Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Рождественский, новогодний, отпускной...

Рождественский, новогодний, отпускной...
 29 января 2010 г.

Патентное право

В конце прошлого года один из российских банков зарегистрировал cлова “Новогодний”, ”Рождественский” и ”Отпускной” в качестве собственных товарных знаков. Со своих конкурентов банк планировал брать ни много, ни мало – по 300 тысяч российских рублей в год.

Количество банков в России, конечно, гораздо больше чем в нашей стране, их более тысячи. Соответственно, и количество продуктов, предлагаемых ими - в десятки раз больше. Однако заметный рост конкуренции среди отечественных белорусских банков скоро также может привести к тому, что вопрос патентования продуктов выйдет на первый план.

Справка: Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц. (п.1 правил составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Государственного патентного комитета Республики Беларусь 23.02.2001 N 7)

Уже сейчас попадаются банковские продукты со схожими, как говорится, до степени смешения, а порой, и вовсе одинаковыми названиями.
 
Например, в Альфа-Банке существует вклад “Спринт”, а в Трастбанке существует карт-счет «Спринт-депозит».



Депозит «Спринт» с использованием пластиковой карточки есть и у Белросбанка.


В Белгазпромбанке есть депозит «Надежный», открываем сайт Франсабанка - и видим такой же депозит «Надежный».

У Банка ВТБ есть вклад «Комфортный». Вклад с таким же названием есть и у Белгазпромбанка.


Смотрим далее - вклад «Премиум» предлагает как Альфа Банк, так и Банк Москва-Минск.


Вклад с названием «Капитал» предлагают Беларусбанк и Банк Москва-Минск.

Как видите, примеров - предостаточно.

Перед Новым годом ряд белорусских банков, так же, как и в России, предлагал схожие продукты с использованием новогодней тематики. Реклама буквально пестрела многочисленными "рождественскими", "праздничными" и "новогодними" депозитами.

Итак, попробуем разобраться – насколько легко при желании зарегистрировать название того или иного банковского продукта в качестве товарного знака.

В принципе, подать заявку на регистрацию слова в качестве собственного товарного знака можно без проблем, и банковская сфера – здесь не исключение.

Порядок регистрации для всех товаров и услуг, в том числе и для класса финансовых услуг (класс 36 МКТУ), к которому относятся страхование, финансовая деятельность, кредитно-денежные операции и операции с недвижимостью, един.

Главная загвоздка, с которой может столкнуться заявитель, заключается в статье 4 Закона Республики Беларусь “О товарных знаках и знаках обслуживания”, которая перечисляет абсолютные основания для отказа в регистрации:

Справка:
1. Не допускается регистрация товарных знаков:
1.1. не имеющих признаков различия;
1.2. вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
1.3. являющихся общепринятыми символами и терминами;

Основной посыл здесь в том, что банковский продукт “Рождественский” или “Новогодний” запатентовать, скорее всего, удастся. Эти слова не являются общеупотребительными в данной товарной группе финансовых услуг.

А вот названия депозитов или кредитов “Универсальный”, “Выгодный”, “Комфортный” и тому подобными, которые встречаются сплошь и рядом среди банковских услуг, запатентовать вряд ли получится. Эти слова имеют явное отношение к финансовой сфере.

Однако, следует учесть и то обстоятельство, что товарные знаки регистрируются в различных товарных группах. Обычно это означает следующее. «Праздничный экспресс», если он зарегистрирован в качестве депозита, не отменяет возможность регистрации аналогичного названия для производителя, к примеру, игристого вина – в своей товарной группе.

С другой стороны, если банк - владелец вышеназванного депозита в качестве товарного знака – не желает, чтобы такое название использовалось для вина, фейерверков или развлекательных услуг, то ему придется регистрировать данное название в различных классах, само собой разумеется, и платить за это гораздо больше.

Процесс регистрации несложен.
После подачи заявки патентный орган осуществит ее проверку на соответствие законодательству. При полном соответствии и при отсутствии ранее поданных или уже зарегистрированных аналогичных заявок, будет проведена экспертиза, и заявка удовлетворена.

Таким образом, если все пройдет успешно, то товарный знак будет зарегистрирован. Однако, данное решение может быть оспорено, если кто-то из конкурентов банка решит, что название продукта зарегистрировано не в соответствии с законодательством. Тогда будет проведено повторное рассмотрение, на котором экспертами патентного органа будет вынесено окончательное решение.

В Национальном центре интеллектуальной собственности нам пояснили, что подача заявки будет стоить три базовых величины (105 000 бел. рублей). Но это для регистрации знака в одном классе. Сам процесс состоит из двух стадий. Первичная стадия представляет собой предварительную экспертизу и может занять до двух месяцев.

Далее заявка ставится в очередь на регистрацию. Это и является основным затруднением. В центре интеллектуальной собственности отметили, что сейчас производится регистрация заявок, поданных три года назад.

Правда, процесс можно ускорить. Ускоренное проведение экспертизы по заявке на регистрацию товарного знака, прошедшей предварительную экспертизу, стоит дополнительных денег (порядка 400-500тыс. рублей за один класс) и возможно в течение одного месяца.

Однако, как сообщили в патентном органе, осуществление ускоренного проведения экспертизы может проводиться только через шесть месяцев после подачи заявки. То есть зарегистрировать свой новый товарный знак реально можно самое раннее – через полгода после подачи заявки (два месяца первичной стадии входят в эти полгода).

Стоит, впрочем, упомянуть, что после регистрации слов “Новогодний”, ”Рождественский” и ”Отпускной” российским банком Восточный экспресс, решение патентного органа было опротестовано.

Однако Роспатент как раз и сослался на то, что данные слова, являясь общеупотребительными, по смыслу никак не связаны с банковской деятельностью, а потому могут быть зарегистрированы в качестве торгового знака — но только в банковской сфере. Подобный успех российского банка может послужить примером и нашим.


www.infobank.by