Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете уже только о деньгах
Пол Гетти



Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Мегарегулятор финансового рынка: на перекрестке мнений

Мегарегулятор финансового рынка: на перекрестке мнений

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
3347

На несовершенство существующей в Беларуси системе регулирования и надзора за отдельными сегментами финансового рынка указывает заместитель Председателя Правления Национального банка Беларуси Сергей Дубков.

В статье, опубликованной в журнале “Банковский вестник” он, в частности, отмечает, что за развитие и надзор за банковским сектором отвечает Нацбанк, за развитие небанковского сектора финансового рынка – белорусское правительство. Минфин осуществляет контроль за развитием рынка ценных бумаг, страховым рынком, деятельностью ломбардов.

За развитие лизинговой деятельности и инвестиционных фондов отвечает Минэкономики. В то же время, автор указывает, что некоторые участники белорусского финансового рынка не попадают под надзор ни одного государственного органа.



Сергей Дубков
 
За развитие негосударственных пенсионных фондов и надзор за финансовыми посредниками, обеспечивающими участие резидентов на рынке Forex, а также за деятельность микрофинансовых организаций не отвечает ни один государственный орган”, - подчеркивает Сергей Дубков.

Автор статьи задается вопросом, как можно ожидать долгосрочного экономического развития государства без принятия надлежащих мер по развитию финансового рынка?

С одной стороны, как отмечает Сергей Дубков, даже в случае, когда имеется государственный орган, ответственный за развитие того или иного сегмента финансового рынка, это не означает, что сфера развивается достаточными темпами.

Зампред приводит в пример развитие страхового рынка в Беларуси. Так, если в большинстве государств Европейского союза доля страховых взносов в ВВП составляет от 5 до 16%, то в Беларуси этот показатель составляет всего около 1%.

Согласно данным, которые приводит С. Дубков, на низком уровне  также остается капитализация белорусских страховых организаций — отношение активов страхового рынка к ВВП составляет в республике около 2%, в то время как, например, в Польше — около 5%.

Сергей Дубков также характеризует состояние рынка ценных бумаг Беларуси.

Он, в частности, констатирует, что меры, принятые белорусским правительством и Нацбанком нашей страны в 2008—2010 гг способствовали становлению и развитию отечественного рынка ценных бумаг.

Автор отмечает, что недостаточное развитие отдельных сегментов и институтов приводит лишь к временному формальному росту количественных характеристик рынка корпоративных ценных бумаг, в то время как его макроэкономическая роль не проявляется.

Сергей Дубков также указывает на существующие диспропорции в развитии различных сегментов биржевого рынка. Он полагает, что такая ситуация является следствием неготовности субъектов хозяйствования к привлечению финансовых ресурсов посредством выпуска акций и выхода на организованный рынок в целях определения рыночной цены акций.

 Среди факторов, которые препятствуют развитию рынка корпоративных ценных бумаг, автор называет, в частности, недостаточную активность процессов приватизации, отсутствие инфраструктурных институтов, значимых для развития рынка ценных бумаг, наличие дисбаланса между темпами и объемами развития рынков государственных и корпоративных ценных бумаг, низкий уровень прозрачности этого рынка и ряд других.


 
Сергей Дубков расматривает практику создания мегарегуляторов в разных странах и приводит примеры реформ институтов регулирования, которые наблюдались в мире в 2010—2011 гг. Он делает вывод, что в мире происходит консолидация финансового регулирования и надзора в центральном банке.

В ряде стран усиливается роль центрального банка на финансовом рынке. При этом, как заявляет автор публикации, “на фоне трансформационных процессов, происходящих в мире, существующая система регулирования финансового рынка в Республике Беларусь выглядит не лучшим образом”.

Сергей Дубков подчеркивает, что многие страны, проанализировав предыдущие ошибки, перераспределили полномочия среди национальных регуляторов. При этом – делает вывод эксперт – “наиболее эффективный надзор за рыночными игроками будет осуществлять тот, кто обеспечивает их финансовую поддержку в экстремальных условиях”.

Он также заявляет о том, что реформа институтов надзора должна заключаться в формализации взаимодействия между ведомствами для обеспечения финансовой стабильности.

Европейские государства продвигаются в данном направлении по пути построения европейских надстроек над регуляторами, что, в частности, выразилось в создании открытого Европейского совета по мониторингу системных рисков”, - отмечает автор.

Сергей Дубков отмечает преимущества создания медиарегулятора, к которым относятся, в частности, сокращение издержек государства за счет экономии на масштабе деятельности, унифицированный подход к регулированию и надзору за финансовым сектором, повышение эффективность анализа шоков, влияющих на финансовую систему в целом, а также усиление ответственности регулятора финансового сектора.

В то же время среди недостатков он указывает на возможно несущественный уровень выгоды от экономии на масштабе деятельности с макроэкономической точки зрения. По мнению зампреда НББ, процесс слияния специализированных регуляторов может привести к временной недееспособности мегарегулятора в течение переходного периода.


  Читать также:
В заключение он делает вывод, что применительно к Беларуси на современном этапе целесообразна разработка концепции по объединению регулирующих и надзорных функций над всеми сегментами финансового рынка в едином органе.

Данный орган сможет перенять функции по регулированию и надзору за рынком ценных бумаг и страховым рынком, которые в настоящее время закреплены за Департаментом по ценным бумагам и Главным управлением страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь”, - заключает заместитель Председателя Правления Нацбанка.

Таким образом, позиция регулятора поянтна и вполне обоснованна.  Однако напрашивается вопрос – а что думают по поводу совершенствования системы регулирования финансового рынка Беларуси непосредственные его участники?

Генеральный директор инвестиционной компании «Деним Трейдинг» Дмитрий Овчаров полагает, что на сегодняшний день вопрос перераспределения функций надзора и регулирования финансового рынка в Беларуси преждевременен.

- В первую очередь должны быть определены стратегия, цели и задачи каждого из сегментов финансового рынка РБ, - полагает эксперт.

Директор по корпоративным коммуникациям Альпари Валерий Тарасов обращает внимание, что в современных условиях глобализации мировой экономики и мирового рынка капитала вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности и устойчивости национального финансового рынка к влиянию внешних факторов принимают особое значение и требуют повышенного внимания и решительных действий со стороны профессионального сообщества и органов власти.
 
- Очевидно, что конкурентные преимущества будут на стороне тех национальных финансовых рынков, которые смогут обеспечить максимальную устойчивость и стабильность своего развития, - отмечает эксперт.
 
По его словам, в кризисных ситуациях устойчивость того или иного национального рынка кардинально повышает его привлекательность в глазах мировых инвесторов, выступая своеобразным катализатором роста конкурентоспособности этого рынка, что в первую очередь обеспечивается наличием емкого и широко распределенного инвестиционного спроса, характеризующегося достаточно длительными горизонтами привлечения средств на финансовый рынок и высокой долей национальных частных инвесторов в его структуре.
 
- Увеличение степени вовлеченности непрофессиональных участников в операции на финансовом рынке не только даёт возможность эффективного размещения сбережений граждан, но и может способствовать постепенному снижению волатильности, сдерживанию инфляции, повышению стабильности и привлекательности белорусского финансового рынка, - уверен Валерий Тарасов.
 
Он обращает внимание, на то, что одним из эффективных способов привлечения в экономику страны средств частных инвесторов является именно сегмент рынка Форекс.
 
- В мировой практике Форекс (ФОРЕКС, от англ. FOReign EXchange — обмен иностранной валюты) — это рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам (котировка в каждый момент времени формируется под воздействием спроса и предложения без ограничений или фиксированных значений).

Главной задачей при создании правовой базы регулирования розничного внебиржевого рынка Форекс является решение двух взаимосвязанных вопросов: определения правовой сущности Форекс-сделки и юридического статуса ее участников - Форекс-компаний и их клиентов. Далее можно будет говорить о разработке стандартов работы Форекс -компаний, требований к рекламе, раскрытию информации и т.д.
, - заключил директор по корпоративным коммуникациям Альпари Валерий Тарасов.
 


Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет