Российский рынок лизинга 2008
 29 июня 2009 г.

Обзор рынка

2008 год был очень сложным для российского рынка лизинга. С одной стороны, в первом квартале наблюдался рост количества и объемов заключенных лизинговых сделок, лизинг активно развивался в регионах. С другой - катастрофическое падение объемов и количества сделок во втором полугодии. Объем нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2008 года составил 319,7 млрд рублей без НДС, что составляет всего 62 процента от показателя 2007 года. Четвертый квартал оказался наиболее сложным периодом: резкое сужение рынка корпоративного кредитования, падение рублевой ликвидности, замораживание выплат клиентами.



Все это привело к тому что, впервые с 1999 года в отрасли наблюдался спад. Рынок сократился на 24,7% и составил 26,65 млрд. долларов с НДС.

Снизилась также доля лизинга в ВВП до 1,4%, а доля лизинга в объеме инвестиций в основной капитал упала до 6,6%. При этом количество договоров увеличилось на 13,5% и составило 69 615 штук. Количество лизингополучателей увеличилось на 13,3 % и достигло 41 750. Также увеличился суммарный портфель лизинговых компаний. Рост составил 18,2%, объем портфеля увеличился до 545 203,19 млн. рублей.



Такой итог 2008 года вызван тяжелой экономической и финансовой ситуацией в стране и непродуманной кредитно-денежной политикой самих лизинговых компаний.
На протяжении последних лет лизинговая отрасль была одной из самых динамично развивающихся в России. За это время значительно выросли объемы и количество сделок. Но также росла конкуренция между лизинговыми компаниями.

В борьбе за новые рынки и клиента лизингодатели прибегали к недорогим краткосрочным и среднесрочным кредитам. Но к осени 2008 года мировой финансовый кризис докатился и до России. Стоимость заемных средств резко начала подниматься, а затем банки практически полностью отказались от кредитования. Таким образом, лизинговые компании столкнулись с нехваткой средств. Собственных средств немного, а заемных больше нет. Это привело к тому, что многие лизинговые компании практически свернули свою деятельность к концу 2008 года.

Усугубило ситуацию и то, что некоторые компании не прибегали к хеджированию своих валютных рисков, и полуторакратный рост курса доллара, помноженный на реальное уменьшение доходной части активов, вызванное девальвацией рубля, реализовал риск ликвидности в еще больших объемах.

Это при том, что спрос на лизинговые услуги был значительно возрос. Подтверждению этим словам служат следующие цифры. Количество обращений в лизинговые компании выросло на 22% и достигло 44 253. При
этом одобренных и профинансированных обращений сократилось на 8,5% и составило 24 712.

Таким образом видно, что доля одобренных обращений в 2008 году ровна 55,8 % от общего их числа. В то время как в прошлом году эта цифра составляла 77,7%. При этом в абсолютном выражении число одобренных заявок выросло.



Кроме того на снижение объемов рынка оказало влияние сокращение программы РЖД по обновлению своего подвижного состава. Последние несколько лет лизинг железнодорожного транспорта являлся самым динамичным и объемным сегментом и, в первую очередь, за счет монополиста РЖД.

К сожалению, в 2008 году РЖД стал отказываться от лизинга как инструмента для обновления своих фондов. Это также негативно сказалось на объемах рынка.

В 2008 году были также и положительные тенденции. Увеличение количества лизингополучателей говорит о растущей популярности лизинга. Причем это рост произошел не столько за счет Москвы и Санкт-Петербурга, сколько за счет регионов. Всего несколько лет назад лизинговым компаниям приходилось убеждать клиентов пользоваться услугами лизинга.

В условиях сокращения банками своих кредитных программ, скорее всего спрос на лизинговые услуги продолжит увеличиваться. Но, к сожалению, лизинговые компании сами пали жертвами недоступности кредитов и вряд ли смогут удовлетворить этот спрос.

Структура рынка

Структура рынка по объему нового бизнеса в 2008 году претерпела незначительные изменения. По сравнению с прошлым годом лидером рынка стал лизинг автотранспорта, на его долю пришлось 32,25%, в 2007 году - 24,99%.

Второе место по прежнему занимает лизинг оборудования, его доля составила 28,57%, в 2007 году - 28,85%.

Значительно уменьшилась доля лизинга сегмента, так называемого «Big ticket», куда входят лизинг железнодорожного транспорта, авиатехники и судов. А также почти двукратно увеличилась доля лизинга сельскохозяйственной техники и скота и лизинга недвижимости.


В структуре рынка по количеству заключенных контрактов никаких изменений не произошло. Все также подавляющее большинство контрактов, около 74% , приходится на лизинг автотранспорта.





Лизинг сельскохозяйственной техники и племенного скота

Рынок лизинга сельскохозяйственной техники и скота оказался одним из наименее затронутых кризисом. Объем нового бизнеса данного сегмента рынка лизинга вырос на 48,12% и достиг 22 884 млн. рублей. Такой успех данного сегмента рынка лизинга связан с деятельностью ОАО «Росагролизинг», на долю которого приходится 72% от общего объема новых сделок.

Компания ОАО «Росагролизинг» работает в рамках государственной программы по поддержке сельскохозяйственной отрасли и, следовательно, не имело таких проблем с финансированием в сравнении с другими лизинговыми компаниями. Это позволило сдавать сельскохозяйственное оборудование в лизинг в необходимых объемах, удовлетворяя спрос.


источник www.rosleasing.ru

Скачать полный рейтинг >>



сундук