Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Привлекательный бизнес-проект

 3 апреля 2009 г.

Как сделать Ваш бизнес-проект привлекательным для инвестора и максимально увеличить шансы того, что Ваш проект будет профинансирован сторонним инвестором?

Далеко не каждый инвестиционный проект является приемлемым для широкого круга потенциальных инвесторов. Более того, далеко не каждый даже приемлемый проект является привлекательным для инвестирования.

Многие предприниматели, владельцы бизнесов, либо инициаторы новых бизнес-проектов сталкивались с такой ситуацией, когда они на основании своей бизнес-идеи подготовили проект, по их мнению, готовый для инвестирования и реализации, но при этом инвестор долгое время не появляется. И вроде бы проект интересный, и эффективный, и очень перспективный для данного региона или отрасли, но все равно не находится тот инвестор или банк, готовый профинансировать этот проект.

Инициатор проекта проводит кучу переговоров, налаживает множество контактов, пишет огромное количество инвестиционных предложений, обращается во множество консалтинговых компаний, расширяет и "вылизывает" до совершенства бизнес-план, но проходят месяцы или даже годы, а проект так и остается непрофинансированным.

Почему так происходит?

Ответ очень прост. Все дело в том, как инвесторы оценивают Ваш инвестиционный проект и как принимают решение о том, стоит вкладывать в него деньги или нет. И дело тут не только в рискованности проекта, его экономической эффективности или сумме инвестиций. У каждого инвестора есть свой комплекс факторов и критериев, которым он руководствуется при принятии решений. У большинства профессиональных инвесторов эти критерии совпадают. И если Ваш проект будет удовлетворять этим критериям, то проект уже будет привлекательным для инвестора и, соответственно, вероятность того, что он будет профинансирован, является максимальной.

Автору этих строк, в процессе своей работы, постоянно приходится сталкиваться с фактами того, что, к сожалению, львиная доля проектов, разработанные инициаторами самостоятельно (и не только самостоятельно), являются совершенно не привлекательными, не презентабельными, не учитывают интересов потенциального инвестора, и не удовлетворяют их базовым критериям. Вероятно, инициаторы проектов настолько увлечены сутью своего проекта, что совершенно не представляют как выглядят их предложения со стороны.

Как исправить ситуацию и сделать так, что бы проект максимально заинтересовал инвестора?

Естественно, проект должен отражать то, что в нем хотят увидеть инвесторы. Ваше инвестиционное предложение или бизнес-план должны явно или неявно отвечать на те вопросы, которые интересуют инвесторов. Проект должен соответствовать базовым критериям приемлемости для инвестирования.

Как угадать, что хочет видеть инвестор, или что он ожидает от проекта?

Самый простой способ - поставить себя на место инвестора и задаться вопросом: "Хочу ли я участвовать в этом проекте?". Или: "Что мне нужно знать об этом проекте, что бы захотеть вложить в него свои собственные деньги?". Согласитесь, это достаточно четкий и серьезный вопрос. Но даже если Вы зададите его себе, Вы вряд ли сможете ответить на него правильно. Почему? А потому, что скорее всего, Вы никогда не вкладывали свои собственные деньги (тем более крупные) в чужой бизнес-проект. Либо, Вы не занимаетесь этим постоянно. То есть, Вы не являетесь профессиональным инвестором!

Что же делать, что бы ответить на эти вопросы правильно. Кончено, можно спросить непосредственно у знакомого Вам инвестора (если таковой имеется), но вряд ли он Вам ответит. Во-первых потому, что это вовсе не в его интересах раскрывать то, как он думает и принимает решения. А во-вторых, вряд ли он является хорошим консультантом или учителем, который бы мог грамотно и структурировано разложить по полочкам всю систему принятия решений, которую он накопил за весь период своей инвестиционной деятельности и которая долго формировалась и корректировалась благодаря тому бесценному опыту, который он получил, инвестируя свои деньги в другие проекты. Такой опыт никто из инвесторов не систематизирует для изложения и уж тем более не заинтересован раздавать его налево и направо.

Так как же грамотно ответить на поставленные вопросы и сделать свой бизнес-проект действительно привлекательным для инвестирования, и при этом не наделать непоправимых ошибок?

Кроме возможности самостоятельного изучения этой тематики, есть возможность обратиться к тем, кто уже изучил этот вопрос досконально. Действительно, зачем изобретать велосипед, если он уже изобретен?

Не секрет, что существуют профессиональные консультанты, различные инвестиционно-консалтинговые компании, которые специализируются на привлечении инвестиций, поиске инвесторов, ведению переговоров, подготовке инвестиционных предложений и бизнес-планов. Те, кто занимаются этим на постоянной основе, и не один год, и у кого величина заработка зависит именно от качества и успеха реализации проекта, то именно они знают "на зубок" ответы на такие вопросы. Ведь именно от этого зависит их доход и успешность их деятельности.

Найдя таких специалистов, останется только получить от них ответы на наши вопросы. Это может быть просто консультация, либо, что еще лучше - проведение экспертизы Вашего инвестиционного проекта на предмет его привлекательности, и с обязательной выработкой рекомендаций по улучшению проекта и повышению его привлекательности (если такие услуги оказываются).

Анализ (экспертиза) проекта, может проводится на основе представленного бизнес-плана и/или прочих документов, которые Вы предоставите. В результате анализа Вам должен быть предоставлен отчет (заключение) о всех выявленных недочетах, "нестыковках" или ошибках, имеющихся в представленной Вами информации, а так же, должен быть изложен перечень рекомендаций о том, что следует изменить или дополнить в бизнес-плане, для того, что бы сделать Ваш проект более качественным, основательным, достаточным, и приемлемым для представления инвесторам.

Обращаясь за подобными услугами к профессионалам Вы экономите себе кучу времени за счет того, что затем сможете пойти на встречу с инвестором, имея на руках качественный, проработанный проект, который одобрен профессионалами, лишен "детских болезней", ошибок, упущений или неточностей, и представлен в таком виде, в каком он отвечает большинству потенциальных вопросов инвестора, и вероятность инвестирования будет являться максимальной.

Согласитесь, такой подход будет являться наиболее эффективным и правильным. Гораздо лучше действовать наверняка, особенно когда речь идет о том, получите ли Вы большие (или даже очень большие) деньги на развитие своего проекта или же не получите.

И уж тем более, такой подход будет более правильным, чем те, частые случаи, когда самоуверенные инициаторы проектов, состряпав свой проект "на коленке", потом по полгода (или даже больше) бегают от инвестора к инвестору в надежде заинтересовать хоть кого-то, но так и остаются ни с чем. И у них даже не возникает мысли о том, что проблема не в "жадных" инвесторах, а в самом проекте, либо в том, как и в каком виде он преподноситься.

Кроме этого есть и второй фактор. Если Вы показали некачественный проект инвестору, получили отказ, но потом доработали проект и стремитесь показать его повторно, то скорее всего, столкнетесь со скептическим отношением к Вам, потому, что мнение о Вашем проекте уже сформировалось и исправить его тяжело (инвесторы тоже люди, со своей психологией и восприятием). Поэтому, гораздо лучше сразу заказать подготовку бизнес-плана у профессионалов, чем делать его самому "на коленке". Либо, если бизнес-план уже готов, то в обязательном порядке заказать экспертизу проекта, причем сделать это ДО ТОГО, как проект будет представлен кому либо из потенциальных инвесторов.

Ну и напоследок, как не ошибиться и правильно выбрать консультанта-исполнителя?

  1. Во-первых, обращайтесь только к тем консультантам, для которых этот вид деятельности является основным, а не сопутствующим.
  2. Во-вторых, опыт работы такого консультанта должен быть не менее 3-х лет, а лучше, что бы и все 5 лет (ведь серьезные, крупные проекты могут реализовываться и прорабатываться до полугода, а профессионалом можно считать того, кто участвовал не менее чем в 10 крупных проектах).
  3. В третьих, обращайтесь к тем консультантам, которые вызывают доверие и используют индивидуальный подход, ведь Ваш проект уникален и требует внимательного рассмотрения.

Не стоит доверять компаниям, которые ставят процесс работы с клиентами на поток и превращают это в "конвейер". Возможно они и являются профессионалами, но кто сможет гарантировать, что Вашему проекту будет уделено должное количество внимания. Ведь консультант - это не лектор или проповедник, который снабжает всех однотипной информацией не зависимо от того, кто является слушателем и какие у того индивидуальные особенности. Консультант - это скорее персональный помощник, эксперт, который генерирует и предлагает решения не только на основе своего предыдущего опыта, но и учитывая уникальные особенности Вашего проекта, Ваших условий, и Ваших интересов.

Консалтинг сильно распространен в развитых капиталистических странах, чего не скажешь о развивающихся странах или странах СНГ. Поэтому, перенимая методы развития бизнеса у признанных лидеров, пользуясь услугами консультантов, профессионалов своего дела, можно получать опыт и развивать свой бизнес "здесь", так же быстро и эффективно, как это делается "там".

Успехов Вам, и процветания Вашему бизнесу!


Бороздин Михаил Борисович,
магистр экономики, финансовый аналитик и консультант,
директор инвестиционно-консалтинговой компании,
создатель и руководитель проекта Belinvest.info.
E-Mail: m.boro@amb.by




 
сундук