Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Новости компаний  >  Сохранение бизнеса в условиях кризиса

Закупки на конкурсной основе
 17 марта 2009 г.

Закупки на конкурсной основе в 2009 г.

С января текущего года значительно изменился порядок проведения конкурсных закупок. Изменения коснулись как государственных закупок, которые в настоящее время регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее — Указ № 618) и постановлением
 Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее — постановление № 1987), так и закупок за счет собственных средств организаций.

Новый порядок проведения закупок вызвал много вопросов, касающихся практики его применения.

Указом № 618 было отменено ранее действовавшее Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках». Вместо него в соответствии с требованиями Указа № 618 Совет Министров постановлением № 1987 утвердил Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее — Положение о госзакупках).

Серьезным изменением законодательства является запрет на изменение условий договора на государственную закупку, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных, инновационных фондов (далее — бюджетные средства) либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, введенный абз. 3 ч. 1 п. 9 Указа № 618.

Однако, исходя из предоставленного ему права, Совет Министров Республики Беларусь подп. 2.1. постановления № 1987 установил два исключения из вышеуказанного запрета. Министерство экономики Республики Беларусь в своем письме от 16 февраля 2009 г. № 31-01-08/860 разъяснило порядок их применения.

Так, проводящая процедуру государственной закупки организация вправе увеличивать (уменьшать) до 10 % объем данной закупки, но только в ходе процедуры выбора поставщика, подрядчика, исполнителя, и до заключения договора. При этом право заказчика, организатора, уполномоченной организации на это должно быть закреплено в документах по приглашению к участию в процедуре закупки.

Кроме того, предоставлено право изменять стоимость, указанную в заключенном по результатам процедуры государственной закупки договоре.

При этом заказчик (уполномоченная организация) должен обеспечить глубокий анализ предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении стоимости закупки, в ходе проведения которого должны учитываться:
  • соблюдение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) законодательства о ценообразовании, обоснование им наличия оснований, приведенных в постановлении № 1987 (в том числе по причине изменения валютного курса);
  • результаты проведенного маркетингового изучения рынка в целях оценки предлагаемого изменения стоимости;
  • возможные материальные и временные расходы в связи с прекращением исполнения договора и проведением новой процедуры закупки.
19 января 2009 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 53 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987» п. 2 постановления № 1987 был дополнен подп. 2.3, в соответствии с которым государственные закупки за счет бюджетных средств теперь могут осуществляться только у поставщиков, являющихся производителями товаров, а также их официальных торговых представителей, реализующих товары в соответствии с договорами (соглашениями) с этими производителями.

Изменение коснулось норм, регулирующих согласование закупок с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики, образованной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 382 «Об образовании Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики» (далее — Комиссия). Перечень товаров, закупки которых подлежали такому согласованию, был утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 1629 «О некоторых вопросах осуществления закупок товаров и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2003 г. № 382». При закупках за счет средств местных бюджетов облисполкомы и Минский горисполком могли устанавливать собственные перечни.

Ранее в случае закупки таких товаров (работ, услуг) с применением конкурсов задание на закупку подлежало согласованию с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики. Теперь же в функции данной Комиссии входит рассмотрение предложений о государственных закупках товаров, включенных в соответствующий перечень, при стоимости закупки от 50 базовых величин и более для включения в годовой план закупок либо его корректировки. Перечень таких товаров по-прежнему является приложением к постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 1629.

Таким образом, в соответствии с указанными нормами все государственные закупки товаров, включенных в вышеуказанный Перечень, на сумму от 50 базовых величин и более вне зависимости от применяемых для их закупки процедур вносятся в годовые планы закупок только после принятия соответствующего решения Комиссией.

Последующее согласование с Комиссией заданий на закупку данных товаров теперь не требуется.

Изменился порядок взаимодействия лиц, проводящих закупки на конкурсной основе с Национальной академией наук Беларуси при приобретении высоких технологий и дорогостоящего оборудования. Раньше в таких случаях задание на закупку в обязательном порядке подлежало научно-технической экспертизе в Национальной академии наук. В настоящее время в соответствии с подп. 6.3 постановления № 1987 направление предложения по вопросам осуществления таких закупок в государственный экспертный совет при Национальной академии наук Беларуси осуществляется по усмотрению лица, производящего закупку.

В целях развития в Республике Беларусь электронной торговли подп. 6.11 постановления № 1987 были внесены изменения в Правила оптовой торговли, осуществляемой в форме электронной торговли, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2007 г. № 924 «Об оптовой торговле, осуществляемой в форме электронной торговли». Был определен перечень товаров, государственные закупки которых могут осуществляться путем проведения электронных торгов в информационных торговых системах.

При этом в п. 17 вышеуказанных Правил внесено дополнение, согласно которому заключение договоров о государственных закупках может осуществляться не только путем проведения торгов в форме аукционов или конкурсов, но и с применением конкурсов-редукционов, т.е. аукционов, предусматривающих снижение предлагаемых участниками цен в ходе проведения торгов.

Следует обратить внимание на некоторые изменения норм, касающихся порядка приглашения к участию в процедурах закупок.

Так, подп. 3.7 п. 3 Положения о госзакупках введена норма, обязывающая лицо, проводящее государственную закупку, в обязательном порядке включать в задание на закупку список (выписку из списка) производителей (подрядчиков, исполнителей), включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) Республики Беларусь, ведение которого осуществляется информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», и производящих товары (работы, услуги), аналогичные подлежащим закупке.

При этом, как и раньше, заказчики при проведении государственных закупок обязаны известить о проведении конкурса или запроса ценовых предложений посредством размещения приглашения на официальном сайте и в официальном печатном издании.

Однако в соответствии с п. 16 Положения о госзакупках кроме размещения приглашений на официальном сайте и в официальном печатном издании заказчики обязаны дополнительно направить индивидуальные приглашения производителям (подрядчикам, исполнителям), включенным в Регистр производителей товаров (работ, услуг) Республики Беларусь по списку (выписке из списка), содержащемуся в задании на закупку.

Рассмотрим еще одно изменение порядка публикации информации о государственных закупках. Как и прежде, заказчики вправе дополнительно известить о проведении ими процедуры закупки в любых иных средствах массовой информации.

Но теперь в случае, например, внесения изменений в конкурсное приглашение, продления срока представления конкурсных предложений и иных аналогичных случаях информация об этом должна будет размещаться не только на официальном сайте, в официальном печатном издании, но и в тех средствах массовой информации, в которых заказчик размещал приглашение к участию в процедуре закупки.

Кроме того, в соответствии с п. 83 и 127 Положения о госзакупках в указанных средствах массовой информации должна будет размещаться информация о результате открытого конкурса и процедуры запроса ценовых предложений.

Вызывает сомнение целесообразность такого нововведения, поскольку всем зарегистрированным участникам процедуры закупки заказчик в обязательном порядке в соответствии с требованиями Положения о госзакупках направляет персональные уведомления о всех изменениях, вносимых в документы по закупке, об изменении сроков ее проведения и результатах процедуры.

Таким образом, дополнительное размещение данных сведений во всех средствах массовой информации, в которых заказчик размещал приглашение к участию в процедуре закупки, повлечет дополнительные финансовые затраты. Это может уменьшить желание заказчиков как можно шире информировать о проведении закупки путем размещения приглашения в иных, кроме установленных Положением о госзакупках, средствах массовой информации. В свою очередь это может уменьшить количество лиц, которые получат информацию о проводимых процедурах и примут в них участие.

Изменилась также дата, с которой приглашение считается опубликованным. Теперь в соответствии с п. 17 Положения о госзакупках приглашение считается опубликованным с даты размещения его на официальном сайте.

Появление нормы абз. 6 подп. 7.1 п. 7 Положения о госзакупках явилось следствием необходимости обеспечить участие в процедурах закупок только добросовестных претендентов.

В соответствии с данной нормой документами и сведениями, подтверждающими экономическое и финансовое положение участника, в числе прочих могут быть сведения о фактах (в случае, если они имели место) отказа от заключения договоров на государственные закупки и (или) неисполнения заключенных участником таких договоров за последние три года. Таким образом, заказчики при проведении процедур закупок получили возможность отклонять предложения участников, ранее зарекомендовавших себя как недобросовестные контрагенты.

Положение о госзакупках нормами ч. 3 и 4 п. 10 конкретизировало вопросы объединения в одной закупке однородных и неоднородных товаров, разделения предмета закупки на лоты и само понятие однородных товаров. Так, теперь под однородными товарами (работами, услугами) следует понимать товары (работы, услуги), относящиеся к одной подкатегории Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Промышленная и сельскохозяйственная продукция». При этом указано, что предметом закупки может быть несколько видов однородных и (или) неоднородных товаров, и (или) работ, и (или) услуг. Также предмет закупки может быть разделен на части (лоты) для целей подачи предложений участниками на каждую или любую из них.

Норма ч. 5 п. 10 Положения о госзакупках установила порядок определения количества (объема) предмета закупки. В соответствии с данной нормой количество (объем) товаров (работ, услуг), являющихся предметом одной процедуры закупки, определяется исходя из потребности в нем, предусмотренной годовым планом. Исключение составляют закупки работ (услуг) по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники и оборудования, услуг сотовой подвижной электросвязи, консультационных услуг, услуг по страхованию, транспортных услуг, иных видов работ (услуг), если невозможно определить объем этих работ (услуг) и необходимое количество товаров (в том числе запасных частей к технике и оборудованию) для их выполнения (оказания).

Фактически данная норма обязала заказчиков проводить процедуры закупок сразу на годовую потребность в предмете закупки, за исключением оговоренных в указанной норме работ, услуг и товаров, и соответственно заключать договоры на их годовой объем.

Еще одно нововведение, которое, безусловно, положительно оценят заказчики, это норма ч. 2 п. 11 Положения о госзакупках, значительно расширившая возможность применения современных средств связи при обмене документами и сведениями между заказчиками и участниками. Теперь такой обмен может осуществляться в таком виде, который позволяет достоверно установить, что они исходят от соответствующей стороны (почта, телеграф, электронная почта, факсимильная связь и другие средства связи).

Кроме уже привычных открытых, закрытых и двухэтапных конкурсов, Положение о госзакупках содержит новый вид конкурса, так называемый конкурс-редукцион. В соответствии с п. 101 Положения о госзакупках конкурс-редукцион — это способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором проводятся открытые торги по снижению цен конкурсных предложений участников.

Такая форма конкурса разработана с целью проведения переговоров о снижении цен предложений со всеми участниками конкурса, а не только с победителем, как было ранее. При этом конкурс-редукцион может применяться только в случае закупки товаров (работ, услуг), для которых существует постоянно действующий рынок, если заказчику известно, как правило, не менее пяти потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров (работ, услуг).

Значительно сужена теперь область применения преференциальной поправки. В настоящее время она используется только при оценке конкурсных предложений участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь, произведенные организациями общественных объединений инвалидов.

Новым Положением о госзакупках несколько изменены сроки проведения некоторых мероприятий, исключены нормы, регламентировавшие порядок досудебного рассмотрения жалоб, поступающих в отношении решений и действий (бездействия) заказчиков. Также Положением предоставлена возможность участвовать в процедурах закупок организациям и индивидуальным предпринимателям, находящимся в процедуре санации.

Следует отметить, что разъяснение вопросов применения Положения о госзакупках поручено осуществлять Министерству экономики Республики Беларусь. Кроме того, в соответствии с подп. 4.3 постановления № 1987 Министерством экономики Республики Беларусь издано постановление от 15 января 2009 г. № 9 «Об утверждении положения о конкурсной комиссии и форм некоторых документов, необходимых для организации и проведения процедур государственных закупок», которым утверждены формы справки о проведении процедуры закупки и конкурентного листа. Данные документы обязательны к применению при проведении процедур государственных закупок.

Некоторые изменения коснулись и вопросов закупок технологий и оборудования для строительства.
Закупки товаров для строительства регулируются Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» (далее — Положение о торгах в строительстве).

При этом ранее, в соответствии с п. 52 данного Положения, закупка технологий и оборудования для строительства объектов, по которым необходима разработка специальных технических условий для последующей разработки проектно-сметной документации, осуществлялась в соответствии с Положением о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 529 «О государственных закупках».

Однако теперь в соответствии с п. 7 постановления № 1987 п. 52 Положения о торгах в строительстве признан утратившим силу. Тем не менее это не означает, что такие закупки будут теперь регулироваться Положением о торгах в строительстве.

Пунктом 1.2 приложения № 2 к Указу № 618 были внесены изменения в п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь». Изменения коснулись определения понятия закупок товаров при строительстве. Согласно данной норме закупка технологий и оборудования для строительства, по которым необходима разработка специальных технических условий для последующей разработки проектно-сметной документации, теперь не является закупкой товаров для строительства.

Таким образом, указанные закупки по-прежнему не подпадают под действие норм Положения о торгах в строительстве.

Кардинальные изменения коснулись и подхода к осуществлению закупок на конкурсной основе за счет собственных средств организаций. Пунктом 7 постановления № 1987 признано утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1894 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)» (кроме подп. 7.1).

Указанными нормами регламентировался порядок закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств государственными унитарными предприятиями, государственными объединениями и иными юридическими лицами, имущество которых находится в государственной собственности. Кроме того, установленный ими порядок можно было применять при осуществлении закупок за счет собственных средств хозяйственным обществам, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц Республики Беларусь, в соответствии с решениями органов управления указанных хозяйственных обществ.

Отмена норм, регулирующих на государственном уровне порядок проведения закупок за счет собственных средств организаций, безусловно, является положительным фактором, стимулирующим более мобильное и эффективное проведение таких закупок. Однако это не означает, что указанные закупки могут осуществляться бесконтрольно и без проведения процедур, основанных на конкурсных принципах выбора поставщиков.

Как следует из опубликованных Министерством экономики Республики Беларусь комментариев, для обеспечения эффективности таких закупок и во избежание злоупотреблений указанным субъектам хозяйствования необходимо самостоятельно определить порядок проведения таких закупок, если это не будет сделано вышестоящими органами, в подчинении (составе) которых субъекты хозяйствования находятся.

В настоящее время многие организации уже либо закончили, либо ведут работу по разработке локальных нормативных актов, регулирующих порядок проведения закупок за счет собственных средств организации.
Как показывает опыт, применение в организациях таких локальных нормативных актов позволяет решить одновременно несколько задач.

Их использование позволяет обеспечить руководителям предприятий надлежащий контроль за проведением закупок, а также разработать и применять более простые и эффективные процедуры закупки, учитывающие специфику деятельности организации и наработанную практику.

И, наконец, наличие в организации документа, четко регламентирующего порядок выполнения соответствующих процедур, разграничивающего права и обязанности лиц, участвующих в проведении процедур закупок, позволяет работникам организации обеспечить эффективность закупок и избежать ошибок при их проведении закупок и штрафных санкций


М.В. БЕНСМАН,
ведущий юрисконсульт ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»

источник http://peomag.by/


 
сундук