Если вы можете посчитать свои деньги, значит, у вас нет миллиарда долларов
Жан Пол Гетти 




 

 

Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Госконтроль продолжает распутывать клубок эквайринга

Госконтроль продолжает распутывать клубок эквайринга

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
2215

Комитет государственного контроля Беларуси обратился к  банкам с просьбой. Банки просят разработать окончательный вариант методики расчета, который бы  определял доходность от услуг эквайринга.

Напомним, эквайринг — это услуга по обработке ваших безналичных платежей  в магазинах и  объектах сервиса. Другими словами, когда вы рассчитываетесь карточкой, магазин (или компания) платит банку комиссию за то, что банк обработал эту операцию.

Если  отдельно взятый клиент может не подозревать о подобной комиссии и не знать, что такое эквайринг, то сотни тысяч платежей, осуществляемых в сутки по всей Беларуси, и взимаемая за них комиссия выливаются во внушительные цифры. И эти цифры поддаются не только подсчету, но и анализу.
 

С  ситуацией в прошлом году  начал разбираться Комитет госконтроля. Напомним, по мнению торговых сетей, рост тарифов на эквайринг напрямую связан с ростом расходов банков - эквайеров на выплату межбанковского вознаграждения по премиальным карточкам международных платежных систем.
 
 
И хотя информационный фон с прошлой осени оставался спокойным, сотрудники Госконтроля, как люди скрупулезные и методичные, свою работу по определению стоимости эквайринга и связанных с ним издержек продолжали.

Как стало известно редакции Infobank.by, Комитет госконтроля для изучения:
  • ситуации на рынке эквайринга
  • уровня тарифов на эквайринг
  • структуры затрат на эквайринг
— запросил у банков информацию по операциям с банковскими карточками за 2016-2017 годы.
 
Справочно. В состав рабочей группы, изучавшей «проблему» эквайринга (создана 23 ноября 2017 года) входили представители: Национального банка, Комитета госконтроля, Министерства антимонопольного регулирования и торговли, Белорусского государственного экономического университета
 
По результатам работы группы Комитет госконтроля разработал «Методику расчета финансового результата», включающую:
  • «Информацию о проведенных каждым банком операциях с использованием банковских пластиковых карточек»
  • «Информацию о доходах и расходах каждого банка по операциям с использованием банковских пластиковых карточек»
Методика позволяет определить для каждого банка:
  • финансовый результат (прибыль / убыток) от операций с банковскими карточками
  • финансовый результат  (прибыль / убыток) от эквайринга объектов торговли и сервиса
  • средневзвешенный тариф на эквайринг (в процентах)
К настоящему моменту методика предварительно согласована с Национальным банком, Беларусбанком, Белагропромбанком и «некоторыми другими банками». Попутно выяснился следующий факт:

— От операций с карточками, а также от оказания услуг эквайринга объектов торговли и сервиса (ОТС) ряд банков получил убытки. К примеру, в 2016 - 2017 годах Беларусбанк получил убыток от оказания услуг эквайринга ОТС в размере 59,5 млн и 69,6 млн BYN соответственно. Убытки Белагропромбанка за этот же период 41 млн и 50,4 млн BYN соответственно, — отмечает Комитет  госконтроля.

Но затем некоторые банки, в частности: Белагропромбанк и Белинвестбанк«высказали мнение о необходимости корректировки используемой методики». Замечания вызваны «вопросами формирования и наполняемости отдельных статей доходов и расходов, связанных с оказанием услуг эквайринга».

Так, Белагропромбанк указал, что в  доходной части не учтены следующие статьи доходов:
  • комиссии за снятие наличных денег в пунктах выдачи, а это 325 тыс BYN за 2017 год
  • комиссии, полученные за платежи по произвольным реквизитам в системах ДБО. Плюс 46 тыс за 2017 год
  • комиссии за переводы денег с карты на карту в режиме online в устройствах самообслуживания. Плюс 221 тыс BYN за 2017 год
  • доходы от фондирования денежных средств. «Исходя из среднедневного остатка денежных средств по счетам, к которым выпущены банковские карточки… [они составляют ориентировочно] 17,82 млн BYN в год»!
Есть у Белагропромбанка замечания и по расходной части методики:
  • «При совмещении работником банка… обязанностей по карточному направлению и иным направлениям банковского обслуживания, нельзя выделить из расходов на оплату труда сумму, причитающуюся работнику… за операции по карточному направлению»
  • «При повторном анализе предоставленных банком данных… обнаружено, что при расчете эффективности операций с карточками банком в пункте 2.16 «Расходы по оплате услуг международных систем по процессингу и клирингу» были включены суммы, которые уже были учтены в пункте 2.25.2 «Межбанковское вознаграждение, уплаченное банком». Речь идет о  4, 233 млн BYN за 2016 год и 6,138 BYN за 2017 год.
Вместе с тем:

— Расчет расходов на эквайринг организаций торговли (сервиса), применяемый в методике Комитета, на наш взгляд, не совсем корректный, — отметили в Белагропромбанке.

По мнению банка, расходы на эквайринг ОТС рассчитываются пропорционально количеству операций по оплате в общем количестве наличных и безналичных платежей. Так, увеличение доли безналичных операций в платежных терминалах в ОТС по карточкам, выданным  Белагропромбанком, не приведет к увеличению расходов на выплату банком межбанковского вознаграждения.

А, между тем, эти расходы — значительная статья расходов на эквайринг!

Но методика, предложенная Комитетом госконтроля, учитывает расходы на эквайринг ОТС пропорционально количеству операций по оплате товаров и услуг в общем количестве наличных и безналичных операций. Это «ведет к расчетному увеличению этих расходов», — подчеркнули в Белагропромбанке.

В свою очередь, Белинвестбанк отметил:

— Предложенная методика… не в полной мере отражает все денежные потоки доходов и расходов… В расчете расходов учитывается уплаченное межбанковское вознаграждение, в том числе — за обслуживание в терминалах банка… карточек других банков. А доходы, полученные  от обслуживания карточек банка в терминалах других банков, в составе доходов от эквайринга не отражаются.

Кроме того:

— Расходы по техническому обслуживанию программно-технической инфраструктуры включаются пропорционально доле количества операций в ОТС. Однако основная доля таких расходов — техническое обслуживание и ремонт банкоматов и инфокиосков, а не терминального оборудования в ОТС.

Также Белинвестбанк обращает внимание Комитета госконтроля:

— При определении стоимости продуктов и услуг банка для клиентов учитывается общая эффективность обслуживания клиента в банке. Для оказания полного комплекса услуг в банке возможно установление стоимости отдельных продуктов на уровне ниже себестоимости. Это компенсируется доходом от других направлений работы с клиентом. Поэтому, оценка отдельной услуги в контексте комплексного обслуживания клиентов является недостаточно объективной.
 


Это было мнение только двух белорусских банков по поводу предлагаемой методики оценки эквайринга в Беларуси.

Вместе с тем, Комитет госконтроля поставил цель — выработать единый и согласованный механизм расчета финансового результата от услуг эквайринга, а также — оценить сбалансированность тарифов на эквайринг и размеры межбанковского вознаграждения.

Поэтому банкам предложено «тщательно изучить все доходы и расходы (в том числе косвенные), относящиеся к операциям с карточками, и разработать окончательный вариант методики». Также Госконтроль запрашивает соответствующие расчеты от банков-эквайеров за 2017-й и I квартал 2018-го года.

Ответы и данные необходимо предоставить до 4 мая 2018 года.


Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Убытки в доходы не превратятся как не считай. Помнится Национальный банк уже рекомендовал вышеупомянутым банкам свои тарифы за эквайринг.

Они до сих пор от убытков не могут отделаться. Лучшее что сделает КГК - увеличит убытки Госбанков т.к.

Другие просто уйдут из эквайринга
Prohor 20/04/2018 00:32