Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Вопросы ценообразования при импорте товаров

Ценообразование при импорте товара
Порядок формирования цен на товары, ввозимые из-за границы, вызывает интерес у многих организаций, осуществляющих торговлю в Республике Беларусь. В связи с этим рассмотрение вопросов ценообразования на конкретных примерах является весьма актуальным.

Пример 1

В соответствии с внешнеторговым договором подряда, заключенным между резидентом Республики Беларусь ОАО «А» и польской фирмой «L», на таможенную территорию Республики Беларусь была ввезена пряжа хлопчатобумажная (код 5206 12 000 0 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь). Данный товар был помещен под таможенный режим переработки на таможенной территории (свидетельство зарегистрировано таможенным органом 2 января 2009 г.).
2 февраля 2009 г. между ОАО «А» и фирмой «L» на указанный товар был заключен договор купли-продажи (сумма контракта — 1500 евро). Соответственно 3 февраля 2009 г. ОАО «А» была подана грузовая таможенная декларация на помещение пряжи под таможенный режим свободного обращения и уплачены таможенные платежи, а таможенным органом в этот же день было выдано свидетельство о помещении товара под таможенный режим свободного обращения.
Таможенная стоимость товара при помещении под таможенный режим переработки на таможенной территории составляла 5 000 000 бел. руб. Условно считаем, что курс евро, действующий на день представления таможенной декларации на помещение товара под таможенный режим свободного обращения, установлен Национальным банком Республики Беларусь в размере 3000 руб. Допустим, что ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующая на день уплаты ввозной таможенной пошлины (03.02.2009), установлена в размере 14 %.
В последующем данную пряжу ОАО «А» намерено реализовать РУПП «К». Каким образом будет формироваться отпускная цена в рассматриваемой ситуации?

Согласно п. 12 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183 (с изменениями и дополнениями; далее — Инструкция), определено, что отпускная цена на товары иностранного происхождения, ввезенные субъектами предпринимательской деятельности (далее — импортеры) для последующей реализации на территории Республики Беларусь, формируется путем добавления оптовой надбавки в размере не более 30 % к сумме контрактных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, по страхованию, процентов по кредитам.
Напомним, что в соответствии со ст. 242 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) к таможенным платежам относятся:

  • ввозные таможенные пошлины;
  • вывозные таможенные пошлины;
  • специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины;
  • налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;
  • акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию;
  • таможенные сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 177 ТК при помещении товаров для переработки, не подвергшихся операциям переработки товаров, под таможенный режим свободного обращения таможенная стоимость товаров определяется на день помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории, а ставки ввозных таможенных пошлин, налогов — на день принятия таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим свободного обращения.

С сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченных при помещении этих товаров под таможенный режим свободного обращения, уплачиваются проценты, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка их уплаты со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории.  Таким образом, при помещении пряжи хлопчатобумажной под таможенный режим свободного обращения в бюджет подлежат уплате: ввозная таможенная пошлина (ставка ввозной таможенной пошлины для товара, классифицируемого кодом 5206 12 000 0 ТН ВЭД, определена Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» в размере 5 %), таможенные сборы за таможенное оформление (ставка определена Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах» в размере 20 евро), налог на добавленную стоимость (ставка согласно Закона от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» установлена в размере 18 %), а также проценты (табл. 1).

Таблица 1


Расчет таможенных платежей и процентов, подлежащих уплате

Наименование таможенного платежа

Ставка

Порядок расчета и облагаемая база

Сумма платежа, тыс. руб.

1. Таможенные сборы за таможенное оформление

20 евро

20 евро × 3000 руб. = 60 000 руб.

60,0

2. Ввозная таможенная пошлина

5 %

5 000 000 руб. × 5 % / 100 = 250 000  руб.

250,0

3. Налог на добавленную стоимость

18 %

(1 000 000 руб. + 250 000) × 18 % / 100 = 945 000  руб.

945,0

4. Проценты по ввозной таможенной пошлине

14 %

250 000 руб. × 32 дня (период начиная с 03.01.2009 по 03.02.2009 включительно × 14 % / (360 × 100) = 3111 руб.

3,111

5. Проценты по налогу на добавленную стоимость

14 %

945 000 руб. × 32 дня (период начиная с 03.01.2009 по 03.02.2009 включительно × 14 % / (360 × 100) = 11 760 руб.

11,760

Итого таможенные платежи и проценты

1269,871


Следует обратить внимание, что уплачиваемые проценты не входят в понятие «таможенные» платежи.
Однако для того, чтобы их учесть при формировании цены, обратимся к Письму Министерства экономики от 29 сентября 2008 г. № 12-01-09/5500 «Об отдельных вопросах применения постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183», где разъяснено, что под иными расходами, связанными с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров, понимаются расходы по платежам и оплате получаемых документов, без осуществления которых товар не может быть выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь (оборот не допускается, запрещен и (или) влечет административную и иную ответственность), в том числе:

  • за въезд в зону таможенного контроля;
  • хранение груза на складе временного хранения на период оформления документов;
  • оформление статистических (таможенных) деклараций, паспортов сделок;
  • получение сертификатов;
  • осуществление обязательных экспертиз, поверок и т.п.;
  • получение идентификационных знаков, в том числе наклеиваемых за рубежом;
  • обязательных сборов (в том числе сбор за импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в тару).

Включение в указанные иные расходы осуществляется, если импортер непосредственно осуществляет действия по оформлению необходимых документов либо указанные расходы выделены в смете расходов субъектов предпринимательской деятельности в области таможенного дела, если импортер пользуется услугами данных субъектов.

В свою очередь расходы, связанные с оплатой услуг банков, вознаграждения внешнеторговому поверенному (комиссионеру), иные расходы, не упомянутые выше и не указанные в п. 12 Инструкции, а также иные платежи с выручки учитываются в оптовой надбавке.

Таким образом, уплата процентов в данной ситуации предусмотрена законодательством, т.е. относится к категории расходов, связанных с выполнениемм установленных законодательством требований при импорте товаров (т.е. является расходами по платежам, без осуществления которых товар не может быть выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь).

В связи с вышеизложенным отпускная цена формируется следующим образом:

1. Контрактная цена:

1500 евро × 3000 руб. = 4 500 000 руб.

Примечание. В соответствии с п. 12 Инструкции контрактные цены в иностранной валюте пересчитываются по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату формирования цены.

В бухгалтерском учете отражается:
Дебет счета 41, Кредит счета 60 (76) — приобретение товара;
Дебет счета 60, Кредит счета 52 (55.1) — перечисление оплаты за товары.

2. Таможенные платежи, которые импортер обязан уплатить в таможенный орган: таможенные сборы за таможенное оформление — 60 000 руб., ввозная таможенная пошлина — 250 000 руб. (итого 310 000).

В бухгалтерском учете отражается:
Дебет счета 41, Кредит счета 68.1 — на сумму ввозной таможенной пошлины, таможенных сборов за таможенное оформление.

3. Транспортные расходы, а также иные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров.

В бухгалтерском учете отражается:
Дебет счета 41, Кредит счета 60 (76) — на сумму транспортных расходов, расходов на оказание услуг по хранению товара на складе временного хранения на период оформления документов, услуг таможенного агента по оформлению статистических (таможенных) деклараций, услуг банка по оформлению паспортов сделок, осуществление обязательных экспертиз, поверок и т.п. (в тех случаях, когда это предусмотрено учетной политикой).

Дебет счета 41, Кредит счета 68.5 — на сумму процентов, уплачиваемых таможенным органам.
Допустим, что данные затраты составляют 900 000 руб.

4. Оптовая надбавка.

Условно считая, что импортер установил надбавку в размере 30 %, определяем ее величину:
(4 500 000 руб. + 310 000 руб. + 900 000 руб.) × 30 % = 1 713 000 руб.

В бухгалтерском учете отражается:
Дебет счета 41, Кредит счета 42.1 — на сумму оптовой надбавки.

5. Отпускная цена:

4 500 000 руб. + 310 000 руб. + 900 000 руб. + 1 713 000 руб. = 7 423 000 руб.

6. НДС, который будет выставлен покупателю помимо отпускной цены товара:

(4 500 000 руб. + 310 000 руб. + 900 000 руб. + 1 713 000 руб.) × 18 % = 1 336 140 руб.

В бухгалтерском учете отражается:
Дебет счета 68.2, Кредит счета 18 — предъявлен к вычету ввозной НДС;
Дебет счета 18, Кредит счета 68.2 на сумму НДС, подлежащего уплате в инспекцию Министерства по налогам и сборам.

Пример 2
Предприятие «Р» (г. Солигорск), которое специализируется на ремонте автотракторной техники, заключило договор купли-продажи, в соответствии с условиями которого в страну импортируется дизельный двигатель внутреннего сгорания поршневой для колесного трактора, классифицируемый кодом 8408 20 350 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
Контрактная цена ввозимой партии товаров — 2000 евро. Условия поставки товара по контракту EXW (франко-завод). Стоимость доставки товара до границы Республики Беларусь с Республикой Польша составляет 100 евро и 50 евро для доставки товара до СВХ, определенного импортером, на территории Республики Беларусь.
Курс евро, действующий на день представления таможенной декларации на помещение товара под таможенный режим свободного обращения, установлен Национальным банком Республики Беларусь в размере 3000 руб. Этот же курс установлен и на дату формирования цены.
Необходимо рассчитать сумму таможенных платежей, которая подлежит оплате за ввезенный товар, а также определить порядок формирования отпускной цены, если оплата дизельного двигателя будет проводиться отдельно от оплаты за предоставленную услугу по ремонту металлорежущего станка.

Согласно Правилам Международной торговой палаты «Международные правила толкования торговых терминов “ИНКОТЕРМС 2000”» условия поставки франко-завод предусматривают, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (например, на заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин возлагает, таким образом, минимальные обязанности на продавца, и покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Однако если стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанность по погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в соответствующем дополнении к договору купли-продажи. В рассматриваемом примере стоимость доставки не включена в контрактную цену, соответственно подлежит включению в таможенную стоимость товара отдельной позицией.

Таким образом, стоимость поставляемого товара будет составлять: 2000 евро + 100 евро (стоимость доставки товара до границы Республики Беларусь с Республикой Польша) × 3000 руб. = 6 300 000 руб.

При помещении указанных товаров под таможенный режим свободного обращения в бюджет подлежат уплате следующие таможенные платежи:

  • таможенные сборы за таможенное оформление. Для товаров, входящих в группу 84 ТН ВЭД, ставка установлена Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах» в размере 35 евро;
  • ввозная таможенная пошлина. Ставка ввозной таможенной пошлины для товара, классифицируемого кодом 8408 20 350 0 ТН ВЭД, определена Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» в размере 10 %;
  • налог на добавленную стоимость. Ставка согласно Закону от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» установлена в размере 18 % (см. табл. 2).

Таблица 2
Расчет таможенных платежей и процентов, подлежащих уплате

Наименование таможенного платежа

Ставка

Порядок расчета и облагаемая база

Сумма платежа, тыс. руб.

1. Таможенные сборы за таможенное оформление

35 евро

35 евро × 3000 руб. = 105 000 руб.

105,0

2. Ввозная таможенная пошлина

10 %

6 300 000 руб. × 10 % = 630 000  руб.

630,0

3. НДС

18 %

(6 300 000 руб. + 630 000) × 18 % = 1 247 400 руб.

1247,4

Итого таможенные платежи

1982,4


При этом следует учитывать, что ч. 2 п. 9 Инструкции предусматривает, что стоимость материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры исключительно иностранного происхождения, закупленных по договорам с нерезидентами Республики Беларусь, включается в тарифы или дополнительно оплачивается по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры рынка.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации стоимость двигателя внутреннего сгорания поршневого для колесного трактора, используемого при оказании услуг, будет включаться в тарифы на услуги или дополнительно оплачиваться по ценам приобретения с включением расходов по их приобретению.

В связи с вышеизложенным отпускная цена формируется следующим образом.

1. Контрактная цена:
2000 евро × 3000 руб. = 6 000 000 руб.

2. Таможенные платежи, которые импортер обязан уплатить в таможенный орган: таможенные сборы за таможенное оформление — 105 000 руб., ввозная таможенная пошлина — 630 000 руб. (итого 735 000).

3. Транспортные расходы, а также иные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров.
Допустим, что данные затраты составляют 1 000 000 руб.

4. Оптовая надбавка.
Условно считая, что импортер установил надбавку в размере 40 %, определяем ее величину:
(6 000 000 руб. + 735 000 руб. + 1 000 000 руб.) × 40 % = 3 094 000 руб.

5. Отпускная цена:
6 000 000 руб. + 735 000 руб. + 1 000 000 руб. + 3 094 000 руб. = 10 829 000 руб.

6. НДС, который будет выставлен покупателю помимо отпускной цены товара.
10 829 000 руб. × 18 % = 1 949 200 руб.

Табличная часть товарно-транспортной накладной представлена в табл. 3.

Таблица 3
Табличная часть товарно-транспортной накладной

Наименование продукции, товара (груза)

Единица измерения

Количество продукции

Цена единицы продукции, руб.

Размер оптовой надбавки, %

Стоимость, руб.

Ставка НДС, %

Сумма НДС, руб.

Всего с НДС, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Дизельный двигатель внутреннего сгорания поршневой для колесного трактора

шт.

1

7 735 000

40

10 829 000

18

1 949 200

12 778 200

ИТОГО:

 

Х

 

Х

10 829 000

 

 

12 778 200


Пример 3
Предприятие «Р» (г. Солигорск), которое специализируется на оказании сельскохозяйственным организациям услуг по ремонту автотракторной техники, заключило договор на оказание услуг по ремонту автобуса импортного производства с сельскохозяйственной организацией. При этом ремонт дизельного двигателя, классифицируемого кодом 8408 20 550 1 ТН ВЭД, было решено произвести на заводе-изготовителе в Германии. Таможенная стоимость двигателя до ремонта — 4 000 000 руб., а после ремонта — 6 000 000 руб. Курс евро, действующий на день представления таможенной декларации на помещение товара под таможенный режим свободного обращения, установлен Национальным банком Республики Беларусь в размере 3000 руб. Этот же курс установлен и на дату формирования цены.
Необходимо рассчитать сумму таможенных платежей, которая подлежит оплате за ремонт двигателя, и определить порядок формирования отпускной цены, если оплата дизельного двигателя будет проводиться отдельно от оплаты за предоставленную услугу по ремонту металлорежущего станка.

Для осуществления ремонта дизельный двигатель должен быть помещен под таможенный режим переработки вне таможенной территории. Таможенный режим переработки вне таможенной территориитаможенный режим, допускающий вывоз товаров с таможенной территории для проведения операций переработки товаров в течение установленного срока (срока действия таможенного режима переработки вне таможенной территории), в том числе с использованием при таких операциях иностранных товаров, в целях получения продуктов переработки, предназначенных для ввоза на таможенную территорию. Следует обратить внимание, что товар должен быть ввезен обратно и помещен под определенный таможенный режим или таможенную процедуру в течение срока действия данного таможенного режима. При заявлении таможенного режима переработки вне таможенной территории уплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление. Для товаров, отнесенных в группу 84 ТН ВЭД, ставка установлена Указом Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 «О таможенных сборах» в размере 35 евро (105 000 руб.) на дату таможенного оформления).

В соответствии со ст. 188 ТК при помещении двигателя под таможенный режим свободного обращения ввозные таможенные пошлины, налоги, уплачиваются следующим образом:

  • сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется как разность между суммой ввозной таможенной пошлины, применяемой в отношении продуктов переработки, и суммой ввозной таможенной пошлины, которая применялась бы в отношении товаров для переработки, как если бы они были выпущены для свободного обращения;
  • сумма подлежащего уплате НДС определяется с использованием стоимости операций переработки товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимостью товаров для переработки.
Таким образом, при помещении отремонтированного двигателя под таможенный режим свободного обращения в бюджет подлежат уплате следующие таможенные платежи:

  • ввозная таможенная пошлина. Ставка ввозной таможенной пошлины для товара, классифицируемого кодом 8408 20 550 1 ТН ВЭД, определена Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» в размере 5 %;
  • налог на добавленную стоимость. Ставка согласно Закону от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» установлена в размере 18 % (см. табл. 4).

Таблица 4
Расчет таможенных платежей и процентов, подлежащих уплате

Наименование таможенного платежа

Ставка

Порядок расчета и облагаемая база

Сумма платежа, тыс. руб.

1. Таможенные сборы за таможенное оформление

35 евро

35 евро × 3000 руб. = 105 000 руб.

105,0

2. Ввозная таможенная пошлина

5 %

(6 000 000 руб. – 4 000 000 руб.) × 5 % = 100 000  руб.

100,0

3. НДС

18 %

((6 000 000 руб. – 4 000 000 руб.) + 100 000) × 18 % = 378 000 руб.

378,0

Итого таможенные платежи

583,0

В соответствии с п. 47 Инструкции предприятие «Р» при определении уровня тарифов на ремонт автобуса обязано обосновывать их экономическими расчетами:
  • на товары собственного производства или произведенные на давальческих условиях, услуги, работы в форме плановой калькуляции с расшифровкой статей затрат. Расшифровки статей затрат должны содержать информацию:
  • о материальных затратах — перечень сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров, оказании услуг (работ), нормы расхода, цены, стоимость;
  • трудовых затратах — перечень производимых операций, разряд работ, утвержденные нормы времени и тарифные ставки;
  • накладных расходах — перечень расходов, связанных с организацией, обслуживанием и управлением предприятия, не связанных непосредственно с производственным процессом, и порядок их определения;
  • прочих расходах — перечень расходов, связанных с производством и реализацией товаров (услуг, работ), не включенных в перечисленные статьи затрат, и порядок их определения.
Примерная форма плановой калькуляции по расчетам тарифов представлена в приложении.

Приложение


УТВЕРЖДАЮ
 ____________________
(руководитель субъекта предпринимательской
деятельности, иное уполномоченное лицо)
       Дата








ПРИМЕРНАЯ ПЛАНОВАЯ КАЛЬКУЛЯЦИЯ
по расчету отпускных тарифов
на ____ремонт автобуса____

(наименование услуги)


№ п/п Статьи затрат Сумма, тыс. руб.
1 Сырье и материалы 4000
2 Возвратные отходы (вычитаются) 100
3 Транспортно-заготовительные расходы 200
4 Услуги сторонних организаций 2000
5 Топливо и энергия на технологические цели 3000
6 Заработная плата с начислениями 5000
6.1 основная заработная плата 4000
6.2 дополнительная заработная плата 1000
7 Начисления на оплату труда 1800
7.1 отчисления в Фонд социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (35 %)
1750
7.2 страховой взнос по обязательному страхованию от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний (1 %)
50
8 Общепроизводственные расходы 400
9 Общехозяйственные расходы 200
10 Амортизация 500
11 Прочие расходы 1000
12 Полная себестоимость 18 000
13 Прибыль 1620
14 Рентабельность, % к себестоимости 9,0
15 Акциз (для подакцизных товаров) 0
16 Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки 0
17 Тариф без налога на добавленную стоимость за единицу измерения или расфасовки 19 620

Главный экономист _________________ ____________________
(подпись) (Ф.И.О.)

Главный бухгалтер __________________ ____________________
(подпись) (Ф.И.О.)

При этом плановая калькуляция может не пересчитываться, если величина цены (тарифа) не изменяется. Экономические расчеты, а также иные документы, обосновывающие уровень применяемых тарифов, должны храниться на бумажных и (или) электронных носителях.


 Н.А. ДУБИНСКИЙ,
кандидат технических наук, доцент УО «Витебский государственный технологический университет»

Источник
http://peomag.by/


 
сундук