3317
В Беларуси существует Единая государственная система регистрации и учета правонарушений. Она нужна для того, чтобы можно было компетентным органам быстро узнать – что и когда конкретный человек нарушал.
6 января 2021 г принят Закон № 87-З Об изменении Закона Республики Беларусь
«О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений». Этот закон излагает предыдущий в новой редакции, то есть вносит изменения. Так как мы (как и большинство беларусов) не знаем, что было в предыдущем законе, посмотрим, что интересного есть в новом законе. Как всегда, выберем самое, на наш взгляд важное.
- Статья 2. Основные задачи единой государственной системы регистрации и учета правонарушений
Основными задачами единой государственной системы регистрации и учета правонарушений являются сбор, систематизация, хранение, использование и защита сведений о правонарушениях, их предоставление государственным органам и иным организациям Республики Беларусь, государственным органам и иным организациям иностранных государств, международным организациям, а также адвокатам, нотариусам и иным физическим лицам.
То есть данные о нарушениях из этой системы могут передаваться и заграничным организациям, и даже просто физическим лицам.
- Статья 4. Принципы единой государственной системы регистрации и учета правонарушений Единая государственная система регистрации и учета правонарушений основывается на принципах:
- уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, прав и законных интересов юридических лиц;
- законности; объективности, полноты и достоверности информации; доступности и открытости информации в пределах, установленных настоящим Законом и иными законодательными актами;
- обязательности и единообразия регистрации и учета правонарушений.
Тут все отлично, полностью поддерживаем, особенно про «соблюдения прав, свобод и законных интересов физических лиц…»

- Статья 6. Компетенция Министерства внутренних дел по обеспечению функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений Министерство внутренних дел является владельцем единого государственного банка данных о правонарушениях и в целях функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений обеспечивает: формирование единого государственного банка данных о правонарушениях…
Тут тоже понятно, МВД ведет и отвечает за эту базу данных.
- Статья 7. Компетенция других государственных органов и иных государственных организаций по обеспечению функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений.
Другие государственные органы и иные государственные организации в целях функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений обеспечивают контроль за деятельностью органов уголовного преследования и органов, ведущих административный процесс, по регистрации правонарушений, передаче ими сведений о правонарушениях в органы внутренних дел, а также по сохранности и защите сведений о правонарушениях.
Какие такие «другие государственные органы и иные государственные организации» будут вести контроль за деятельностью МВД – непонятно 🤔
- Статья 8. Правонарушения, подлежащие регистрации и учету
Регистрации и учету подлежат следующие правонарушения:
- преступления, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в случаях, предусмотренных пунктами 3 (при отсутствии лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого), 7, 10 части 1 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь;
- преступления, по которым вынесены постановления о возбуждении уголовного дела;
- о принятии к производству уголовного дела, поступившего от компетентного органа иностранного государства;
- постановления (определения) о выделении уголовного дела;
- преступления по уголовным делам частного обвинения, по которым производство предварительного следствия обязательно в соответствии с частью 2 статьи 181 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь и (или) постановлены и вступили в законную силу обвинительные приговоры суда;
- административные правонарушения, по которым вступили в законную силу постановления о наложении административного взыскания либо о прекращении дела об административном правонарушении в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности с вынесением предупреждения.
Тоже все предельно ясно – в эту базу будут вноситься абсолютно все преступления как уголовные так и административные.
… При регистрации административных правонарушений, предусмотренных абзацем пятым статьи 8 настоящего Закона, фиксируются:
- сведения о процессуальном решении по делу об административном правонарушении,
- об обжаловании (опротестовании) постановления по делу об административном правонарушении, а также сведения о процессуальных решениях, принятых по жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении;
- наименование органа, ведущего административный процесс,
- суда, вынесших процессуальные решения,
- дата и основания их вынесения;
- регистрационный номер административного правонарушения;
- место,
- дата,
- время и обстоятельства совершения административного правонарушения;
- фамилия,
- собственное имя,
- отчество (если таковое имеется),
- число, месяц, год и место рождения,
- идентификационный номер (при его наличии),
- гражданство,
- образование, место работы (учебы) и должность служащего (профессия рабочего),
- место жительства физического лица, в отношении которого вынесено процессуальное решение;
…Учету подлежат также сведения из оперативно-справочных картотек органов внутренних дел о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование до 1 января 2007 г.
Видно, что информация в базе будет достаточно полная. К тому же в базе будет информация и по уголовным делам до 2007 года.
…Присвоение регистрационного номера правонарушению, фиксация сведений о правонарушении и их передача органами уголовного преследования осуществляются в течение одного дня, а органами, ведущими административный процесс, и судами – в течение трех дней.
Информация будет вноситься в базу очень оперативно.
…Органы уголовного преследования, органы, ведущие административный процесс, и суды имеют право запрашивать, получать бесплатно из информационных ресурсов (систем) государственных органов, а также обрабатывать в установленном порядке с соблюдением требований законодательства об информации, информатизации и защите информации персональные данные физических лиц без их согласия в целях обеспечения функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений.
Для получения информации о вас из этой системы, вашего разрешения никто спрашивать не будет.
…Сведения о преступлениях, предусмотренные частью первой статьи 9 настоящего Закона, хранятся в едином государственном банке данных о правонарушениях сто лет. Сведения об административных правонарушениях, предусмотренные частью второй статьи 9 настоящего Закона, хранятся в едином государственном банке данных о правонарушениях: три года после даты окончания исполнения основного и дополнительного административных взысканий либо даты вступления в законную силу постановления о прекращении дела об административном правонарушении в случае освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности с вынесением предупреждения; не свыше десяти лет после даты вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания, которое не исполнено. По истечении сроков хранения, предусмотренных частями третьей и четвертой настоящей статьи, сведения о правонарушениях удаляются.
Информация о уголовных делах будет храниться 100 (!!!) лет, а административных не более 10 лет.

- Статья 12. Предоставление сведений о правонарушениях государственным органам, иным организациям, должностным лицам Предоставление сведений о правонарушениях (за исключением обезличенных персональных данных) государственным органам и иным организациям осуществляется органами внутренних дел с согласия физических лиц (их законных представителей), в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, о которых запрашиваются сведения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.
Предоставление сведений о правонарушениях без согласия физических лиц (их законных представителей), в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, о которых запрашиваются сведения, допускается:
- для осуществления правосудия;
- для исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов;
- в целях ведения криминалистических учетов;
- для целей осуществления оперативно-розыскной деятельности;
- для осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законодательства на территории Республики Беларусь;
- при реализации норм законодательства о выборах;
- в случаях, предусмотренных законодательством в области национальной безопасности;
- в случаях, предусмотренных законодательством об обороне;
- в случаях, предусмотренных законодательством о борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму;
- в случаях, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией;
- для целей ведения административного и (или) уголовного процесса, а также исполнения административных взысканий, наказаний и иных мер уголовной ответственности;
- в соответствии с законодательными актами, если права лиц, о которых запрашиваются сведения, могут быть ограничены в связи с привлечением их к административной и (или) уголовной ответственности.
Предоставление сведений о правонарушениях осуществляется на основании письменного запроса либо запроса в виде электронного документа государственного органа, иной организации с приложением согласия физического лица (его законного представителя), в том числе индивидуального предпринимателя, или юридического лица, о которых запрашиваются сведения, на предоставление этих сведений либо электронного документа, подтверждающего наличие такого согласия, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами, когда предоставление сведений о правонарушениях осуществляется без их согласия.
Предоставление сведений о правонарушениях государственным органам и иным государственным организациям, финансируемым из республиканского и (или) местных бюджетов, территориальным и окружным избирательным комиссиям по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов, органам, ведущим административный процесс, по находящимся в их производстве делам, а также должностным лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами, осуществляется бесплатно, другим организациям – на платной основе, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Размер платы за предоставление сведений о правонарушениях устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Вообще-то в некоторых случаях у вас будут спрашивать разрешения на проверку по этой базе данных, но очень много вариантов, когда это разрешение не требуется. В некоторых случаях за информацию придется заплатить.
…В целях обеспечения национальной безопасности Министерство внутренних дел предоставляет совокупность сведений о правонарушениях, хранящихся в едином государственном банке данных о правонарушениях, в Комитет государственной безопасности, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, Службу безопасности Президента Республики Беларусь на основании соглашений (договоров), заключаемых между Министерством внутренних дел и этими государственными органами, с соблюдением требований, установленных законодательными актами.
Тут, наверное, не надо пояснять, но все же. Все, что знает о вас МВД, знает так же и КГБ и ОАЦ и СБП.

…Предоставление сведений о правонарушениях без согласия физических лиц (их законных представителей), в том числе индивидуальных предпринимателей, или юридических лиц, о которых запрашиваются сведения, допускается:
- адвокатам – для оказания юридической помощи по уголовному делу либо делу об административном правонарушении в отношении подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, лиц, в отношении которых ведется административный процесс, задержанных либо к которым применена мера пресечения на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства либо в связи с нахождением в международном розыске в целях выдачи, а также в случаях, предусмотренных законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
- нотариусам – для удостоверения сделки, доверенности, оформления наследственных прав в отношении умершего физического лица, супруга (супруги), в том числе бывшего супруга (супруги), и наследников умершего физического лица, для совершения исполнительной надписи в отношении должника, а также в случаях, предусмотренных законодательством о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Адвокаты и нотариусы тоже могут получать информацию из этой базы данных.
…Предоставление сведений о правонарушениях физическому лицу осуществляется органами внутренних дел в виде выписки из единого государственного банка данных о правонарушениях (далее – выписка) на основании его заявления. Физическое лицо не вправе запрашивать сведения о правонарушениях, касающиеся других лиц, за исключением обращения за такими сведениями: на основании доверенности лица, о котором запрашиваются сведения, удостоверенной нотариально; законных представителей несовершеннолетних и граждан, признанных судом недееспособными, при предъявлении ими документов, подтверждающих их полномочия; наследников, близких родственников, усыновителей (удочерителей), усыновленных (удочеренных), супруга (супруги) умершего физического лица при предъявлении ими свидетельства о праве на наследство (копии решения суда) либо документов, подтверждающих родство и факт его смерти.
Заявление о предоставлении сведений о правонарушениях подается физическим лицом: в письменной форме при его личном обращении в органы внутренних дел; в виде электронного документа или в иной электронной форме посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Можно будет подать заявление и узнать всю свою «криминальную историю» 🙂 по аналогии с информацией из кредитного регистра Нацбанка.
…Выписка предоставляется физическому лицу на платной основе, за исключением случая, предусмотренного частью восьмой настоящей статьи, в течение пятнадцати дней со дня подачи заявления. За предоставление выписки взимается плата в порядке и размерах, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами. Если физическое лицо является потерпевшим по уголовному делу либо делу об административном правонарушении, предоставление ему сведений о правонарушениях по этим делам осуществляется бесплатно.
За выписку придется заплатить, если вы не пострадавший.
…Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке: статьи 1–11, части первая–десятая и двенадцатая статьи 12, статья 13, части первая–третья, пятая и шестая статьи 14, части первая и вторая, абзацы первый и второй части третьей, части четвертая и пятая, абзацы первый и второй части шестой, части седьмая и восьмая статьи 15, статьи 16–18 Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (в редакции настоящего Закона) – с 1 марта 2021 г.; часть одиннадцатая статьи 12, часть четвертая статьи 14, абзац третий части третьей, абзацы третий–шестой части шестой статьи 15 Закона Республики Беларусь «О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений» (в редакции настоящего Закона) – с 1 января 2022 г.; иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.
Основные положения Закона вступают в силу с 1 марта 2021 года.
Фото: https://ru.depositphotos.com/
В это время не все могут размещать у нас рекламу, и вы, наверное, понимаете, почему. Дополнительно про это можно прочитать
здесь.
Если вы считаете наш сайт полезным, можете поддержать его, перечислив любую сумму на карточку Mastercard номер 5185 9749 0029 0661.
Если у вас белорусская карта (любой платежной системы), перевод можете сделать с помощью этого сервиса
Переводы.
Источник: www.infobank.by