Отзывы о банках



Торговля по образцам
 8 мая 2009 г.

Организация розничной торговли по образцам

С нынешнего года изменился порядок осуществления торговли по образцам. Это связано с введением в действие Правил осуществления розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 (далее — Правила).

В соответствии с Правилами розничная торговля по образцам осуществляется:
  1. в торговом объекте — путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, в торговых объектах (далее — торговля по образцам в торговом объекте);
  2. вне торгового объекта — путем предоставления описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках, рассылаемых продавцом неопределенному кругу лиц с использованием услуг организаций почтовой связи или распространяемых в средствах массовой информации или любыми другими способами, не запрещенными законодательством, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет через интернет-магазин (далее — торговля по образцам вне торгового объекта).

Осуществление розничной торговли относится к деятельности, подлежащей лицензированию. При этом в соответствии с Положением о лицензировании розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 ноября 2005 г. № 1221 «О некоторых вопросах лицензирования розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, а также деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий», при осуществлении розничной торговли через Интернет-магазин в лицензии должно быть указано доменное имя.

При осуществлении торговли по образцам продавец может предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию товаров. Однако данное условие не является обязательным, и покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых продавцом при заключении договора. 

В обязательном порядке при торговле по образцам в торговом объекте продавец обязан довести до сведения покупателя на вывеске и (или) информационной табличке, расположенной на входных дверях или фасаде здания (сооружения, помещения) торгового объекта, свое наименование (фирменное наименование), наименование торгового объекта, если такое наименование не совпадает с наименованием (фирменным наименованием) продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель — фамилию, собственное имя, отчество, наименование торгового объекта индивидуального предпринимателя (при наличии такого наименования), а также режим работы.

При торговле по образцам вне торгового объекта вышеприведенная информация должна доводиться до сведения покупателя в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или быть представлена в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет.

Кроме того, продавец обязан своевременно в доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и об их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, которая в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование товара;
  • указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (для товара, выпускаемого по таким нормативным документам);
  • сведения об основных потребительских свойствах товара, а в отношении пищевых продуктов — о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, — калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать покупателя), указание на то, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случаях и порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья покупателя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с нормативными документами, устанавливающими требования к качеству товара, о показаниях к применению отдельными возрастными группами;
  • цену и условия оплаты товаров;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики таких продуктов;
  • дату изготовления (фасования) и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров, если они установлены для конкретных товаров, указание условий хранения товаров, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров либо требуют специальные условия хранения, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности и имущества покупателя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;
  • наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца), а также при наличии импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель — фамилию, собственное имя, отчество индивидуального предпринимателя;
  • сведения о подтверждении соответствия товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
  • количество или комплектность товара;
  • сведения о сроке доставки товара, цене и об условиях оплаты доставки товара;
  • необходимые сведения о правилах и об условиях эффективного и безопасного использования товаров, в том числе ухода за ними, и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления покупателю, в том числе относящиеся к договору сведения по просьбе покупателя;
  • штриховой идентификационный код, если законодательством предусмотрено обязательное маркирование товаров таким кодом.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2005 г. № 862 «О некоторых вопросах по внедрению товарной нумерации и штрихового кодирования и внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748» с 1 июля 2006 г. введено обязательное маркирование штриховыми идентификационными кодами товаров (продукции), производимых юридическими лицами и предназначенных для торговли ими на территории Республики Беларусь, на которые технически возможно нанесение штриховых идентификационных кодов в случаях, предусмотренных актами законодательства.

Маркированию штриховыми идентификационными кодами в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2000 г. № 748 «О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь» могут не подвергаться по техническим или иным причинам:

  1. товары (продукция) народных промыслов и авторские работы;
  2. товары (продукция), изготовленные по индивидуальным заказам;
  3. товары (продукция), для которых техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации не предусмотрено наличие потребительской тары, этикетки, ярлыка и на которые технически невозможно нанесение штрихового идентификационного кода;
  4. товары (продукция), которые реализуются через розничную торговую сеть непосредственно покупателю путем фасования или другого отмеривания;
  5. товары, масса брутто которых превышает 25 кг;
  6. товары, являющиеся составной частью комплекта;
  7. единичные образцы товаров (продукции);
  8. товары (продукция), которые не реализуются оптом и (или) через розничную торговую сеть, общественное питание, а поставляются или изготавливаются для собственного производства (потребления);
  9. товары (продукция), которые не предназначены для реализации непосредственно потребителям;
  10. ювелирные изделия;
  11. мебель;
  12. электронно-вычислительные машины;
  13. продукция военного назначения.

При торговле по образцам договор может быть заключен путем составления документа, подписанного сторонами, либо путем передачи покупателем сообщения о намерении приобрести товар посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что сообщение исходит от покупателя, а также в иной форме, не запрещенной законодательством.

В договоре должно быть указано:

  • наименование и место нахождения продавца, а если продавцом является индивидуальный предприниматель — фамилия, собственное имя, отчество, место жительства;
  • фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар, если его доставка осуществляется продавцом;
  • наименование товара, артикул (марка, модель), количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара;
  • цена товара и условия оплаты;
  • вид услуги, срок ее выполнения и цена, если оказание услуги предусмотрено договором;
  • обязательства продавца и покупателя.

Предложение покупателя о пересылке товара почтовым отправлением «До востребования» может быть принято только с согласия продавца.

Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, иного документа, подтверждающего факт приобретения товара, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

Оплата товаров и услуг при торговле по образцам осуществляется в форме наличного или безналичного расчета в установленном порядке.

В соответствии с Правилами передача покупателю приобретенного по образцу товара может быть произведена путем его пересылки почтовым отправлением или перевозки любым видом транспорта с доставкой товара по месту, указанному покупателем в договоре. При этом продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, установленные в договоре.

Следует отметить, что установка, подключение, наладка и введение в эксплуатацию отдельных технически сложных товаров, на которые в соответствии с технической и эксплуатационной документацией установлен запрет на самостоятельное выполнение этих процедур покупателем, а также обязательный инструктаж о правилах пользования товарами, производятся продавцом или организацией (индивидуальным предпринимателем), уполномоченной продавцом на техническое обслуживание реализуемых товаров.

Стоимость этих услуг дополнительно покупателем не оплачивается.

Правилами также утвержден перечень товаров, розничная торговля которыми по образцам вне торгового объекта допускается при наличии у продавца торгового объекта, в котором осуществляется реализация таких товаров. В перечень вошли следующие виды товаров:

  • изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • пиротехнические изделия;
  • лекарственные средства;
  • оружие и патроны к нему;
  • эротическая продукция, продукция, содержащая элементы эротики, насилия и жестокости, продукция по сексуальному образованию и половому воспитанию, продукция сексуального назначения, аудиовизуальные произведения с индексами ** и ***;
  • скоропортящиеся продовольственные товары, кулинарная продукция.
Формирование розничных цен на товары при осуществлении торговли по образцам производится в соответствии с Инструкцией о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 183.


А.В. ДЕМКО, экономист
Источник http://peomag.by/




сундук