Отзывы о банках



Валютные алхимики

                  22 августа 2011 г.


Обзор экономических событий 15-21 августа 2011 года

Валютные алхимики


Минувшая неделя не принесла оптимизма в оценке перспектив развития белорусской экономики. Валюты как не было, так и нет. Цены только по официальной версии выросли за первые 16 дней августа на 3,4%. Правительство и чиновники помельче всячески доказывают свою дееспособность и полезность для народа, который в свою очередь ежедневно посещает магазины и убеждается в эффективности работы госаппарата.

Казалось бы, хотели рынка – получили рынок. Причем тут чиновники? Но так уж нас сами они приучили. Многие годы представители государственной власти убеждали население, что без их решения ничего меняться не может и не должно…

Цены на топливо: цена обещаний

Белнефтехим полюбил повышать цены на автомобильное топливо по субботам. Мудрое решение. В пятницу после тяжелой рабочей недели народ теряет бдительность – торопятся кто домой, кто в гости, кто на дачу. Интернет никто уже после обеда не читает. Так было в прошлый раз, так случилось и сейчас.

Цены на бензин и дизельное топливо выросли на 3% - с 20 августа. Теперь литр дизельного топлива стоит 4 720 рублей, что по-прежнему значительно выше цены на популярный 92-й бензин – 4 460 рублей. Самый дорогой бензин АИ-95 подорожал до 4 800 рублей, самый дешевый Нормаль-80 – 4 240. Белнефтехим опять прикрылся необходимостью «поэтапного уравнивания цен на товары в странах Таможенного союза».

Честное слово, иногда возникает ощущение, что Беларусь вступила в Таможенный союз только для того, чтобы иметь возможность регулярно повышать цены на внутреннем рынке (демонстративно неохотно). Никаких видимых преимуществ от участия в этой организации, по крайней мере, с точки зрения простых обывателей, сейчас не заметно. Кто-то, помнится, договорился до того, что заявил о больших преимуществах и выгоде в результате роста таможенных пошлин на автомобили для физлиц… Без комментариев.

Итак, цены на бензин выросли. Этот шаг является своеобразным предостережением для нас, легковерных – не расслабляться! Поясним - до этого автомобильное топливо дорожало 21 июля, еще раньше – 7 июня (с коррекцией в меньшую сторону 9 июня). А 8 июня на самом высшем уровне было принято решение повышать стоимость бензина примерно на 2-3% только раз в квартал! Но в третьем квартале цены выросли уже два раза на 3%. Специалисты Белнефтехима, видимо, не очень различают понятия «квартал» и «месяц». Исходя из этих рассуждений, ждем очередного ценового удара по автомобилистам примерно в 20-х числах сентября.

Окончательно отпустили цены на спиртное. Опять-таки с субботы, 20 августа, магазины получили право продавать ранее поступившую водку и другую алкогольную продукцию по свободным ценам. Еще одно экономическое открытие - цена теперь растет не в процессе производства, а за время хранения на складе. Делают это с благородными побуждениями - «в целях предупреждения злоупотреблений при продаже алкогольной продукции».

Это просто витает в воздухе – скоро ведомства и газеты завалят многочисленные просьбы и требования трудящихся не церемониться и поднять цены, насколько это будет разрешено руководством страны. Начало процессу уже положено – на сайте Белорусской железной дороги 19 августа опубликовали результаты социологического исследования среди пассажиров городской электрички, в котором среди прочих невероятных вещей утверждается: «Учитывая, что стоимость проезда по маршруту Минск-Заславль у альтернативных перевозчиков составляет около 6 тыс. руб., от пассажиров поступают предложения по повышению стоимости проезда в электропоездах ЭПГ». Вот так.

Вообще с начала года инфляция составила 45,8%. Это очень много. Достаточно только сказать, что официальный прогноз составлял 7,5-8,5%.

«Подарки» Путина

Сегодня прошла ровно неделя с момента встречи премьер-министров союзных стран – Михаила Мясниковича и Владимира Путина. Говорили, в основном, о малоинтересных и бесполезных для рядового обывателя вещах – росте товарооборота, углублении интеграции, перспективах ТС и так далее.

Но, как это водится на переговорах с участием Путина, не обошлось без некоторых интригующих заявлений.

Так, В.Путин сказал, что Россия не будет защищать нашу страну от санкций со стороны Евросоюза в отношении белорусских предприятий. Единственный выход, который он видит для Беларуси, – глубже интегрироваться с Россией (и Казахстаном) для поддержки своей экономики.

Второе его неожиданное заявление - Россия с 2012 года вводит для Беларуси интеграционный понижающий коэффициент формулы цены на газ. При этом он предусмотрительно пояснил, что это решение для Беларуси «не совсем подарок, так как для российских компаний расширяются возможности на белорусском рынке».

М.Мясникович ограничился сообщением, что Беларусь в ближайший месяц решит с Россией все вопросы по поставкам нефти и газа в 2012 году. А вернувшись на Родину, наш премьер-министр в очередной раз поставил задачу максимально снизить энергозависимость белорусской экономики. Он не пояснил, от кого, но это стало и так понятно. Не от Венесуэлы же, в самом деле…

Теперь правительство будет ломать голову, пустить россиян на наш рынок или нет. Кстати, почему бы и не пустить, ведь отечественные прилавки уже не такие полные, как раньше – предприятия стараются все вывезти в ту же Россию. Будет конкуренция, может и цены упадут?

Газовую тему подхватил и президент России на встрече с главой «Газпрома». Алексей Миллер сказал, что «Газпром» провел первый раунд переговоров по покупке 50% «Белтрансгаза», а цены на газ и условия контракта начнут обсуждать в сентябре. Он посетовал, что «условия на рынке углеводородов складываются для потребителей очень непростые и цены на газ высокие». Но при этом выразил уверенность, что «ни в коем случае, конечно же, не будет повторения той ситуации, которая у нас была пять лет назад, когда мы подписали действующий сейчас контракт в 23 часа 58 минут 31 декабря 2006 года».

Дмитрий Медведев, в свою очередь, попросил его учесть, что сейчас есть Таможенный союз, и экономики входящих в него стран стали ближе. Кроме того, российский президент отметил готовность белорусской стороны полностью продать «Белтрансгаз». Д.Медведев выразил убежденность, что «в результате работы российской и белорусской сторон будет подготовлен хороший контракт для будущего сотрудничества».

Удастся ли белорусским делегатам переупрямить россиян и настоять на увязке подписания документов по "Белтрансгазу" с согласованием условий нового контракта на поставку газа, узнаем совсем скоро.

Не всякую валюту возьмем…

В четверг, 18 августа, информационное пространство взорвал генеральный директор Беларуськалия Валерий Кириенко. Проявив невиданную доселе среди белорусского директората смелость говорить от лица правительства и самостоятельность, этот руководитель заявил, что Беларусь откажется от кредита в 2 млрд долларов на условиях Сбербанка России и «Дойче Банка».

Напомним, что до этого, 5 августа Председатель Правления Сбербанка Герман Греф доложил В.Путину, что выдаст Беларуськалию кредит в обмен под залог экспортных контрактов и 35% акций предприятия. Тогда Путин еще демонстративно поинтересовался, надежно ли обеспечение по кредиту.

Большинство аналитиков не сомневалось, что эти деньги пойдут в золотовалютные запасы страны, а некоторые оптимисты надеялись на интервенции на валютный рынок для его стабилизации и удовлетворения спроса населения. Очень многие эксперты высказывались, что Беларусь никогда не вернет этот кредит, и Сбербанк или стоящие за ним российские бизнесмены получат солидный пакет белорусского гиганта за бесценок.

Теперь же мало кто сомневается, что устами В.Кириенко говорила власть, чьи представители, кстати, в продолжение всего процесса не особенно комментировали заявление Г.Грефа. Даже складывалось впечатление, что Г.Греф и В.Путин обсуждали этот кредит как бы между собой, без участия белорусской стороны.

Беларусь ничего продавать и одалживать не будет. По крайней мере, на российских условиях. То ли дело, настоящий друг – Азербайджан. Он дал 300 млн долларов без всякого обеспечения (по крайней мере, официально), не строя белорусским партнерам тайных ловушек.

«Главное, чтобы не было прихватизации, а шла нормальная приватизация, выиграет от этого белорусский народ», - сказал В.Кириенко. Он не забыл добавить при этом, что именно такая политика проводится сегодня белорусским правительством.

Парад успехов

Когда В.Кириенко говорил об отказе от российского кредита, он отметил, что «не так у нас все плохо». И действительно, государство продолжает мощные информационные выбросы о своих достижениях и успехах, а также об амбициозных планах.

Только на минувшей неделе нам сообщили много оптимистических новостей.

Беларуськалий планирует построить горно-обогатительный комбинат мощностью 3 млн тонн калийных удобрений на Петриковском месторождении в Гомельской области. За чей счет – не говорят. Но ведь и сроки не поджимают - 2020 год еще не скоро. К 2019 году хотят построить новый Дарасинский рудник, в июле 2012 года - Березовский рудник. Краснослободский рудник должен увеличить добычу на 44% уже сейчас.

БелАЗ вот-вот произведет юбилейный двухтысячный карьерный самосвал грузоподъемностью 55 тонн. Поздравляем.

Мозырский НПЗ до конца года построит эстакаду тактового налива светлых нефтепродуктов, что позволит осуществлять закрытый налив одновременно в четыре цистерны. К 1 январю 2012 года введут установку гидроочистки дизельного топлива мощностью 3 млн тонн, которая позволит выпускать все дизтопливо по стандарту Евро-5. Предприятие готовит целый ряд проектов на перспективу.

МАЗ изготовил и пышно презентовал опытный образец эксклюзивного в СНГ автомобиля модели МАЗ-6440 с капотной компоновкой двигателя. Внешне точно такой же, как тягачи в американских фильмах. А еще это предприятие в течение пяти лет собирается полностью отказаться от закупок двигателей в России, если конечно их производство сумеют организовать в Беларуси.

Кризиса как-будто вообще не видно… А он есть...

Инвесторы идут!

Иностранные инвестиции в реальный сектор белорусской экономики за I полугодие выросли на 80%, сообщил Белстат. Основные инвесторы были из России (51,1%), Великобритании (19,5%), Кипра (9,2%), Австрии (5,8%). Вкладывали деньги преимущественно в транспорт, торговлю и промышленность.

Каким-то чудом в рейтинг инвесторов не попал Китай. Хотя в минувший понедельник лед тронулся. Беларусь и Китай подписали инвестдоговор на 200-250 млн долларов о строительстве жилого комплекса «Лебяжий» в Минске. Впервые китайцы решили вложить прямые инвестиции в нашу страну. До этого они предусмотрительно ограничивались выдачей кредитов, преимущественно связанных. С чем связан такой прорыв, пока неизвестно. Хотя для китайцев этот проект выгоден – будет построено жилье (а его всегда можно реализовать), строительство будет осуществляться по китайским нормативам и стандартам (белорусский надзор останется без работы), белорусская сторона готова помочь ввезти китайские стройматериалы.

Китайцы также обещали прокредитовать строительство второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорте Минск уже до конца текущего года.

На минувшей неделе в Беларусь поехали (или их привезли по случаю) и российские инвесторы.

Так, российская компания «Мечел» выразила заинтересованность в сотрудничестве с БМЗ и БелАЗом. На встрече с премьер-министром М.Мясниковичем председатель совета директоров ОАО «Мечел» Игорь Зюзин заявил: «У нас есть интерес к Беларуси, к промышленности страны. У нас долгосрочные отношения, и мы хотели бы перевести их в плоскость со взаимными инвестициями и созданием совместных компаний».

Гендиректор МАЗа Александр Боровский сообщил, что российская группа ГАЗ заинтересована в покупке 25% акций его предприятия. Это тем более интересно, что уже давно идут по созданию автохолдинга МАЗа с российским КамАЗом. А.Боровский считает, что МАЗу было бы лучше и холдинг создать, и акции ГАЗу продать. По этому поводу он высказался довольно откровенно и образно: «Если мы невеста и есть два жениха, то почему бы не жить с двумя женихами?»

Но вообще белорусская сторона избрала обычную для себя модель поведения, собираясь смотреть, «кто лучше предложит условия». Решение примут после независимой оценки предприятия. Главное, чтобы недолго смотрели, в кризис собственность обычно не дорожает.

Беларусь продолжает демонстрировать многовекторность в экономике. Поэтому кроме россиян страна принимала и бизнесмена из Западной Европы. Всемирно известная компания «Мишлен» продолжит инвестировать в развитие своих шинных центров в нашей стране. Их будет целых три. Естественно, у компании нет планов вложить деньги в производство шин в Беларуси, несмотря на открывшийся с созданием Таможенного союза огромнейший перспективный рынок.

Резюме

Инвесторы, вроде бы идут, что-то происходит и в стране, и вокруг ее. Жизнь кипит. Чего стоит только наш ответ США, и уж конечно никак не связанный с американскими санкциями уход Белоруснефти из Ирана.

Но программы по выходу из кризиса как не было, так и нет. Цены растут, валюты опять-таки нет. Экспорт растет, а золотовалютные резервы остаются на прежнем уровне.

Складывается впечатление, что правительство возлагает надежды на какое-то «тайное оружие». Подобно древним алхимикам, оно настойчиво и тщетно ищет формулу золота или хотя бы доллара. Вот только стародавние специалисты по алхимии и золота не нашли, и кончили не очень хорошо. Значит, нужно делать более простые и прозаичные вещи. Какие - обсуждают эксперты в нашем следующем материале.

www.infobank.by  

FOREX CLUB — брокер для частных инвесторов с 1997 года!


 
сундук