться как волеизъявление, но не может гарантировать, что оно сделано именно тем лицом, которое указано.

- Таким образом, нельзя утверждать, что нажатие кнопки или проставление иного спецсимвола (галочки и т.д.) приводит к заключению договора, признаваемого законодательством таковым. Поэтому можно сказать, что появление такой практики в Беларуси изначально ставится под сомнение с точки зрения законности.


Таким образом, можно надеяться, что белорусским потребителям банковских услуг подобная ситуации не грозит. На страже интересов клиента стоит наше законодательство, да и банки не хотят терять добрую репутацию из-за мелкой игры. Однако, в жизни бывает всякое. Нажимая на кнопку «согласен с..», задумайтесь, не попадаете ли вы в ловушку. И всегда внимательно читайте предлагаемые вам соглашения.

Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет