СБА ЗАСО "Купала". Интервью

Страхование - интересный бизнес

Какие процессы происходят сейчас на страховом рынке нашей страны, что необходимо предпринимать страховым компаниям чтобы удержать свои позиции в это нелегкое время? В чем выражается эффективность деятельности страховой компании? Эти важные вопросы мы обсуждали с Генеральным директором СБА ЗАСО «Купала», Новиком Виктором Сергеевичем.


Справка www.infobank.by: Страховое общество «Купала» работает на страховом рынке Беларуси 15 лет. Компания начала свою деятельность в 1993 году в Гродно как Белорусско-польское страховое общество.
В 2002 году в состав акционеров компании вошла австрийская группа Vienna Insurance Group. Vienna Insurance Group представлена в 23 странах 41компанией и является одной из крупнейших страховых организаций Европы с 185-летней историей. Сегодня «Купала» предоставляет следующий спектр страховых услуг: страхование авто КАСКО, имущества предприятий, грузов, строительно-монтажных рисков, выезжающих за границу, медицинское страхование, страхование квартир, домов и домашнего имущества и др.

Новик Виктор Сергеевич, Генеральный директор СБА ЗАСО «Купала».
В сфере страхования - с 1997 года, с 2001 года работает в страховой компании «Купала», начиная с позиции заместителя директора департамента. Затем работал директором минского филиала, и в течение 5 лет является Генеральным директором компании.

Виктор Сергеевич, ваш основной акционер – Vienna Insurance Group - одна из крупнейших мировых страховых компаний. Расскажите, пожалуйста, какие стратегические цели ставит она перед Вашей компанией?

Да, действительно, после объединения в прошлом году группы компаний под общей торговой маркой Vienna Insurance Group, она занимает первое место в странах Центральной и Восточной Европы по страховым сборам. Для сравнения - пятая по величине компания, входящая в группу, превышает по своим размерам весь страховой рынок нашей Республики. «Купала» по их меркам - маленькая компания, но наши инвесторы имеют интерес к белорусскому рынку, так как видят в нем значительный потенциал развития.

Конечно, у нас есть краткосрочные планы и долгосрочные. Причем эти планы корректируются в зависимости от ситуации. Мы имеем несколько сценариев действий – на случай, если ничего не изменится, если изменится в лучшую сторону и на случай, если изменится в худшую сторону. Мы стараемся предусмотреть все возможные варианты развития событий.

Преследует ли в связи с этим «Купала» цель войти в пятерку крупнейших страховых компаний Беларуси?

Я бы сказал не так… В пятерку частных страховых компаний мы входим и так. Но нужно учитывать специфику белорусского страхового рынка - возможности государственных компаний и, соответственно, размеры поступлений у них – на порядок выше. Хотелось бы, конечно, войти в пятерку всех компаний, но пока это очень сложно.

Мы сейчас на 11 месте, хотя когда-то были и на 4 –м, но затем пережили сложный период. Дело в том, что наша компания раньше была ориентирована на обязательное страхование. Мы фактически заняли всю границу и активно продавали зеленую карту. Доля обязательного страхования в портфеле доходила до 83%.
Но после того, как эти виды страхования «отдали» только государственным компаниям, для нас наступило трудное время. Представляете ситуацию - 83% бизнеса не стало. Причем мало того, что не стало, ведь выплаты по заключенным договорам - остались…Но мы достойно пережили сложный период. Комплексный реинжениринг позволил в кратчайшие сроки провести реструктуризацию и перепозиционирование на рынке.

А на кого ориентирована Ваша компания сейчас?

Мы - универсальная компания, работаем и с физическими лицами, и с юридическими, причем где-то в равной пропорции. Остается проблема - не только у нашей компании, а у всех частных компаний - мы не можем работать с государственными предприятиями. Поэтому мы больше ориентируемся на частные компании и компании с иностранным капиталом.

Есть ли надежда на изменения в структуре страхового рынка в ближайшее время и как Вы видите место в нем Вашей компании?

Даже если не случится никаких изменений в законодательстве, темпы развития нашей компании останутся достаточно высокими, у нас сбалансированный портфель. Конечно, бум потребительского кредитования сказался и на нашем портфеле. Нужно было быть просто ленивым, чтобы не страховать автокаско. В то же время доля этого вида страхования у нас в портфеле некритична. Структура нашего страхового портфеля такова – автокаско физических лиц -34%, автокаско юридических лиц порядка 23%, имущество предприятий 10%, страхование выезжающих за границу порядка 21% и все остальное 12%.


Мировой финансовый кризис как-либо отразился на Вашей компании? Каковы Ваши действия для уменьшения последствий кризиса?

Я думаю, что в перспективе кризис отразится. Понятно, что страховые компании тесно взаимодействуют с банками, с дилерами по продаже автомобилей. Снижение темпов кредитования, увеличение процентных ставок и уменьшение продаж автомобилей не может не сказаться на объемах заключенных договоров.

В данной ситуации желательно больше внимания уделить тем видам страхования, которые меньше пострадают от финансового кризиса, как в работе с физическими лицами, так и в работе с другими видами страхования. В принципе, на сегодняшний день, кроме очевидных финансовых моментов, мне трудно прогнозировать, как скажется кризис на других областях.

В любом случае, первым действием, которое предпринимается при уменьшении объемов бизнеса, является оптимизация затрат, затем важно правильно разместить резервы и получить большую доходность.

Планируете ли Вы использовать кризис для развития компании, захвата других рынков?

Сложно изобрести велосипед в данной ситуации. Мы не можем сегодня предложить нечто совсем новое - взять и перенести все современные технологии ведения бизнеса, например, из нашей материнской австрийской компании в нашу страну. И не потому, что не хотим, просто рынок к этому не готов. Австрийский рынок ушел достаточно далеко вперед, австрийской компании 185 лет, а нам всего 15 (правда, по меркам белорусского рынка это не так уж и мало).

Зато мы можем заимствовать продукты и каналы продвижения, которые используются в странах бывшего соцлагеря – Чехии, Словакии, Польше.



Как Вы считаете, есть ли особенности работы в страховой компании, в отличие от других компаний?

Работать в страховой компании очень интересно. Мы взаимодействуем с предприятиями разных сфер деятельности – это и банки и лизинговые компании, промышленные предприятия, перевозчики и т.д. Для того что бы стать их партнером необходимо знать их специфику и их проблемы. Поэтому фактически наши сотрудники – специалисты в разных областях, они знают, что интересует банки, что интересует туристические компании, и предлагают разные продукты, именно те, которые будут им интересны.

Кроме того, страховая компания, на мой взгляд, - полностью законченный цикл. Страховая компания создает продукты, осуществляет маркетинг, продвижение, заключение договора, сопровождение договора, при необходимости урегулирует убытки. Заключить договор в страховании - это даже не полдела, а треть дела. Важно, чтобы клиент остался у нас и чтобы был доволен.

На рынке в большинстве своем присутствуют одинаковые страховые продукты, а страховая компания проявляет себя при страховом случае. Ведь когда происходит страховой случай, он, как правило, вызывает растерянность, человек не знает, какие документы собирать, как поступить в данной ситуации. Мы всегда идем навстречу, не ищем формальных причин для отказа, например, не вовремя обратился или какой-то бумажки не принес. Мы стараемся, чтобы наши клиенты от нас не уходили и были настроены на долгосрочные партнерские отношения.

Как показывает практика, клиент обращается не к компании в целом, он обращается к конкретному человеку, который убеждал заключить его договор. У нас человек, который заключил страховой договор, не занимается урегулированием убытков, но он оказывает информационную поддержку – так сказать «ведет» клиента.
В то же время необходимо понимать, что страховая компания не благотворительная организация и действует строго в рамках правил страхования.

Как Вы считаете, какая из страховых компаний в Беларуси действует сейчас наиболее активно?

В этом году прирост рынка составляет около 43-44% по сравнению с прошлым годом, и это достаточно высокий показатель. Все страховые компании ведут себя активно - и государственные, и частные. В следующем году сохранить такие темпы роста будет проблематично.
 
Насколько тесно взаимодействуют страховые компании? Обмениваются ли они данными о случаях мошенничества?

Взаимодействие идет достаточно активно и оперативно, я не помню случая, чтобы на наш запрос кто-нибудь не ответил. Что касается общей базы по страховым мошенникам - тут существует ряд проблемных моментов. Необходимо определить критерии включения человека в эту базу. Банкам проще – у них есть свершившийся факт не возврата кредита. У страховой компании есть подозрения, не всегда доказанные. Тем не менее у каждой страховой компании есть свой «черный список», и работа по созданию общей базы ведется.

Как происходит взаимодействие компаний при перестраховании?

Каждая компания применяет свою политику андеррайтинга (оценки риска), и у каждой компании есть свои перестраховочные программы. Компания сама решает, какую долю она отдает на перестрахование, есть нормативы по лимиту ответственности, который компания может оставить на собственное удержание. Часть рисков мы перестраховываем друг у друга, не только частных, но и государственных компаний.

Вот пример - мы застраховали Мерседес стоимостью 100 тыс. $, если его угонят, то мы должны будем выплатить человеку 100 тыс.$. Но мы решили разделить нашу ответственность с компаниями -перестраховщиками. Мы оставляем себе 40 тыс. $, а 60тыс. $ отдаем на перестрахование партнерам. Это может быть не один партнер, а например, два – каждому по 30 тыс. $. Соответственно, мы делимся с компаниями - перестраховщиками взносом, который получили от клиента. Произошел страховой случай – машину угнали. Мы отдаем человеку 100 тыс. $, но при этом перестраховщики возвращают нам 60 тыс. $. Вот и вся система.
 
Что вы можете сказать о тех нелегальных страховых компаниях, которые действуют на рынке Беларуси?

Нелегальные страховые компании нам не конкуренты, так как занимаются накопительными видами страхования, не затрагивая наши интересы.

Но кто это? Мошенники или честные серые бизнесмены?

Могу сказать однозначно - эти люди нарушают закон. Их можно сравнить с валютчиком, который стоит возле банка и меняет валюту. Валюта может быть нормальной, а может быть - и не нормальной. Так что человек, который к ним обратился, действует на свой страх и риск. Как правило, деятельность таких организаций основана на сетевом маркетинге, и рано или поздно такие пирамиды лопаются, весь вопрос во времени.
 
А есть ли отличительные особенности в управлении страховой компанией?

Нет никаких кардинальных отличий, ведь управление всегда подразумевает выполнение определенных функций. Однако в любой отрасли нужно знать специфику. Я бы сейчас, наверняка, не смог управлять торговой компанией вот так - сразу. К руководителям страховых компаний существует ряд требований: образование, опыт работы, аттестация в Министерстве финансов.

Благодарю Вас, Виктор Сергеевич, за подробные ответы. Успехов Вам и Вашей компании.

Беседовала Екатерина Смирнова, www.infobank.by




сундук