Все о страховании в Беларуси, страховые компании  >  Аналитика  >  Признаки страхового мошенничества

Признаки страхового мошенничества

Типичные признаки страхового мошенничества,выявляемые на стадии заключения договора страхования


Существует несколько уровней безопасности страховой компании, на который возможно выявление и нейтрализация страхового мошенничества, одним из которых является стадия заключения договора страхования. Именно на этой стадии происходит первый контакт профессиональных мошенников с сотрудниками страховой компании. Распознание мошенников на этой стадии осложняется рядом причин:
- первый контакт происходит с представителем страховой компании, который не обладает специальными навыками выявления мошенничества в силу других профессиональных задач;
- основное внимание уделяется коммерческой стороне вопроса – основная цель убедить клиента заключить договор;
- мошенники прекрасно понимают суть страхования и психологию поведения представителей страховой компании, поэтому их сложно распознать.

Однако есть типичные признаки поведения мошенников, которые можно обнаружить, если знать их.

1. Внешние признаки. Учитывая, что мошенники прекрасные артисты и психологи, приведем некоторые типичные признаки представителей криминального мира, которые можно обнаружить при визуальном наблюдении и вербальном общении на стадии заключения договора страхования

Ранее неоднократно судимые лица: обычно сухощавого телосложения наличие татуировок на фалангах пальцев рук, немодная, неопрятная одежда, короткая стрижка, активная жестикуляция, использование жаргонных и ненормативных выражений.

Члены преступных группировок: спортивное телосложение, часто массивная фигура, короткая стрижка, дорогая одежда, преимущественного спортивного стиля, кожаная верхняя одежда, наличие массивных золотых украшений (печатки, браслеты, цепочки), уверенное поведение «хозяев жизни», использование жаргонных выражений, наличие дорогостоящих автомобилей при отсутствии официального места работы.

Профессиональные мошенники: строгий, деловой стиль, дорогая одежда и обувь, модельная прическа, наличие ассортимента респектабельного человека: визитница, заколка для галстука, портсигар, кожаный портфель, электронная записная книжка, дорогой сотовый телефон. Как правило, мошенники «пускают пыль в глаза» с помощью имитированных звонков и телефонных переговоров, которые якобы ведутся с абонентом, название которого нарочито произносится вслух, что произвести впечатление на присутствующих. В общении приятны, корректны и вежливы. В целом, производят очень хорошее впечатление и располагают к себе.

«Подставные» страхователи. Этот тип клиентов можно распознать только по одному признаку – они совершенно не годятся на роль собственников страхуемого имущества: либо слишком скромно одеты для владельца, например, дорогостоящего, элитного автомобиля, либо они «не знают» свое имущество. Например, путаются в названии, стоимости, технических характеристиках, месте приобретения имущества.

2. Инициативная или «офисная» страховка. Речь идет о случаях, когда клиенты сами упорно настаивают на заключении договора страхования, сами приходят в офис компании, не желают откладывать заключение договора на завтра, явно нервничают, не обращают внимание на обеденный перерыв, конец рабочего дня или отсутствие специалистов.

3. Полная оплата взносов. Не редко мошенники стараются оплатить страховые взносы в полном объеме и сразу. Это объясняется тем, что они хотят выполнить все формальности, связанные с действительностью заключенного договора на 100%. Особое подозрение должны вызывать случаи, когда у потенциального страхования имеется как раз та сумма, которая необходима для единовременного взноса по данному договору.

4. Целевая страховка. Этот признак характеризуется тем, что недобросовестные страхователи выдают себя тем, что настаивают на заключении договора страхования от конкретного риска. Складывается впечатление, что они заранее знают, какой именно страховой случай произойдет с ними.

5. Консультирование. Речь идет о тех, случаях, когда на заключение договора страхования приезжают несколько человек. Обычно один из них выступает в роли страхователя и заявляет о том, какой договор страхования он хотел бы заключить. После получения вариантов от страхового представителя клиент уходит советоваться со своими знакомыми. Как правило, это те случаи, когда мошенники-организаторы «выставляют» вместо себя другого человека, так называемого «фунта». Обычно неуверенное поведение такого человека сразу заметно.

7. Манипуляции с осмотром. Мошенники иногда слишком нарочито предъявляют имущество для осмотра, показывая каждую вещь, либо наоборот, всячески стараются уклониться от осмотра имущества страховым агентом, ограничиваясь предъявлением документов, подтверждающих право собственности на имущество, а также списков имущества, подлежащего страхованию;

8. Особые условия договора. Речь идет о случаях, когда клиент предлагает заключить не типичный договор страхования. Условия существенные для страхователя могут быть необычными: по срокам договора, по объекту страхования, по виду риска, по территории страхового покрытия, по выгодоприобретателю, по стоимости объекта страхования. Иными словами это все случаи, связанные с попытками заключить нестандартный договор страхования. Это случаи, когда мошенники пытаются «подогнать» уже свершившиеся или планируемое событие под конкретные условия договора.

9. Завышенная стоимость объекта страхования. Иногда мошенники выдают себя тем, что стараются заключить договор страхования именно на ту сумму, которой им не хватает, для, например, возврата банковской ссуды или долга в казино. При этом они искусственно и явно завышают стоимость того имущества, которое есть в их распоряжении. Они горячо убеждают страхового представителя в том, что это имущество они приобрели именно за «эту» сумму.

10. Неестественное поведение. Мошенники во всем «идут навстречу» страховому агенту: предоставляют без промедления необходимые документы, транспортное средство для прибытия к месту осмотра имущества, подлежащего страхованию. При заключении договора страхования мошенники ведут себя неестественно: желают во всем угодить страховому агенту, “в шутку” спрашивают о возможности обмана страховой компании, создают ауру дружелюбия; в словах, действиях угадывается плохо скрываемая нервозность, а после заключения договора страхования - заметное облегчение.

11. Негативное отношение. Страхователи-мошенники могут показывать явное негативное отношение к деятельности страховой компании, жаловаться на неоправданно большие взносы и на отсутствие денег; иногда апеллируют к чувству жалости страхового агента, сообщая ему о своих бедах и материальных трудностях, намекая о желании воспользоваться получением страховой выплаты для решения указанных проблем. Среди способов совершения страховых мошенничеств в этом виде страхования можно назвать следующие:

1. Инсценировка повреждения груза.
Суть данного способа заключается в том, что страхователь создает видимость повреждения груза во время пути. При этом причиной повреждения указывается любая, из предусмотренных Правилами страхования или конкретным договором страхования груза.
2. Инсценировка полной гибели груза.
Данный способ мошенничества заключается в том, что страхователь после заключения договора страхования изымает груз, а на месте страхового случая создает следы гибели груза (в результате пожара, потопления груза и др.) и дает соответствующие объяснения.
3. Инсценировка разбойного нападения на грузоперевозчика.
Этот способ мошенничества состоит в убеждении страховщика и компетентных органов в том, что имело место нападение преступников на грузоперевозочное средство, в ходе которого преступниками был похищен груз.
4. Инсценировка кражи застрахованного груза.
При данном способе мошенничества преступники создают материальные следы взлома контейнера, тары груза для создания видимости кражи груза в пути следования.
5. Инсценировка гибели груза в результате действия сил природы.
Этот способ мошенничества является весьма редким, однако имеет место, когда страхователь, владея информацией о имевших место в отдельном районе стихийных бедствиях, «подстраивает» под них повреждение собственного груза.
6. Инсценировки гибели (повреждения) груза в результате действий третьих лиц.
Рассматриваемый способ мошенничества имеет место, когда страхователь, например, инсценирует страховой случай в результате ДТП, произошедшего по вине других лиц.
7. Полная документальная фальсификация перевозки.
Речь идет о наиболее опасном способе мошенничества, когда самой перевозки реально не осуществлялось, а также не было ущерба грузу. Перемещение груза и его гибель имеют место только на бумаге, т.е. подтверждаются сфальсифицированными документами, представленными страхователем.
8. Страхование груза «задним числом».
Данный способ мошенничества заключается в том, что страхователь имея реальные потери при обороте товара, решает восполнить их за счет страхового полиса, превратив незастрахованные убытки в застрахованные.

Объекты страхования, наиболее подверженные мошенничеству.

Среди свойств объектов страхования, которые учитывают мошенники при подготовке к совершению преступления можно назвать следующие:
  • груз должен быть удобен для перемещения;
  • имеется возможность взять данный объект во временное пользование;
  • это неликвидный или некондиционный товар;
  • хрупкий, скоропортящийся товар, товар с небольшими сроками годности или использования;
  • общая сумма стоимости груза должна быть большой;
  • высокоточное оборудования, повреждение которого сложно обнаружить не специалисту;
  • груз является «ходовым» товаром для быстрой реализации;
  • с данным грузом можно произвести манипуляцию подмены или пересортицы;
  • ранее подобный груз повреждался при прошлых перевозках.
Как правило, никогда не инсценируются страховые случаи со следующими видами грузов: опасные грузы, ядовитые вещества, стратегические, специальные и военные грузы.
Автор: к.ю.н. Алгазин А.И.
www.antiobman.ru