Злостные неплательщики
14 августа 2012

Рано или поздно любая лизинговая компания сталкивается с проблемой неплатежей. Особенно остро эта проблема стоит во время экономического кризиса, когда многие клиенты начинают задерживать лизинговые платежи или вообще перестают платить за поставленную технику.

Сейчас экономическая ситуация в Беларуси нормализовалась, поэтому вопрос неплатежей, по словам экспертов, не так актуален. Но фирмы, которые не могут и / или не хотят платить за лизинг все-таки есть.
 
Своим опытом общения с должниками поделился специалист ООО «Активлизинг»:

 - На конец года 2011 года просроченная задолженность в нашем  лизинговом портфеле составляла 0,9%, в некоторые периоды 2011 года этот показатель приближался к 4%. Для того, чтобы не допустить роста просроченной задолженности, удержать ситуацию под контролем, нам пришлось досрочно расторгнуть договоры с двумя крупными лизингополучателями.

Отсутствие убытков и безнадежной пророченной дебиторской задолженности - это заслуга нашего юридического отдела и наличие успешного  опыта работы с неплательщиками.
 
Общение лизингодателей с неплательщиками может развиваться по 3 сценариям:
  • наиболее простой путь: лизингополучатель и лизингодатель договариваются о возврате предмета лизинга, потому что лизингополучатель не может далее платить.
  • лизингодатель может воспользоваться своим правом одностороннего отказа от исполнения договора: зачастую такие случаи все-таки приводят к привлечению судебных исполнителей по искам об истребовании из чужого незаконного владения.
  • договор расторгается по решению суда.
Так или иначе, должникам приходится вернуть предмет лизинга и оплатить просроченные лизинговые платежи, а если вопрос решался через суд – компенсировать нужно еще и судебные издержки.
 
В лизинговых компаниях уверяют, что всегда пытаются найти общий язык со своими клиентами и даже в случае появления задолженности стараются прийти к компромиссному варианту.
 
Для лизингодателей расторгать договора с клиентами во многих ситуациях просто невыгодно, поэтому они предлагают лизингополучателям реструктурировать задолженность или воспользоваться отсрочкой платежей. Однако расторгать договора и изымать технику лизинговым компаниям приходится, когда их клиенты оказываются на грани банкротства.
 
Как рассказал осведомленный источник, сотрудник одной из лизинговых компаний, чаще всего просроченная задолженность возникает по приобретенным в лизинг автомобилям. И такую ситуацию легко объяснить – машины являются основным предметом лизинга, поэтому не удивительно, что и задолженность по купленным автомобилям возникает достаточно часто.
 
Эксперт отметил, что проще всего реализовать легковые автомобили стоимостью 10-15 тысяч долларов США. Такие машины всегда пользуются спросом, они ликвидны на любую дату и их можно достаточно быстро продать. Грузовой автомобиль также можно продать, но на это обычно требуется больше времени.
 
Поэтому лизингодатели зачастую предлагают приобрести грузовики, тягачи, прицепы и полуприцепы в лизинг на «специальных» условиях. На деле это означает, что клиент может купить технику в лизинг очень быстро, поскольку не нужно терять время на подбор подходящего варианта, его покупку лизингодателем и доставку, кроме того, возможно уменьшение на несколько процентных пунктов лизинговой ставки.
 
Реже возникают проблемы с лизинговыми платежами за приобретенное оборудование. Интересно, что чаще возникают вопросы с платежами за относительно недорогую обслуживающую технику, например, кондиционеры, а вот за дорогостоящее производственное оборудование предприятия стараются платить в срок.
 
Специалист ООО «Стройдормашлизинг» Павел Каминский поделился опытом применения изъятых предметов лизинга в своей компании.

 

Павел Каминский
 
Компания Стройдормашлизинг была вынуждена через суд вернуть технику, поставленную в лизинг. Изначально лизинговая компания планировала продать или повторно передать в лизинг оборудование. Но финансовый анализ этих вариантов показал их экономическую нецелесообразность. Поэтому менеджмент лизинговой компании принял решение открыть новое  направление деятельности – сдавать технику в аренду.


Представители разных лизинговых компаний «в один голос» говорят о том, что сейчас просроченная задолженность находится на низком уровне. Однако нам удалось узнать, что только в июле этого года в Высшем Хозяйственном Суде рассматривали 8 дел о расторжении договоров лизинга и взыскании лизинговой задолженности.
 
Истцами по рассматриваемым делам выступали Белклиентлизинг, АСБ Лизинг, Стройинвестлизинг, и инвестиционная компания «Паритет». Лизингодатели планировали взыскать через суд у своих клиентов от 20 315 221 до 72 007 072 белорусских рублей.
 
Таким образом, проблема неплатежей и, как следствие, просроченной задолженности для лизинговых компаний сейчас не стоит так остро, как это было в течение 2011 года. Но в то же время нельзя сказать, что проблемных клиентов сейчас нет, и лизингодатели могут расслабиться и «вздохнуть свободно».

Источник: infobank.by



сундук