— за последние 12 месяцев (с июля 2019-го по июнь 2020-го) — 20,95 тыс шт.
Спрос же на легковые автомобили в Беларуси больше в несколько раз. И, значит, удовлетворяется он импортом, который за месяц иногда может быть больше, чем все сегодняшнее производство Geely в Беларуси за год.
Обычно импорт легковых авто в Беларусь выражается тысячами штук в месяц и десятками, а иногда и сотнями тысяч штук в год. В отдельные моменты он бывал настолько огромным, что отражался на финансово-экономических показателях страны.
Так, например, было в марте-июне 2011-го и в декабре 2014-го: в этих пяти месяцах был рекордный объем импорта, который на порядок выше теперешнего. Причем в апреле и мае 2020 года импорт легковых авто даже заметно снизился.

Суммы, затраченные на импорт автомобилей, исчисляются десятками и сотнями миллионов долларов в месяц. В июне 2011-го и в декабре 2014-го они были больше $0,5 млрд. Вывоз такого объема иностранной валюты заметно повлиял на курс BYN-рубля, который именно в те моменты и девальвировался, и сократил валютные запасы Беларуси.
А потраченные суммы на импорт машин в Беларусь в апреле и мае этого года — наименьшие за 3,5 года: результат падения долларовых доходов белорусов в коронакризис после мартовской девальвации BYN-рубля.

Рекордный спрос белорусов на легковые автомобили в первой половине 2011-го объясняется повышением ввозных пошлин с 1 июля на авто из стран, не входящих в Таможенный союз. А в декабре 2014-го — сильным падением долларовой цены на авто из России, где после падения мировых цен на нефть обрушился российский рубль.
Хотя сегодняшняя средняя цена импортируемого легкового автомобиля самая низкая за 9 лет. Что также связано с мировым коронакризисным общим ценовым падением, как это было и в 2009 году: авто подешевели во всем мире.

Но объем импорта не всегда точно коррелировал с потребностями белорусов в легковых автомобилях: часть белорусского импорта автомобилей затем превращался в их белорусский экспорт, а точнее — в реэкспорт.
Особенно сильный реэкспорт был как раз перед введением пошлины на машины из стран вне Таможенного союза с 1 июля 2011-го – до четверти от импортированных, на $100-180 млн в месяц.
Часто просто происходила замена машины: более новая западная модель покупалась (импорт), а своя старая — продавалась, в том числе покупателям из России.
С началом работы «BelGee» начался экспорт и легковых автомобилей собственного производства.
В 2019 и в начале 2020 годах среднемесячный экспорт легковых авто из Беларуси составлял до 2 тыс. штук на $15-20 млн. Но затем, в коронакризис, снизился в мае до менее чем 1,5 тыс штук, сократившись до самой маленькой за 2 года суммы $6 млн.
И, что интересно, в мае средняя цена 1 автомобиля упала до самого низкого за 10 лет уровня — до чуть более $4 тыс./шт. Это говорит о том, что экспорт новых авто Geely в мае просто рухнул, и в статистике выросла доля дешевых автомобилей с пробегом.

В 2020 году (за 5 месяцев) внутренний рынок легковых автомобилей Беларуси сократился с прошлого года, но остался выше прошлогоднего. Собственное производство уменьшилось, но экспорт – увеличился. (Все – по среднемесячному показателю).
А вот среднемесячные суммарные затраты на импорт легковых авто в Беларусь в 2020 году упали даже ниже 2018 года — из-за падения средней цены автомобиля.
Небольшой расчет: