Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра
Аристотель


 



Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Банковский надзор возвращается под крыло Национального банка Польши: революция в надзоре или новое - это хорошо забытое старое

Банковский надзор возвращается под крыло Национального банка Польши: революция в надзоре или новое - это хорошо забытое старое

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
1434

Новости партнеров
  
Надзор за банковским сектором может вернуться под крыло Национального банка Польши. Такое заявление прозвучало из уст нового шефа Комиссии финансового надзора (KNF) Марка Черновского.

Эта идея уже поддержана действующей партией власти «Право и справедливость», а в кулуарах началась дискуссия, относительно способов и объема передаваемых надзорных полномочий. Пока остается неизвестным - Национальный банк Польши получит только надзорные функции над банковским сектором или весь KNF войдет в состав Национального банка Польши.

Напомним, что Комиссия финансового надзора была образована в 2006 году Законом «О надзоре за финансовым рынком», согласно которому в состав KNF вошли Комиссия ценных бумаг и бирж (KPWiG) вместе с Комиссией надзора за страховым сектором и пенсионными фондами (KNUiFE).

В 2008 году в состав KNF была включена Комиссия банковского надзора, являвшаяся до этого момента частью Национального банка Польши. Таким образом, Польша наряду с такими странами ЕС как Бельгия, Дания, Люксембург, Латвия, Мальта, Швеция, Венгрия и Великобритания выделила банковский надзор из структуры центрального банка, создав мегарегулятора, в руках которого были сосредоточены надзорные функции над всеми сегментами быстрорастущего финансового рынка страны.

Что же произошло за последние 10 лет с финансовым рынком Польши, побудившее государство на реформирование системы надзора? Справедливости ради следует отметить, что в целом финансовый рынок Польши, и банковский сектор в частности, – это здоровый организм.

При высокой степени интеграции финансового рынка Польши в Европейский финансовый рынок, банковский сектор Польши без потерь прошел все зоны турбулентности европейского банковского кризиса, чего не скажешь о других странах. И это, безусловно, одна из главных заслуг KNF.

Конечно, за 10 лет существования KNF не обошлось и без острых критических замечаний в адрес надзорной работы. Экспертное сообщество приводит 3 главные претензии, которые могли повлиять на решение о трансформации надзора.
Первый серьёзный упрек к системе организации надзора прозвучал в 2012 году, когда в Польше рухнула крупнейшая финансовая пирамида, действующая на протяжении 3-ех лет в форме финансовой компании под названием Amber Gold. Своих вкладов лишились порядка 17 000 поляков на сумму в сотни миллионов польских злотых.

Вторая претензия была связана с «мягкой позицией» комиссии по отношению к банкам, в портфелях которых была большая доля ипотечных кредитов, выданных в швейцарских франках. В начале нулевых лет проценты по кредитам в швейцарских франках были самыми низкими, и польские банки охотно выдавали такие кредиты под ипотеку на срок 30-40 лет.

В связи с падением курса злотого по отношению к франку возник риск возникновения «плохих кредитов». Естественно, что получающие в злотых зарплату заемщики, выступили с требованием защитить их интересы в сложившейся ситуации.

По мнению заемщиков единственно правильной позицией регулятора, должно было стать решение KNF, которое бы обязало банки перевалютировать кредитные договоры из франков в злотый. KNF такое решение не принял, а выдавал только рекомендации для банков. 

Ну и последним упреком в адрес системы государственного надзора стала ситуация, связанная с валовым банкротством кооперативных кредитно-сберегательных касс (SKOK). Правильнее будет сказать, что это упрек не в адрес KNF, а к государственным органам власти, в том числе к законодательному органу страны, допустившим, что более 20 лет кооперативные кредитно-сберегательные кассы не были охвачены надзором KNF.

Уже к середине 2012 года граждане Польши в таких кассах держали порядка 15 млрд. злотых. С 27 октября 2012, после того как KNF получил законодательно надзорные функции над кассами, для SKOK были разработаны четкие правила игры, а именно: новые правила бухгалтерского учета, стандарты корпоративного управления, нормативы достаточности капитала и т.д.

Большое количество касс такие нормы исполнить не были в состоянии. На рынке началась паника. Люди стали требовать назад свои взносы. Началась вереница банкротств. К примеру, в результате банкротства только 2-ух крупных касс Банковских гарантийный фонд выплатил их клиентам порядка 3 млрд. злотых. 

Принимая во внимание грядущие изменения, возникает вопрос: как предполагаемые изменения в надзоре повлияют на работу коммерческих банков, а также представительств иностранных банков, действующих в Польше? 

Для банковского сектора Польши, скорее всего, такая трансформация не будет иметь существенного значения. Основные изменения будут касаться внутреннего устройства системы государственного надзора, к которым участники финансового рынка непосредственного отношения не имеют.

В первую очередь переход KNF в структуру Национального банка Польши приведет к полной независимости надзора от Правительства страны. В настоящее время глава KNF назначается премьер-министром на 5‑и летний срок вместе с 3-мя из 8-ми представителей комиссии. Если перенос надзора над банковским сектором в структуру Национального банка не вызывает противоречий, то возникает ряд вопросов, относительно будущего надзора над рынком капиталов, страховым сектором и пенсионными фондами.

Возродятся ли отдельные специализированные комиссии, как это было до 2006 года, или останется KNF? 

Ясно только одно, с учетом высокой интеграции всех сегментов финансового рынка Польши, любая организационная трансформация в системе государственного надзора может продлиться не менее 1-2 лет. 


Источник: www.belinvestbank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет