Сберечь приобретенное — не меньшее искусство, чем его приобрести.

Публий Овидий Назон, 43 до н.э. - 17 н.э.

Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Каких товаров белорусы стали покупать больше, а каких – меньше. Закончился ли потребительский кризис в Беларуси?

Каких товаров белорусы стали покупать больше, а каких – меньше. Закончился ли потребительский кризис в Беларуси?

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
4581

Экономический кризис – это не просто сокращение производства, минусовые проценты в динамике ВВП или девальвация национальной валюты, это – падение реальных доходов и, что не менее важно – снижение потребительских расходов населения.
 

То есть, кризис — это падение уровня жизни. Который определяется величиной и динамикой именно потребительского спроса – возможностью людей приобретать товары или услуги.
 
 фото :                                                           ru.depositphotos.com

И прежде всего – непродовольственные товары: сокращение объёмов торговли ими – есть первый признак падения потребления, падения уровня жизни.
 
Ведь снизить потребление продуктов питания – намного сложнее, и происходит в первую очередь в секторе продуктов премиального класса и продуктов не первой необходимости.
 
Если уже пошло сильное падение продаж продуктов питания – значит кризис настолько сильный, что люди начали экономить на еде, на продуктах повседневного потребления. А падение спроса на непродовольственные товары в такие времена – просто огромное.
 
Белстат с прошлого года начал давать статистику продаж некоторых непродовольственных товаров: можно увидеть, как в Беларуси изменяется спрос на них, то есть фактическую, по уровню потребления, динамику развития кризиса – закончился ли он, или продолжается?
 
Данные этой статистики – поквартальные, и есть возможность соотнести объёмы продаж в натуральном измерении некоторых товаров относительно докризисного 2019 года.
 
И наибольшее сокращение, показывающее реальное падение уровня жизни, произошло в продажах легковых автомобилей.

В 2019 году в Беларуси было продано новых и подержанных легковых авто – 49 804 шт. А в 2020-м – уже 40 807 шт.

Но и это ещё не всё: за последние 4 квартала (с IV квартала 2020-го по III квартал 2021-го) продано только 28 497 машин – на 42,8% меньше, чем в 2019-м.
 
Упало и годовое потребление моторного топлива: бензина – на 5,3%, дизеля – на 15,3% (4 последние квартала к 2019 году) – ездить стали заметно меньше.
 
Но есть и товар, количественный объём продаж которого, наоборот, сильно увеличился с докризисных времён. Это – стиральные машины (плюс машины для сушки одежды).
 
В 2019 году их было продано в Беларуси 157,1 тыс. шт. В 2020-м – уже 185,4 тыс. шт. А за последние 4 квартала – 191,4 тыс. шт. Прирост с докризисного 2019-го – на 21,8%.
 
Также выросли в количественном выражении продажи телевизоров и холодильников (на 17,0% и 16,0% соответственно 4 последние квартала к 2019 году). А ещё больше – товаров бытовой химии (на 24,1%).
 
То есть видим рост потребления товаров для дома и падение товаров – для пользования вне дома. Вероятно, это результат самоизоляции и домашней релокации труда в условиях ковид-пандемии.
 
Среди строительных материалов нет единой динамики: цемента в розничной торговле стали продавать на 2,0% меньше, чем в 2019-м, а пиломатериалов – на 11,5% больше.
 

В целом продажа непродовольственных товарах в пунктах розничной торговли за первые 10 месяцев 2021 года уже на 0,4% больше, чем была в январе-октябре 2020-го.
 
Годовой прирост «период к периоду» идёт уже два месяца. В целом улучшение динамики после сильнейшего падения длится 7 месяцев, начавшись с апреля.
 

А в формате «месяц к месяцу» годовой прирост уже, по предварительным данным, свыше 3% (октябрь 2021-го к октябрю 2020-го).
 

То есть, постепенно потребительский спрос на непродовольственные товары выходит из кризисного состояния, но очень медленно.

 
И в продовольственном секторе – тоже медленно. Из-за чего по всей розничной торговле рост товарооборота составил в январе-октябре всего лишь +1,0% (к январю-октябрю 2020 года), а в октябре – +3,7% (к октябрю 2020-го, предварительные данные).
 
Для сравнения - в Украине прирост товарооборота розничной торговли в январе-сентябре (к январю-сентябрю год назад) – +12,2%, а в сентябре (к сентябрю 2020-го) – +5,9%: намного больше.


фото на превью                                                                                            ru.depositphotos.com


Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет
Другие новости