Отзывы о банках



Психология бедности

 12 июля 2011 г.

Психология бедности

Фленнери О’Коннор как-то сформулировала очень простую идею, которая хорошо описывает человеческую природу: «Свобода означает не господство воли, а противоборство множества волеизъявления в человеке».

Именно существование внутренней возможности выбора и называют истинной свободой. Как же, тем не менее, происходит принятие решения? Что заставляет нас оставаться честным или лгать? Съесть кучу калорий в образе соблазнительного пирожного или соблюдать диету?

Последние научные исследования отчасти пролили свет на природу такой внутренней борьбы, и их результаты тесно связаны таким одиозным общественным феноменом как бедность.

Вам конфету или редиску?

В 90-х годах XX века психологи разработали теорию, в соответствии с которой человеческая воля признается конечной. Это означает, что если мы проявляем силу характера в одном вопросе, то нам будет гораздо сложнее сделать это на другом фронте. В 1998 году исследователи Case Western Reserve University провели простой эксперимент: был накрыт стол, на одной половине которого находились различные сладости, а на другой – тарелки с редисом. Некоторые участники должны были есть корнеплоды и всячески сопротивляться желанию попробовать конфету; оставшиеся брали все по своему желанию. После этого все подопытные должны были решить ряд геометрических задач. Те люди, которые разрешали себе поживиться сладким, справлялись с задачей почти в два раза быстрее.

За 13 лет эти результаты были подтверждены в ходе более чем 100 экспериментов. Исследователи упрочили тезис о том, что концентрация волевых усилий на основной задаче ослабляет концентрацию на второстепенных направлениях. При этом потребители становились более уязвимыми к навязываемым им товарам, сидевшие на диете люди потребляли чрезмерное количество калорий.

Кроме того, теория была распространена и на процесс принятия решений при выборе из ряда вариантов. Было обнаружено, что усилие воли, способствующее выбору того или иного решения, ослабляет концентрацию человека в дальнейшем. Подобная закономерность работает, например, при определении баланса между работой и свободным временем. Стало ясным, что сила принятия решений в таких случаях не бесконечна.

Безусловно, изложенная выше теория имеет как сторонников, так и ярых противников, и в настоящее время находится в центре дебатов ученых, произведя, по выражению Тори Хиггинса из Колумбийского университета, «взрыв психологического интереса». Однако, остается непреложным тот факт, что разрешение внутренних конфликтов – сложная задача, на решение которой приходится затрачивать много энергии и сил.

Бедность не порок, но напрягает

Этот факт очень важен для понимания природы бедности. Психологи и экономисты изучают такой источник постоянных тревог для людей, как деньги. Ученые приходят к выводу, что уровень финансового самоконтроля у бедных намного ниже, чем у обеспеченных членов общества.

Психолог Эльдар Шафир подчеркивает, что каждое решение о расходе денежных средств, принимаемое людьми с низкими доходами, является следствием внутренней борьбы и высокого напряжения, что часто ведет к ошибкам.

Подобная идея подтверждается серией экспериментов, описанных в работах экономиста из Дина Сперса. В одном из них простейшая задача выбора туалетного мыла стала максимально сложной для бедняков из Индии, в то время как более обеспеченные участники с легкостью прошли это испытание. По словам экономистов из Гарварда Сэндхилла Муллнайтхана и Абхиджита Банерджи, товар стоимостью 25 центов будет намного более дорогим для человека, чей доход составляет 2 доллара в день, чем для того, кто получает 30 долларов в сутки.

Кто виноват и что делать

Иными словами, проблема самоконтроля в одной и той же ситуации оказывается гораздо более сложной для бедняков. Это становится серьезным, а зачастую и непреодолимым барьером для того, чтобы повысить свое материальное положение.

Именно поэтому стоит изменить подходы к борьбе с бедностью. В настоящее время все меры преимущественно концентрируются на предоставлении доступа неблагополучным гражданам к лечению, образованию, финансовым услугам. Пожалуй, стоит сместить акцент на развитие навыков принятия решений.

В развитых странах существует довольно много примеров успешной реализации такого подхода, при котором бедняки получают возможность постепенно накапливать деньги, например, с использованием депозитных сертификатов, специальных пенсионных программ, государственных сберегательных ценных бумаг, образовательных накопительных счетов. Развивающимся же странам лишь предстоит пересмотреть свои подходы к борьбе с бедностью и обратить внимание на развитие ментальных навыков выживания.

По материалам http://www.tnr.com/article/environment-energy/89377/poverty-escape-psychology-self-control?page=0,1


Комментарий эксперта

Мнение высказывает Диана Гурова, гештальт терапевт, психолог

- Как человеку, живущему в «нашем» социуме и имеющему опыт жизни в других странах, мне бы хотелось остановиться не только на феномене самой бедности. Но и акцентировать внимание именно на «ощущении бедности».

Прежде всего, подчеркну – все это только в голове, кстати, также как и кризис. Отношение к бедности и кризису - это из серии «что тебе позволено».

Ведь наше общество рассуждает так – яблоко от яблони не далеко падает, выше головы не прыгнешь. Так воспитывали детей годами, и продолжают, между прочим, воспитывать. Единицы делают иначе.

Все что говорится вокруг человека, само по себе является большим ограничителем. К этому стоит еще прибавить и ограничители, которые налагаются каждой семьей в отдельности. Например, если в семье никто никогда не рисовал, то у матери даже не появится мысли о том, что ее ребенок может стать известным художником. Она будет рассуждать так: «Зачем я буду тратить деньги на краски? Рисуй простым карандашом!» Поверьте, эта установка на подсознательном уровне работает как часы. Если в детстве это сказала мать, скорее всего, человек «выше» не пойдет. А вот если родители дают более мощное представление «ты можешь, ты станешь», то ребенок будет гораздо успешен.

В этой связи вспоминается один анекдот советских времен: «Идет по улице русская мама и дает шлепки и затрещины своему розовощекому сыну, причитает «да ты - болван, будешь мыть всю свою жизнь туалеты». А навстречу идет еврейская мама, ведет своего сынишку – худенького мальчика с бледным личиком –за руку и приговаривает «Мой ты Мойшечка, ты будешь управлять миром». Вырастают оба мальчика, и русский Ваня становится сантехником, а Мойша – директором завода. Работает установка».

Точно так же работает и установка на деньги. Если ты сам себе запрещаешь совершенно обезбашенные идеи, богатства ты не заработаешь. Тут уместно сравнение – сначала ты стреляешь, а потом рисуешь мишень.

Это совершенно нелогично, вроде бы так делать нельзя. Но если задуматься, кто скажет наверняка, что нам и как нужно делать? Тут опять срабатывают старые установки и представления о прошлом мире. А ведь мир уже изменился. В мире деньги лежат под ногами. Те кто умеет читать знаки и видеть образы, увидят возможности.

Если же у человека есть жесткая установка, то к его сознанию будет пробиться
 очень трудно. Это как жесткий каркас, через который не проникнешь. В этом положении человек будет отметать сознательно или бессознательно любые идеи, жизнеспособные и удачные.

С психологической точки зрения в любой сфере, в том числе и в сфере денег, важно мыслить категориями «я могу». Только тогда создается атмосфера, все складывается, притягивается, формируется – при помощи только одной установки на успех.

В нашем обществе, в силу того, что оно включено в настоящий психоз покупок, оно априори будет нищим. Что бы они не делали, как бы ни складывали по сусекам – ничего не будет работать – все будет пустое. Если человек хочет поменять свою устоявшуюся модель поведения, он должен начинать прежде всего, мыслить иначе. Это удивительно, как все складывается – приходят люди, информация, деньги, мысли, совершаются немыслимые вещи. И вот парадокс - все получается, когда ты допускаешь себе такие мысли.

В отношении навыков и умений – боязнь ошибок и неудач - это типичное проявление установки неудачника. Проследите за тем, как ведут себя матери, когда их ребенок начинает ходить. Неразумные матери начинают восклицать «ой, ты сейчас упадешь, не ходи – разобьешь нос». Разумная мать не будет изрекать эти мысли вслух. Она будет оберегать ребенка, но не будет ограничивать его движение.

Точно так же происходит и со взрослыми, которые приобретают новые навыки. Даже люди со своими устоявшимися каркасами, консервативные, нуждаются в поддержке. Ее должны оказывать близкие люди. Более того, даже если кажется, что человек делает что-то нелепо и неправильно, не нужно вмешиваться и давать советы, о которых не просят.

Второй очень важный момент - сам человек должен понимать, что может споткнуться, но он встает и продолжает пробовать. Таким образом, человек обязательно должен позволить себе быть в чем-то неуспешным. Он должен наработать опыт, познать, прежде всего, себя. Только узнав, что же ему на самом деле нужно, можно двигаться к цели. А это колоссальный труд. Многие так и живут всю жизнь, прячась от себя и говоря «нет, это не я»…


www.infobank.by


сундук