Проклят тот, кто порабощен любовью к деньгам. Деньги заберают место братьев, деньги заменяют родителей, деньги приносят нам войну и кровопролития.

Анакреонт, 570 - 485 до н. э.

Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Как влияет цена на нефть и курс доллара на стоимость бензина и почему цена будет расти?

Как влияет цена на нефть и курс доллара на стоимость бензина и почему цена будет расти?

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
5036

Нам показалось интересным сравнить стоимость нефти в мире, а также стоимость автомобильного топлива и курс доллара в Беларуси.
 

Почему мы этим заинтересовались?
 
Потому что в как бы не менялась стоимость нефти на мировых рынках и как бы не двигался курс доллара - топливо почему-то всегда как правило дорожает.
 
Посмотрите на эти графики.
 
 Вот график цен на топливо от Беларуснефти, цены до последней деноминации:

 

 А вот график мировых цен на нефть:
 
 
Видите, в 2008 году пик цен на нефть - ее продавали за 140 долларов и выше. Смотрим на стоимость топлива в Беларуси.

 
 
Чуть выросло в цене и к концу года немного упала. В это же время как видно по графику мировых цен, стоимость нефти упала с 140 долларов за баррель до 40 долларов. То есть более чем в три раза (!).
 
Что касается курса доллара, то в 2008 года доллар в начале года стоил 2 150 рублей, а в конце года 2 200 рублей. То есть курс практически не менялся.
 
Теперь давайте посмотрим новейшую историю, после 2015 года, когда уже прошла деноминация. И что мы видим?

Опять уверенный рост.
 
 
На графике видны некоторые исключения, которые как вы знаете подтверждают правило - иногда топливо становилось дешевле, но очень не на долго.
 
 Прошел кризис, пришел коронавирус и следующий кризис, нет уже больше тех самых цен по 140 долларов за баррель, нефть за этот период торговалась от 50 до 80 долларов США за баррель, в мае 2020 упав до 20 долларов США.
 
 
 Курс доллара так же не стоял на месте и вырос за это время, но у него были достаточно продолжительные моменты снижения стоимости, например весь 2021 год.
 
 
Получается, что стоимость топлива на заправках не зависит ни от стоимости нефти на мировых рынках, ни от курса доллара в Беларуси?

А отчего она зависит? На просторах интернета мы нашли информацию как формируется цена. Это информация находится на портале о нефти и химии Беларуси "Нефтехимия", а не в каком-нибудь блоге Васи Пупкина. И что мы видим?

Получается, что и курс доллара, и стоимость нефти на цену топлива все же влияют:
 
 
 
"... В составляющих формулы цены на топливо величина НДС определяется законодательством, а оптовые и розничные ТН в целях стабилизации цен концерн ограничил размером не более 7—10% в зависимости от вида топлива.

При этом уровень торговых надбавок рассчитан с учетом обоснованных издержек системы нефтепродуктообеспечения и расходов на развитие качественного сервиса. Поскольку размеры торговых надбавок длительное время остаются неизменными, розничные продажи топлива не приносят существенной прибыли продавцам и доходы АЗС формируются в основном за счет торговли сопутствующими товарами и услугами.


Изменение предельных максимальных розничных цен на топливо происходит одновременно с изменением отпускных цен производителей, которые должны обеспечивать покрытие всех затрат на производство с учетом налогов, включаемых в цену, и необходимую для расширенного воспроизводства норму доходности — около 3%.


Корректировка отпускных цен на топливо в сторону роста производится в связи с увеличением его себестоимости на НПЗ
и только после оценки внутренних резервов производителей и оптимизации затрат.


Основная причина роста себестоимости топлива — расходы на покупку нефти
, доля которых в затратах на производство нефтепродуктов близка к 90%.
.."
 
То есть мы видим, что максимальная доля в затратах на производство топлива (около 90%) составляет стоимость нефти.

Но мы смотрим на графики, где нефть меняет свою стоимость в разы и не понимаем...
 
Почему тогда стоимость топлива для беларусов не меняется? Почему, когда нефть на мировом рынке торгуется за 40 долларов США, у беларусов стоимость топлива такая же, как и при стоимости нефти 140 долларов США?
 
Вот что по поводу стоимости топлива говорит Беларуснефть: "... Реализация топлива по максимально допустимой цене без предоставления скидок вызвана текущими условиями хозяйствования на рынке розничной реализации нефтепродуктов Республики Беларусь, в том числе учитывая стоимость закупки топлива, его доставки до АЗС, затраты на содержание автозаправочных станций и нефтебазового хозяйства (включая налоги, амортизационные отчисления и др.)..."

В статье с вышеуказанного портала "Нефтехимия",  нам отвечают на наши вопросы: "... Отчего же цена на топливо не опускается вместе с котировками?

Во-первых, нужно помнить, что возможности снижения цен выше в тех регионах, где топливо дороже. В Республике Беларусь цены на моторное топливо в 1,2—1,5 раза ниже, чем в странах ЕС и Украине.

Во-вторых, если бы мы решили так делать, то в периоды высокой волатильности нефтяного рынка потребовалась бы практически ежедневная корректировка цен, что в свою очередь спровоцировало бы очереди на заправках на снижающемся ценнике, а на растущем — снижение объемов потребления и попытки заработать на ценовых колебаниях
. И это, с одной стороны, стало бы дополнительным фактором неопределенности в работе НПЗ, увеличило бы производственные и финансовые риски. С другой стороны — шоковым сценарием для субъектов экономики и населения, которые сталкивались бы в периоды роста цен с незапланированным и непредсказуемым ростом расходов на топливо..."

Вот оказывается какие основные причины -  то есть цены не снижаются потому что у нас они и так низкие.


И вторая причина - что бы не было очередей на заправках и возможных нюансов...

 
Теперь вы знаете ответ - почему цена на нефть и курс доллара влияют на стоимость топлива, но белорусы на АЗС этого не ощущают.
 
Еще один интересный момент — это пресловутое увеличение цен топлива на 1 копейку: "... В качестве базовой стратегия еженедельного изменения цен на топливо не более чем на 1 копейку за литр определена, чтобы у потребителей была возможность адаптироваться к их изменению. В данном случае стоимость топлива не снижается на такой же процент, как падает цена на нефть, но и не увеличивается таким же темпом в периоды роста котировок (рис. 7).
 
 
Так не происходит ни на одном из рынков. Цены в сопредельных европейских странах изменяются с большей амплитудой, чем в Республике Беларусь, но даже в период пикового падения цен на нефть во II квартале 2020 года (в 2—3 раза) цифры на европейских АЗС пусть и уменьшились примерно на 30%, но все равно оставались значительно выше цен на белорусском рынке.

Затем в довольно короткие сроки вернулись в диапазон значений периода до пандемии, а в марте 2021 года превысили этот уровень примерно на 9%..."

 
Закончим материал цитатой первого заместителя министра антимонопольного регулирования и торговли Ивана Вежновца " ... та стратегия, которая выработана на текущий момент, по поэтапному движению за мировыми ценами без резких скачков, в текущей ситуации — правильная. Мы поддерживаем экономику предприятий, следуя за мировой котировкой, но в то же время не допускаем резких скачков цен и создаем определенную предсказуемость для бизнеса..."


фото на превью                                                    ru.depositphotos.com


Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Как бы они не оттягивали... всё равно будут  цензура
Электро завозится всё больше.
И так они пытаются компенсировать свои убытки.
Ведь при наличии всего около 5 тыс. электромобилей в Беларуси, обезжиривает их примерно на 125 млн. в год.
romeo_style 18/12/2021 10:56
0
Комментировать
цензура
Электро завози...">
Другие новости