Я хочу жить как бедный человек с деньгами 
Пабло Пикассо 



 




Потери банков выросли

Размер шрифта:    Уменьшить шрифт  Восстановить исходный рзмер  Увеличить шрифт 
3001

На днях в редакцию Infobank.by попало письмо Национального банка «Об управлении операционным риском и внутреннем контроле в банках».

Как сказано в этом письме, анализ информации банков об операционных инцидентах за 2015 – 2016 годы показал значительное снижение количества зарегистрированных операционных инцидентов при одновременном росте общей суммы потерь, особенно в крупных банках... 
 
Так, по данным ежеквартальной отчетности, поступающей в Нацбанк от банков, Банка развития и НКФО, на 1 июля 2016 г. зарегистрирован 82 881 операционный инцидент, что в полтора раза меньше, чем на аналогичную дату 2015 года (129 462 операционных инцидента).
 
 
В то же время общая сумма понесенных (прямых и косвенных) и потенциальных потерь в банковском секторе выросла на 25,6 п. п. и составила 61 573,4 тыс. деноминированных рублей (на 1 июля 2015 г. – 49 012,2 тыс. деноминированных рублей).
 
При этом прямые понесенные потери за год выросли на 74,9 п.п. до 10 440,3 тыс. рублей.

 
 
Наиболее значимым источником операционного риска является категория «Клиенты, продукты и деловая практика», на которую приходится 73,1 % потерь, тогда как в 2015 году – категория «Осуществление деятельности и управление процессами» (71,9 %).
 
В 2016 году был отмечен рост количества крупных операционных инцидентов, повлекших потери на сумму, превышающую 100 тыс. деноминированных белорусских рублей.
 
С начала года в 12 банках зарегистрировано 30 подобных инцидентов, сумма понесенных потерь по которым составила 33 445,1 тыс. рублей, потенциальных потерь – 77 028,9 тыс.
 
Интересно, что половина крупных операционных инцидентов отмечена в июле – августе текущего года, однако лишь четыре из них непосредственно связаны с техническими ошибками программного обеспечения двух банков при проведении платежей клиентов с учетом деноминации.
 
Источниками операционного риска, повлекшего крупные потери, послужили следующие инциденты (в разрезе категорий):
  • «Внешнее мошенничество»
– снятие денежных средств клиента по доверенности с подложным нотариальным удостоверением,
– перечисление средств в другой банк путем проведения через платежный терминал большого количества операций в течение небольшого периода,
– неправомерное использование карточек банков-нерезидентов для оплаты в объектах торговли (сервиса) через терминалы банка,
– кража наличных денежных средств из банкоматов путем установки на них специального устройства,
– разбойное нападение на центр банковских услуг;
 
  • «Клиенты, продукты и деловая практика»
– недостаточность информации, получаемой в ходе выдачи и сопровождения кредита от клиента, впоследствии утратившего платежеспособность;
 
  • «Причинение ущерба материальным активам»
– повреждение материальных активов сработавшей по неустановленной причине системой автоматического газового пожаротушения; 
 
  • «Нарушение непрерывности функционирования и сбои (отказы) систем»
– ошибочное формирование специальных резервов по портфелям однородных кредитов и факторингу,
– излишнее перечисление средств в связи с нарушением алгоритма расчета рублевого эквивалента,
– многократное пополнение счета клиента в связи со сбоем программного обеспечения в инфокиоске,
– ошибочные перечисления средств из-за технических сбоев программного обеспечения;
 
  • «Осуществление деятельности и управление процессами»
– недоплата налога,
– уплата пени, штрафа в связи с признанием первичных учетных документов не имеющими юридической силы,
– перечисление (зачисление) излишних сумм на счета клиентов в связи с нарушением регламента проведения операций по текущим (расчетным) банковским счетам и счетам по учету вкладов (депозитов) физических лиц (в том числе по счетам, к которым выпущены банковские платежные карточки),
– нарушения при выдаче кредитов клиенту, впоследствии признанному банкротом,
– несоблюдение контрольных процедур при проведении кредитных операций,
– ошибочное перечисление средств другому клиенту,
– ошибочное открытие аккредитива,
– несоблюдение процедур зачисления денежных средств, приведшее к образованию их недостачи в кассе.
 
Как сказано в письме Национального банка, рост величины потерь, увеличение количества крупных операционных инцидентов, несвоевременное реагирование банков на новые источники операционного риска, частая повторяемость однотипных операционных инцидентов и их характер свидетельствуют о наличии значительных недостатков в системах управления операционным риском и внутреннего контроля в банках.
 
 

Справочно:
 
Операционный инцидент – это любое событие, произошедшее в результате
  • несоответствия установленных банком порядков и процедур совершения банковских операций законодательству или их нарушения сотрудниками банка,
  • некомпетентности или ошибок сотрудников банка,
  • несоответствия или отказа используемых банком систем, в том числе информационных,
  • действия внешних факторов, которые вызвали или могли вызвать у банка потери и дополнительные затраты по осуществляемой деятельности, оказывающие негативное влияние на финансовый результат деятельности банка (прямые потери), качество предоставляемых услуг и внутренних процессов, репутацию банка (косвенные потери).
Под потенциальными потерями понимается разница между потерями, которые могли быть понесены в результате операционного инцидента, и понесенными потерями, которая возникла в результате стечения обстоятельств.
 
Информация об операционных инцидентах классифицируется по источникам риска следующим образом:

- внутреннее мошенничество;
- внешнее мошенничество;
- кадровая политика и безопасность труда;
- клиенты, продукты и деловая практика;
- причинение ущерба материальным активам;
- нарушение непрерывности функционирования и сбои (отказы) систем;
- осуществление деятельности и управление процессами.



Источник: www.infobank.by

Понравилось? Отправь друзьям!


Оставить комментарий
  
Комментариев нет