Своя ноша не тянет

9 сентября 2013        на правах рекламы

«О страховании - экспертно»

Своя ноша не тянет

Infobank.by включил телевизор и пришел к тому же выводу, что и герой знаменитого советского кинофильма: «Стабильности в мире нет!». Чтобы перечислить горячие точки не хватит пальцев обеих рук. Египет, Сирия, Сомали, напряженность на Корейском полуострове…

Но кроме войн есть еще революции, забастовки, стихийные бедствия, террористы. Да, и просто безответственные перевозчики, безалаберные грузчики, ломающиеся машины и не взлетающие самолеты.

Что же делать производителю, который захотел провезти продукцию через этот неспокойный мир? Конечно, можно нанять вооруженную охрану. Но, по нашему мнению, хорошей альтернативой в этой ситуации будет наличие проверенного перевозчика и, самое главное, оформленный страховой полис на свой груз.

С вопросом «Как же происходит страхование грузов?» мы обратились в страховую компанию «Промтрансинвест», где нам любезно все разъяснила и.о. начальника управления страхования юридических лиц Маргарита Николаевна Костюченко.




Маргарита Костюченко
 
- Маргарита Николаевна, является ли страхование грузов обязательным видом страхования?

- На сегодняшний день компания «Промтрансинвест» предоставляет услуги по добровольному страхованию грузов. Название говорит само за себя. Добровольно – это значит, что сам страхователь изъявляет желание страховаться, сам выбирает страховую компанию и условия страхования.
 
- Кто может застраховать перевозимый груз?

- Застраховать груз может любое лицо: продавец, покупатель, грузоперевозчик, иное предприятие или организация.  Главное, чтобы у него была заинтересованность в сохранении этого груза.
 
 - А какие грузы можно застраховать?

- Фактически, все, что можно перевезти: от просто металлопроката до сложного электронного оборудования. Также мы можем страховать и транспортируемые нефть и газ, опасные и неопасные грузы, легко бьющиеся и скоропортящиеся товары.
 
- С организациями каких форм собственности вы работаете?

- Мы сотрудничаем с физическими и юридическими лицами любой организационно-правовой формы, а также с индивидуальными предпринимателями. Как с резидентами Республики Беларусь, так и  с нерезидентами Республики Беларусь.
 
- Получается,  к вам могут обращаться за страховыми полисами и иностранные компании?

- Совершенно верно. У нас, примерно  60%  клиентов - резиденты  Республики Беларусь и 40% клиентов – нерезиденты. Иностранные компании  обращаются к нам за страховыми полисами, не только транспортируя грузы в Республику Беларусь, но и вывозя их за пределы нашего государства. Также популярным является и страхование грузов, маршрут транспортировки которых проходит и через территории других стран.
 
- Каковы основные условия страхования грузов в Промтрансинвесте?

- На страхование принимаются грузы, перевозимые (транспортируемые) наземным, воздушным, трубопроводным, водным или смешанным транспортом. Страхование грузов может осуществляться  по нескольким вариантам:

Вариант (А) «С ответственностью за все риски»
Вариант (B) «С ответственностью за гибель и повреждение грузов»
Вариант (С) «С ограниченной ответственностью за гибель и повреждение грузов»
Вариант (D) «С ответственностью за гибель и повреждение грузов во время нахождения на складах  в пунктах  перегрузок (перевалок), или в ином пункте, не указанном в договоре страхования.

При этом в зависимости от выбранного варианта страхования страховыми случаями являются:

  • пожар, взрыв, стихийные бедствия, в том числе удар молнии, извержение вулкана, землетрясение, наводнение;

  • повреждение груза при погрузке и разгрузке;

  • опрокидывание, перевёртывание, или сход с рельсов транспортного средства;

  • затопление судна или баржи, их посадка на мель или выброс на берег;

  • выгрузка груза в порту бедствия в результате аварии;

  • убытки, расходы и взносы по общей аварии по доле груза;

  • смытие груза волной или выбрасывание за борт;

  • столкновение транспортного средства с любым внешним предметов, кроме воды;

  • ряд других событий.


Большим спросом при систематическом страховании разных партий однородных грузов на сходных условиях в течение определенного срока (месяц, квартал, навигация, год) пользуется страхование на основании одного договора страхования – Генерального полиса. По Генеральному полису условия страхования и страховые тарифы определяются сразу для всех партий груза, отгружаемых в течение срока действия данного Генерального полиса.

В случае необходимости, страховая компания обязана выдавать страховые полисы по отдельным партиям груза, подпадающим под действие Генерального полиса.
 
-Имеются ли у  Промтрансинвеста какие-то эксклюзивные предложения при страховании грузов?

- А как же! Дополнительно у нас возможно страхование от недостачи груза при целостности наружной упаковки, соответствии количеству мест, указанному в накладной, целостности и сохранности отправительских пломб на вагоне, контейнере,  цистерне, другой наружной упаковке,  а также страхование  груза от утраты и (или) повреждений в результате т.н. «военных и забастовочные риски», повреждения герметичной упаковки и перевозки паромом транспорта, перевозящего застрахованный груз.

Также мы смело можем предложить страхование грузов в рамках различных международных договорных отношений. Например, если поставка груза осуществляется на условиях CIP и CIF Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс», страховая сумма по соглашению сторон может составлять 110 % от действительной стоимости груза.

Наконец, дополнительным бонусом при страховании по вариантам «А», «B», «С» является предоставление 30-ти дневного бесплатного хранения груза на складе перегрузки (перевалки), или в ином пункте, указанном в договоре страхования.
 
- А возможно ли застраховать личные вещи (багаж), и как определяется страховая стоимость?

- Конечно, возможно! Даже следует это сделать! Мы очень часто слышим от окружающих, что багаж утерян либо прибыл в повреждённом состоянии. Наша страховая компания имеет возможность предложить страхование личных вещей физического лица (перевозимый багаж) перевозимых авиационным транспортом при международном сообщении.

Страховая сумма определяется исходя из объявленной страховой стоимости перевозимого багажа либо при отсутствии заявленной страховой стоимости страховая сумма ограничивается размером 20 долларов США (или эквивалент в иной валюте) за один килограмм зарегистрированного багажа (груза) принятого к перевозке в соответствии со статьей 22 Конвенции для унификации некоторых Правил, касающихся международных воздушных перевозок.
 
- Страховая компания как-то отслеживает, как происходит погрузка застрахованной продукции, как она выгружается?

- На страхование могут приниматься грузы как с осмотром представителя страховщика, так и без него. Осмотр груза при загрузке/выгрузке производит сюрвейер (Сюрвейер – это оценщик или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование – Infobank.by).

Он предоставляет страховой компании сюрвейерское заключение - это будет письменное заключение с приложением фотографий и его электронная копия. (Маргарита Костюченко показывает сюрвейерское заключение. Оно выглядит солидно: несколько десятков страниц текста и картинок в ламинате).

Нередко страхователь сам желает, чтобы его груз осмотрели до начала страхования. Мы всегда рады помочь - в любой точке мира и в любое время! С нашей компанией сотрудничают только первоклассные сюрвейеры!
 
- А если все-таки страховой случай наступил, вы произвели выплату, будете ли вы взыскивать денежные средства с третьей стороны, которая виновна в наступлении страхового случая?

- Общепринятой нормой является то, что к Страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое Страхователь (Выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за ущерб, возмещенный в результате страхования. Страхование – это бизнес, поэтому, если возможность взыскать средства с виновника имеются, мы пользуемся таким правом в рамках действующего законодательства.
 
- Ваша компания по большому числу страховых услуг выделяется на рынке Беларуси своими доступными тарифами. Сохраняется ли данная традиция при страховании грузов?  

– Да, это так! Среди отечественных страховых компаний в сегменте страхования грузов Промтрансинвест отличается достаточно низкими тарифами.
 
Чтобы не быть голословной, Маргарита Костюченко по нашей просьбе делает расчет по страхованию груза.

И так, это машинокомплекты, следующие из Беларуси, через Москву, на Кубу. Стоимость груза 1,5 млн. долларов. Со склада производителя машинокомплекты выезжают на автомобильном транспорте, потом перегружаются на поезд, следуют в Москву, там идет перегрузка на самолет, который летит непосредственно в латиноамериканскую страну, к получателю.

Нам предлагают франшизу (если наступит страховой случай, страховая компания выплатит страховое возмещение за минусом франшизы – Infobank.by). Наличие франшизы позволяет снизить размер страхового взноса, а также накладывает некоторые обязательства и на страхователя: он будет обращаться к проверенным грузоперевозчикам, выбирать наиболее безопасные маршруты.

На стоимость страховки влияет множество факторов, среди которых  можно отметить, в первую очередь, категорию груза (например, скоропортящийся или бьющийся), вариант страхования (только транспортировка, или покрытие с момента погрузки до момента полной выгрузки). Кроме того, существенные скидки получит и клиент при повторном обращении в Промтрансинвест, а также за наличие других договоров в страховой компании.

С учетом всех условий, страховой взнос по страхованию нашего груза (машинокомплектов за 1,5 млн. долларов, доставляемого из Беларуси на Кубу через Москву тремя видами транспорта) составит всего 6 300 долларов. Согласитесь, это совсем недорого.

А если мы собираемся поставлять машинокомплекты на Кубу на постоянной основе, то нам предложат заключить Генеральный полис страхования на год, страховой тариф будет неизменен при неизменности нашего маршрута поставки, но в отношении нашей компании начнут действовать скидки. Зная наш тариф, мы сможем самостоятельно рассчитать стоимость страховки, которая будет зависеть только от стоимости груза.
 
В заключение беседы Маргарита Костюченко говорит нам:

- В каждом виде страхования у нас есть лакомый кусочек для страхователя. Как скульптор из куска гипса творит прекрасную статую, мы из нашего опыта и желания полноценно удовлетворить потребности клиента разрабатываем Правила страхования, где есть изюминка для каждого клиента.
 
Infobank.by покидал уютный офис компании, грустно размышляя над тем, что у нас нет какого-нибудь, даже маленького, груза, чтобы застраховать его перевозку в Промтрансинвесте.

Но, может быть, такой груз есть у вас?


 «О страховании - экспертно»: