Деньги дороги, жизнь человеческая ещё дороже, а время дороже всего
Александр Суворов 



Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Чтобы получить 1 бутыль воды, нужно проверить 12 элементов в накладной!

Чтобы получить 1 бутыль воды, нужно проверить 12 элементов в накладной!

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
1947

Парк высоких технологий растет, службы «одного окна» развиваются, ЕРИПу завидуют в других странах мира, но… Теперь, чтобы получить 1-2 единицы дешевого товара по ТТН или ТН, нужно проверить в ней 12 всевозможных элементов.
 
Мы изучили полученное письмо из Налоговой, и подумали: «Неужели нельзя заменить всю эту «бумагу» одним QR-кодом?»
 
Речь идет о письме № 8-2-11/00243  от 17 апреля 2019 года, под названием «О проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства».
 
Оно начинается словами:
 
— Подпунктом 1.16 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса... в редакции, вступившей в силу с 01.01.2019, на плательщиков возложена обязанность по проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства.
 
— А в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя  [необходимо — Infobank.by] проверять принадлежность их отправителю товара и действительность бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
 
В Налоговой также отметили, что такая обязанность уже  была предусмотрена с 1 января 2013 года Указом Президента от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств»
 
Эта норма, по мнению Министерства по налогам и сборам, направлена на профилактику и предупреждение негативных последствий, связанных:
  • с неполной или несвоевременной уплатой платежей в бюджет
  • либо с отсутствием у плательщика соответствующих действительности документов, подтверждающих легальность приобретения товара 
— и ее выполнение является одной из мер «должной осмотрительности плательщика»
 


Что изменилось с 2019 года?
 
 
В обновленном Налоговом кодексе предусмотрено 2 требования:
  • во-первых, проверка первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства
  • во-вторых, в случае оформления первичных учетных документов от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя — проверка принадлежности их отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции 

Проверка первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства
 
 
В соответствии с «Законом о бухгалтерском учете» первичный учетный документ —  это документ, на основании которого хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета, поэтому в МНС считают, что:
 
— Необходимость проверки первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства объективно обусловлена взаимосвязью налогового и бухгалтерского учетов.

Пункт 2 статьи 10 «Закона о бухгалтерском учете» определяет требования к первичному учетному документу.  Он  должен содержать следующие сведения:
  1. наименование документа
  2. дату его составления
  3. наименование организации отправителя (фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции)
  4. содержание совершения хозяйственной операции
  5. основание совершения хозяйственной операции
  6. оценку хозяйственной операции в натуральных и стоимостных показателях (или — в стоимостных показателях)
  7. должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции
  8. правильность оформления ТН или ТТН
  9. фамилии, инициалы и подписи должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции
Однако положения Закона о бухгалтерском учете не распространяются на индивидуальных предпринимателей
 
Но  нормами Налогового кодекса предусмотрено, что:
  • индивидуальные предприниматели-плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и других физических лиц
  • индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощенку»  и ведущие учет в «Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» 
— составляют первичные учетные документы по правилам, установленным законодательством для индивидуальных предпринимателей, ведущих учет доходов и расходов.
 
Учет доходов и расходов ведут индивидуальные предприниматели-плательщики подоходного налога с физических лиц. Порядок ведения такого учета, а также порядок ведения учета другими категориями индивидуальных предпринимателей и требования к первичным учетным документам определены «Инструкцией о порядке ведения учета доходов и расходов», утвержденной постановлением МНС  № 5 от 30 января 2019 года.
 
В этой Инструкции сказано, что первичные учетные документы, принимаемые к учету, если иное не установлено «Положением о Парке высоких технологий» и пунктом 9 Инструкции, должны содержать следующие обязательные сведения:
  • наименование документа, дату его составления
  • наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции
  • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях
  • фамилии, инициалы, подписи и должности (при их наличии) лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления 
— другими словами, фактически те же сведения, что и в бухучете для обычных юрлиц.
 
При этом пунктом 7 Инструкции предусмотрено, что документами, подтверждающими совершение хозяйственных операций, в том числе, являются составленные в соответствии с законодательством первичные учетные документы, включенные в перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совмина № 360 от 24 марта 2011.
 
В частности, в этот перечень включены:
  • товарно-транспортные накладные
  • товарные накладные   
Важно помнить, что ТТН и ТН включены в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых включается в электронный банк данных
 
Таким образом, отмечает МНС, для выполнения плательщиками требований подпункта 1.16 пункта 1 статьи 22 НК необходимо проверять:
  • наличие и достоверность в первичном учетном документе обязательных сведений, установленных пунктом 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете (пунктом 6 Инструкции)
  • а в отношении ТТН и ТН — соответствие форме, установленной Инструкцией № 58, а также оформление их на бланках документов с определенной степенью защиты 

Проверка первичных учетных документов, информация о бланках которых размещается в электронном банке данных бланков  
 
 
В электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (ЭБД) содержится информация о реализованных бланках. В том числе:
  • о покупателе бланков
  • о дате реализации бланка
  • о признании бланка недействительным 
— это общедоступная информация, которая расположена в Интернете по адресу  http://blank.bisc.by
 
Для получения такой информации необходимо сформировать запрос по коду, номеру и серии бланка:
  • информация о реализованном бланке будет выдана с указанием УНП и названия субъекта предпринимательской деятельности, приобретшего бланк, а также даты его приобретения
  • если бланк признан недействительным: утрата, хищение, порча, повреждение, запрет  использования, брак, уничтожение — будет представлена информация об этом 
Поэтому при оформлении первичных учетных документов: ТТН или ТН — от имени белорусской организации или индивидуального предпринимателя, плательщики:
  • проверяют наличие в товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной обязательных сведений, установленных пунктом 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском  учете  (мы уже писали выше)
  • проверяют документы через Интернет по адресу http://blank.bisc.by:
  1. соответствие наименования грузоотправителя и его УНП, указанных в ТТН  или в ТН, информации о покупателе бланков, содержащейся в ЭБД
  2. дату реализации бланков, которая не должна быть позже даты составления ТТН  или  ТН
  3. действительность бланка ТТН  или ТН. Нужно проверить отсутствие информации в ЭБД об аннулировании такого бланка либо признании его недействительным, на дату составления ТТН  или ТН 
Если в момент подписания накладных нет подключения к Интернету, организация и индивидуальный предприниматель «вправе обратиться с письменным заявлением в налоговый орган, либо в организацию, осуществляющую реализацию бланков, за получением указанной общедоступной информации о бланке».
 
 
Проверка ТТН или ТН, составленных в виде электронного документа 
 
С 2015 года субъекты хозяйствования могут:
  • для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя
  • или для принятия к учету у грузополучателя 
— оформлять ТТН и ТН в виде электронных документов (электронных накладных).
 
Передача и получение электронных накладных осуществляются EDI-провайдерами – резидентами Беларуси, получившими в установленном порядке аттестат оператора электронного документооборота.
 
Информация об EDI-провайдерах с аттестатами размещена на официальном сайте предприятия «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций» Национальной академии наук Беларуси. 
 
На 1 апреля 2019 аттестат оператора электронного документооборота выдан 5 юрлицам:
  • ООО «Современные технологии торговли»
  • ООО «Электронные документы и накладные»
  • ООО «Информационные производственные архитектуры»
  • РУП «Издательство «Белбланкавыд»
  • РУП «Производственное объединение «Белоруснефть»  
Согласно  белорусскому законодательству, электронные накладные должны содержать сведения и реквизиты, указанные в формах ТТН и ТН, установленных постановлением Минфина № 58 от 30 июня 2016 года. За исключением подписей уполномоченных лиц.
 
Кроме того, в дополнение к обязательным для заполнения реквизитам ТТН и ТН, составляемых на бумажном носителе, в электронных накладных указываются:
  • международные идентификационные коды участников хозяйственной операции (глобальные номера расположения – Global Location Number (GLN), присваиваемые в порядке, установленном законодательством
  • международный идентификационный номер товара (глобальный номер торговой единицы - Global Trade Item Number (GTIN), присваиваемый системой автоматической идентификации ГС1 Беларуси 
Электронные накладные считаются созданными, если они:
  • подписаны электронной цифровой подписью участников (грузоотправитель, грузополучатель) электронного обмена данными Electronic Data Interchange (EDI)  
  • переданы и получены через оператора (операторов) электронного документооборота   
Таким образом, при составлении электронных накладных от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя, плательщики обязаны:
  • осуществлять передачу и получение накладных только через аттестованных EDI-провайдеров
  • проверять наличие в электронных накладных обязательных сведений, установленных пунктом 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском  учете, за исключением подписей уполномоченных лиц
  • проверять наличие электронной цифровой подписи участника (грузоотправитель, грузополучатель) на электронной накладной 
Как видим, проверить электронную накладную немного проще, чем бумажную.
 

Как итог
 
Предположим, некая компания привезла вам бутыль воды. И накладную к ней. 
 
По правилам, вы должны проверить: 
  1. наименование документа
  2. дату его составления
  3. наименование организации отправителя (фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции)
  4. содержание совершения хозяйственной операции
  5. основание совершения хозяйственной операции
  6. оценку хозяйственной операции в натуральных и стоимостных показателях (или — в стоимостных показателях)
  7. должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции
  8. правильность оформления ТН или ТТН
  9. фамилии, инициалы и подписи должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции
  10. соответствие наименования грузоотправителя и его УНП, указанных в ТТН  или в ТН, информации о покупателе бланков, содержащейся в Электронной базе данных (ЭБД), через Интернет по адресу http://blank.bisc.by
  11. дату реализации бланков, которая не должна быть позже даты составления ТТН  или  ТН (через Интернет по адресу http://blank.bisc.by)
  12. действительность бланка ТТН  или ТН. Нужно проверить отсутствие информации в ЭБД об аннулировании такого бланка или признании его недействительным на дату составления ТТН  или ТН (через Интернет по адресу http://blank.bisc.by
Итого — 12 шагов. Если брать электронную накладную, то в ней проверка будет происходить в 11 шагов (выпадает проверка подписей уполномоченных лиц на бумажном носителе).

С одной стороны, порядок — это хорошо. С другой — похоже, что у программистов из Парка высоких технологий есть не то что непаханое поле, а целая не поднятая целина для работы. И, надеемся, они с нею справятся. Иначе с такими 12-ти шаговыми проверками бумажек в 21 веке и воды не захочется.

 


Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет
Другие новости