Выжили только сильнейшие…
В 2011 году белорусский бизнес работал в очень сложных условиях, поэтому выжили только самые сильные компании. Это хорошо видно на примере лизинговых операторов. Если в начале 2011 года на рынке работали 174 лизинговые компании, к концу 2011 г. на плаву осталось только 154 компании.

При этом постоянно и профессионально лизинговыми операциями занимались всего около 40 лизинговых компаний. Таким образом, около 20 предприятий прекратили свое существование и еще более 100 фирм занимались лизингом не систематически и совершали незначительное количество сделок. Для многих компаний лизинг стал всего лишь дополнением к остальным видам деятельности.

Уменьшение числа лизинговых компаний легко объясняется очень сложной экономической обстановкой в прошлом году, ведь в условиях отсутствия доступа к иностранной валюте, множественности курсов и девальвации заниматься лизингом достаточно сложно. Но белорусские лизинговые компании в 2011 году смогли сделать практически невозможное: они не допустили существенного падения рынка и показали положительную динамику в национальной валюте.

Цифры

За 2011 год договоры лизинга были заключены на сумму 6 877 483 млн рублей. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась на 0,1% до 7,6%. В валовом внутреннем продукте доля лизинга осталась на уровне 2,5% , что соответствует средним европейским показателям:

На 31 декабря 2011 года суммарный объем обязательств лизингополучателей составил 10 974 000 млн рублей. Рост к  31  декабря 2010 года составил 95%. Отношение величины лизингового портфеля к объему нового бизнеса характеризует динамику роста лизинга.

На рынках постсоветского пространства этот показатель обычно варьируется от 1,0 до 1,5. На стабилизировавшихся рынках Западной Европы этот показатель находится в уровне 2,5-4,0. По итогам 2011 года этот параметр составил 1,6, что говорит о снижении темпов роста.  Напомним, что в 2010 году 2010 года составлял 1,39.

Объем лизингового портфеля характеризует стабильность рынка лизинга в долгосрочной перспективе. На 31 декабря 2011 года суммарный объем обязательств лизингополучателей составил 10 974 000 млн рублей. Рост к  31  декабря 2010 года составил 95%. Отношение величины лизингового портфеля к объему нового бизнеса характеризует динамику роста. По итогам 2011 года этот параметр составил 1,6, что говорит о снижении темпов роста по отношению к 2010 году.

В 2011 году, не смотря на экономические проблемы, уровень просроченной задолженности за год снизился на 2% до 8% . Основная масса задолженности приходится на 2 компании (Промагролизинг с долей просроченной задолженности 22,8% и БПС-лизинг с долей просроченной задолженности – 19,6%). Уровень просроченной задолженности менее 1% имеют 39,3% компаний, от 1% до 5% — 25% компаний, от 19% до 23% — 7,1% компаний.

В целом количество предприятий, имеющих просроченную задолженность, по сравнению с 2010 г. сократилось. Сократилось также количество лизингодателей с проблемной задолженностью. Так, если в 2010 г. 10 лизингодателей имели просроченную задолженность на уровне более 1%, то в 2011 г. их стало 7.

Виды лизинга

Основная масса договоров в 2011 году приходилась на финансовый лизинг, другие виды лизинга в 2011 году составляли всего около 10%. Напомним, что в 2010 году доля сублизинга, возвратного лизинга и международного лизинга составляла 15%, а в 2009 году - всего 6,7%.

В 2011 году, не смотря на валютный кризис, увеличилась доля международного лизинга. На договоры международного лизинга в 2011 году приходилось 2,6% от всех договоров. В 2011 объем заключенных договоров международного лизинга вырос по сравнению с 2010 годом в 2,5 раза.

Председатель совета Ассоциации лизингодателей Александр Цыбулько считает, что для развития международного лизинга выгодно существование Таможенного союза, поскольку функционирование Единого экономического пространства позволяет белорусским субъектам хозяйствования получать беспроцентные отсрочки по уплате НДС и поставкам товаров по международному лизингу. Основными участниками международного лизинга в Беларуси были ОАО "МАЗ", "БелАЗ", ПО "Гомсельмаш", ПО "МТЗ".

Предметы лизинга

В 2011 году существенно увеличилась доля лизинга транспортных средств - она составила 62,1%. Увеличение объема лизинга транспортных средств произошло благодаря распространению нового для Беларуси предмета лизинга — железнодорожных вагонов. Как гуси спасли Рим, так и лизинг вагонов спас статистику белорусского рынка лизинга. Лизинг выгонов позволил существенно увеличить общий объем нового бизнеса и привел к существенным изменениям позиций ключевых игроков на рынке:


Лизингом вагонов в 2011 году занимались "ВТБ-Лизинг" и "АСБ Лизинг". За год они реализовали около 2 тысяч вагонов из России. Основным лизингополучателем выступила Белорусская железная дорога.

Значима также и доля легкового транспорта. В 2011 году в лизинг передали 502 легковых автомобиля на сумму 87 108 миллионов рублей. Лизингом легковых автомобилей занимались 25 компаний.

"РЕСО-БелЛизинг" продала в лизинг максимальное количество автомобилей - 86 на сумму 20 091 миллион рублей. Средняя стоимость машины составила 233,6 миллиона рублей. На втором месте по количеству проданных автомобилей "Активлизинг": компания передала в лизинг 70 машин на 12 230 миллионов рублей. Средняя стоимость одного автомобиля – 174,7 млн рублей.

"АВАНГАРД ЛИЗИНГ" продал 53 автомобиля на сумму 8667 миллионов рублей. Средняя цена одной машины – 163,5 миллиона рублей.

Наибольшее количество грузовых и специальных автомобилей передал в лизинг Промагролизинг - компания продала 1 261 автомобиль на сумму 283 610 миллионов рублей. Таким образом, средняя стоимость одной единицы техники составила 224,9 миллиона рублей.  Группа компаний "ВестЛизинг" продала 199 единиц на сумму 86 430 миллионов рублей. Средняя цена одной единицы техники -  434,3 миллиона рублей. Райффайзен-Лизинг продал 168 единиц техники на 69 360 млн рублей. Средняя стоимость одной единицы – 412 миллионов рублей.

Лизингодатели

В общем объеме лизинговых операций продолжилась тенденция снижения доли банков­лизингодателей. Если в 90­е годы банки­лизингодатели контролировали около 75% рынка лизинга, то в 2009 — 23%, в 2010 - 12,8%, а в 2011 — 4%. Впрочем, такие изменения связаны в основном с тем, что банки создали специализированные дочерние компании, которые занимаются лизингом. Так, из пяти крупнейших лизинговых компаний 4 – дочерние структуры банков. Из этого можно сделать вывод, что фактически банки продолжают контролировать рынок лизинга.

В территориальном распределении объема заключаемых договоров в 2011 году, 87% рынка лизинга было сконцентрировано в Минске. В 2010 году доля столичных лизингодателей в объеме новых договоров составляла 82,3%. При этом на протяжении последних четырех лет прослеживается тенденция по ежегодному сокращению удельного веса региональных лизинговых компаний в общем количестве активно действующих лизинговых компаний республики и их доли в совокупном объеме лизинговых операций. Так, в 2010 г. региональные лизинговые компании составляли 22,5%, в  2009 г. — 25%, а в 2008 г. — 25,9%.



Лидером рынка по итогам 2011 года оказалась компания "ВТБ Лизинг" - на долю фирмы пришлось 34,35% стоимости заключенных в 2011 году договоров лизинга. Второе место заняла "АСБ Лизинг" (19,02%), третье - государственная компания "Промагролизинг" (15,25%).

Самые высокие темпы роста показали ООО «Финпрофит», ЗАО «АВАНГАРД ЛИЗИНГ», СООО «ВТБ­15 Лизинг». Существенные положительные изменения произошли также с ООО «Открытая линия» и группой компаний «Мобильный лизинг».

Наиболее существенное падение продемонстрировали СООО «Интеллект лизинг» и ООО «Юникомлизинг» (с 13 на 20 место).

Таким образом, в 2011 году на рынке остались только наиболее сильные и  жизнеспособные игроки.  Однако, несмотря на все трудности,  рынок лизинга продолжил развиваться. Была найдена новая ниша – поставка вагонов. Благодаря этому стоимость заключенных за год договоров лизинга составила 6 877 483 млн. рублей, что на 69% больше, чем в 2010 году. Однако в пересчете на евро по средневзвешенному курсу за 2011 год объем заключенных договоров составил примерно 54 млн. евро и снизился на 16% по сравнению с 2010 годом, что, безусловно, отражает негативное влияние печальных событий 2011 года.

www.infobank.by



сундук