Я деньги не люблю! Просто я люблю то, что на них можно купить!
Ильф и Петров



Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  «Колобков» по осени считают. Насколько выгоден велошеринг, и какие у него проблемы?

«Колобков» по осени считают. Насколько выгоден велошеринг, и какие у него проблемы?

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
1645

Велосипедный и самокатный сезон уже закончился. Пока дороги потихоньку готовят к зиме, бизнесмены считают прибыль и убытки. О том, как живет сервис аренды в Беларуси, рассказал основатель одной компании вело- и кикшеринга Вадим Осипчик. Выгодное ли это дело? Какие убытки понес предприниматель и готов ли работать дальше? Как велосипед превращается из развлечения в полноценный общественный транспорт и бизнес, разбирался Инфобанк.
 
Напомним, весной в столицу пришел прокат электросамокатов Eleven, а летом – бесстанционный байкшеринг Kolobike, который получил народное прозвище «колобок». Ближайший к пользователю велосипед можно найти через мобильное приложение, в случае необходимости забронировать его.
 
Доехав до пункта назначения, можно оставить технику в любом удобном месте, где она не помешает пешеходам и транспорту. Как считает коренной минчанин Вадим Осипчик, город не только созрел для такой инициативы, но даже уже перезрел. И шутит, что Беларусь в этом смысле, в точности как Африка, которая перепрыгнула этап проводной телефонии и сразу перешла на сотовую связь. 
 
Вадим Осипчик имеет высшее техническое образование, он офицер милиции в отставке. До велошеринга попробовал себя в роли бизнесмена в сфере электронных систем безопасности. Во второй бизнес пришел случайно, вдохновил шеринг Европы. Велосипеды закупили в Китае (эта страна – основной поставщик великов на мировой рынок). Разработка ПО «KoloBike» обошлась примерно в 60 тыс долларов. За основу брали софт компании, производящей замки для велосипедов.
 
Приложение позднее пришлось переработать более чем наполовину. Бизнес оказался для нашей столицы и страны уникальным, им заинтересовались многие пользователи мобильных приложений, умеющие платить онлайн.
 
– Поделитесь цифрами по количеству используемых самокатов и велосипедов.
 
– У нас более 3000 единиц рабочих велосипедов и 250 самокатов. А еще своего времени ждут 300 электровелосипедов, их в этом сезоне не выставляли, потому что те поздно пришли, практически в октябре. На улицы города они выедут в следующем году.
 
Велосипеды проекта не из дешевых. Каждый вместе с электронным оборудованием стоил около 370 долларов
 
– С какими показателями выходите в первый год? Ваш пользователь – какой он?
 
– За сезон сервисом воспользовались более 240 тыс человек, было более миллиона поездок. У нас нет данных по возрасту, но если смотреть по гендерному признаку, то мужчины и женщины практически пользовались одинаково. Самое популярное время – вечер, после 20:00. В Ленинском районе (в частности Лошица) велосипеды пользуются большим спросом. Но это палка о двух концах, потому что этот же район один из самых проблематичных с точки зрения вандализма (в эту плохую компанию также попала улица Ангарская, Серебрянка). Не исключаю недобросовестной конкуренции со стороны традиционных прокатов.
 
– А ощущается ли конкуренция с Eleven?
 
– Не могу назвать их прямыми конкурентами, это очень условно. Ничего плохого о них сказать не могу, мы вполне мирно существуем вместе. Они работают только с самокатами, а наша основа была в первую очередь в велосипедах. Самокаты взяли только для пробы, смотрели, как они пойдут. Да, они пошли. Скорее всего, будем развивать это направление к следующему году, уделим самокатам немного больше внимания.
 
 
– Некоторые считают, что электросамокат – это дорого, а вы?
 
– Думаю, наша цена очень демократичная и меньше вряд ли будет, она на грани окупаемости. Мы не хотим отбиться за один сезон, не спешим, потому что пришли надолго. Окупиться планируем за следующие два года. Надо учитывать, что мы поздно начали работать, с 3 июля, нас подвел поставщик. Получается, из-за этого бизнес потерял большую часть рабочего сезона. Теперь мы планируем запускаться в следующем году где-то с середины апреля, если погода позволит.
 
Цена на шеринг в 2019 году
 
Электросамокат
Eleven
Kolobike Каршеринг (минутные тарифы для авто)
Старт 2 руб.,
0,3 руб./минута
Электросамокат: старт 1 руб., 0,15 руб./минута;
Велосипед: 0,5 руб. за 15 минут
«Везуха»: 0,29/0,31 руб. за минуту (0,05 руб. за минуту в режиме ожидания);
«Hello»: 0,29 руб./минута;
 «Anytime»: 0,3 руб. за минуту (ожидание 0,07 руб./мин.);
«WestGroup»: 0,31 (ожидание 0,07 руб./мин.).
 
– Как только появился прокат, ваши велосипеды ломали или прятали в подъездах. Ожидали ли такую реакцию населения?
 
– Для меня это загадка, почему некоторые враждебно относятся к сервису. В бизнес-плане у нас закладывался процент вандализма, но я не думал, что эти расчеты пригодятся. Кажется, что до открытия велошеринга жил в одном Минске, а потом узнал, что есть еще другой.
 
К сожалению, часто ломают фишки, которых не было в базовой спецификации – холдер для смартфона, держатель для бутылочки. Те же подростки, которые сами пользуются нашим сервисом, иногда портят велосипеды. Был случай, когда человек положил в багажник авто мой велосипед и увез. Прохожие увидели это и вызвали ГАИ. Подавляющее большинство минчан отнеслись к сервису положительно, но находится какая-то доля процента людей, которые неадекватно реагируют на сервис. К счастью, под конец сезона негативная волна пошла на спад!
 
В бизнес-плане просчитывали абсолютно все. Это было нужно и для получения согласия инвестора. Он поверил в проект, его социальную значимость и вложил порядка 2 млн. долларов.
  
– А вы только в Минске работаете? Планируете расширять бизнес?
 
– Не только в Минске, 1 октября велошеринг появился в Бресте. Администрация сама пригласила нас прийти в город осенью, они не стали ждать следующего года. Брестчане давно хотели что-то подобное запустить у себя. У них теплее. Сервис пользуется большим спросом, очень популярен. В следующем сезоне уже запланировали увеличить число велосипедов с нынешних 100 единиц в несколько раз. У меня сложилось впечатление, что там к велосипедам относятся более бережно, чем в столице.
 
В первые дни, когда брестчане видели одинокий велосипед,  вызывали милицию, переживали, что тот стоит и его могут украсть. Порадовала высокая культура жителей Бреста, отношение со стороны руководства города. Если сервис приносит пользу и удовольствие горожанам, то и они относятся к сервису с уважением.
 
 
– Поделитесь, какие понесли убытки?
 
– Благодаря добросовестному отношению со стороны правоохранительных органов, их высокому профессионализму, злоумышленников быстро находят. На данный момент имеем порядка 17 уголовных дел. А это уже длительный процесс. Например, в июле подростки бросили велосипед в воду, их сразу нашли, но судебного разбирательства еще не было. Суды состоятся зимой, мы следим за этим.
 
Если говорить о поломках, то они, конечно же, случаются. Не все ездят одинаково корректно. В среднем, мы забираем на техническое обслуживание около 30 велосипедов в день.
 
– Когда техника уйдет с улиц на зимнюю спячку?
 
– Уже потихоньку сворачиваемся. Как только выпадет снег, транспорт уберется в большой ангар для сервисного обслуживания и хранения на зиму.
 
– Чего от вас ждать в следующем году? Измениться ли политика бизнеса?

– Этот короткий сезон, который мы отработали, дал нам ценный опыт. Я искренне считаю, что проект удался. В следующем сезоне, у нас будет основательно переработанное программное обеспечение. Пожестче будем относиться к нарушениям, введем систему штрафов: за неправильную парковку, за помеху транспорту, за выезд из разрешенной зоны… В прошедшем сезоне часто приходилось собирать велосипеды там, где они не должны быть, например, на закрытых промзонах. Будем показывать зубы, иначе съедят нашего «колобка».
 
Постараемся оптимизировать сервис, сделать его удобней. Будем поощрять пользователей за дисциплинированное пользование сервисом (в том числе снижением оплаты). Появятся месячные и недельные абонементы, также будет создан колл-центр, пока для обратной связи с пользователями есть только формуляр на сайте.
 
К следующему сезону выставим электровелосипеды, которые уже ждут своего часа на складе. Изменим парк самокатов, расширим его. Новые модели будут лучше адаптированы к нашим дорожкам, станут более комфортны для езды.
 
Вместо итога
 
Количество велосипедистов растет из года в год. Они дешевле, а иногда (с учетом пробок) и быстрее. Эта малозаметная группа участников транспортного движения перерастает во все более весомую. В Минске сейчас больше 1% велосипедистов от всех участников движения (еще 5 лет назад их было 0,2%).
 
В столице, кстати, насчитывается более 800 тыс велосипедов (почти столько же автомобилей).
 
Согласно недавнему исследованию Минского велосипедного общества, среднестатистический минский велосипедист – молодой мужчина на горном велосипеде. Также аналитики сообщили, что за последний год количество велосипедистов выросло на 9,6%.
 
И вот еще одна цифра из исследования: в 2019 году шеринговые велосипеды дали прирост велотрафика в столице на 6,8%.
 
Хотите поделиться своим финансовым опытом, дать советы по правильном обращению с деньгами, высказать свое мнение по поводу банков или организации бизнеса? Присылайте материалы на адрес [email protected]. Самые интересные мы опубликуем


Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет
Другие новости