Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Предприниматели. Владислав Николайчик

Предприниматели. Владислав Николайчик
 17 июня 2010 г.

Владислав Николайчик:
«Меня многие отговаривали»

Партнер проекта

У каждого из нас наверняка найдется два-три знакомых юриста. Они мирно трудятся на одной-двух фирмах параллельно. Ведь так? Сегодня в нашей рубрике интервью с человеком, который рискнул оказывать юридические услуги для бизнеса как индивидуальный предприниматель. Почему именно рискнул - вы узнаете из беседы с Владиславом Николайчиком.

- Владислав, насколько мне известно, в данный момент Вы работаете в ЧП «Бюро консалтинга». Как Вам удается совмещать функции директора в данной компании с деятельностью индивидуального предпринимателя?

- Не очень удачно. Именно поэтому я принял решение уйти из компании и сосредоточиться на собственном бизнесе, тем более для этого есть все возможности.

- И давно Вы ведете «двойную жизнь»?

- Как предприниматель я зарегистрировался в феврале прошлого года. Непосредственно юридическими услугами стал заниматься, как только получил лицензию в марте. Я тогда работал в другой юридической фирме. Когда клиентов стало достаточно много, и я осознал, что не справляюсь, договорился с директором, что полдня я буду посвящать фирме, а полдня работать на себя. А через несколько месяцев пришлось и вовсе прекратить наши взаимоотношения. Стоимость моего часа стала значительно выше, чем оплачивалась фирмой.

- Что побудило Вас устроиться в Бюро консалтинга?

- Причин было настолько много, что решение было принято практически без раздумий. Во-первых, мне был предоставлен в распоряжение отдельный кабинет в офисе в центре города, что по сегодняшним меркам является очень хорошим подспорьем для начала юридического бизнеса. Во-вторых, новая компания, которую я возглавил, является антикризисным управляющим в процедурах банкротства. Этот вид деятельности специфичен, очень тесно связан с юридическими услугами. Поэтому в планах - было организовать два направления бизнеса: антикризисное управление и юридические услуги. Этот симбиоз мне представлялся очень удачным. К сожалению, со временем я убедился, что антикризисное управление как бизнес в нашей стране – долгосрочная перспектива. Поэтому сейчас все мое внимание приковано к рынку юридических услуг.

- Понятие «консалтинг» вызывает много толков…

- Это очень размытое понятие, которое каждый трактует так, как ему угодно. В моем представлении консалтинг – комплексная услуга. В Беларуси по сути нет ни одной консалтинговой компании. У нас в стране развиваются юридические, аудиторские услуги, бизнес-планирование и так далее. И у нас нет ни одной компании, которая занималась бы всеми этими услугами в одном лице: по нашему законодательству в рамках одного юридического лица мы не можем оказывать все эти услуги вместе. Например, лицензия на оказание юридических услуг требует, чтобы в штате были юристы. То есть мы не можем нанять риэлтора, оценщика…
Как борются некоторые компании. Они создают одновременно несколько компаний. Одна занимается юридическими услугами, другая – аудиторскими, третья – бизнес-планированием, четвертая – оценкой. Однако в этом случае есть свои недостатки: у каждой компании есть свой директор, свое бизнес-планирование, вследствие чего не всегда удается добиться единства и органичности в оказании услуг.
Таким образом, консалтинговая компания – это контора, которая комплексно обслуживает клиента, компания, которая может оказать любой спектр услуг. В моей практике при решении многих юридических вопросов попутно встречаются бухгалтерские, аудиторские вопросы, которые я не в силах разрешить. Клиенту приходится обращаться в другие компании. А нужно, чтобы компания была как единый организм.
Например, вряд ли у нас найдется много фирм, которые смогли бы создать компанию в оффшорной зоне. И я не могу сказать, что это юридическая услуга. Следует констатировать, что рынок юридических услуг в нашей стране сформировался совсем недавно. Люди не привыкли пользоваться услугами юристов, адвокатов. Все привыкли обходиться своими силами. Постепенно ситуация будет меняться. Уже есть предпосылки. Например, в сфере приватизации госпредприятия все чаще стали прибегать к услугам консалтинговых компаний.

- Как возникает необходимость в специалисте извне, в частности, в юристе? Неужели свои специалисты не справляются?

- Штатные специалисты занимаются своей узкой работой согласно должностной инструкции. Для решения острых и масштабных проблем предприятиям нужны люди, которые комплексно рассматривают проблему.
 
- Почему Вы решили обосноваться в этой нише? Не страшно было начинать, когда такой низкий спрос и высокий уровень непонимания?

- Когда я начал только заниматься предпринимательской деятельностью, меня многие коллеги отговаривали – а вдруг клиентов не будет? Я сказал, что попытаюсь. Какое-то время я работал параллельно – наемным юристом и на себя. Риска не было никакого.

Кроме того, я специализируюсь на обслуживании предприятий строительной отрасли. Уверен, что клиентская база будет значительно расширена, если руководители строительных предприятий узнают, что есть юристы, которые специализируются именно на правовом регулировании строительства, в том числе строительных спорах. Как максимум, мы будем заниматься полным сопровождением договоров строительного подряда. Иногда бывает, к тебе приходят с проблемой, а ситуацию уже решить очень сложно, потому что на определенной стадии какие-то документы неправильно подписали, а какие-то вообще не подписали. Таких проблем не было бы, если бы юрист присутствовал на всех этапах.

- А как, предположительно, предприятия строительной отрасли обретут нужные знания?

- Посредством обучающих семинаров. Это еще одна область моей деятельности. Я провожу семинары уже довольно давно. Семинары проводятся по строго определенным темам, иногда довольно узким, например, «Договор строительного подряда».

Семинары позволяют не только донести до потенциальных клиентов необходимую информацию, но также и сделать себе имя в бизнес-среде. Мои потенциальные клиенты привыкли устанавливать контакты именно на таких вот мероприятиях.

Сегодня я рассматриваю проведение семинаров и конференций как отдельный бизнес.

- Нужны ли какие-то особые разрешения на проведение семинаров?

- Нет. Даже особых финансовых вложений не требуется. Нужен только коллектив.

– Давайте вернемся к консалтингу. Вы сказали, что это - очень размытая услуга. Как понять, не тычет ли консультант пальцем в небо? Как отличить профессионала от мошенника?

- Никакого объективизма тут нет. Клиенты в консалтинговую компанию приходят, как правило, по рекомендации либо по внутреннему наитию. Подтвердить свой профессионализм практически невозможно. Лицензирование сегодня – это формальный момент.

Результат деятельности тоже не всегда может быть мерилом. Говорить о том, что какой-то юрист был не прав, очень сложно. Это все субъективно. Наше законодательство - одно из сложнейших в мире, и понятно, что по одному и тому же вопросу не может быть одинаковых точек зрения. То есть, сказать объективно, качественно была оказана услуга или нет, невозможно.

Мерилом моей компетентности иногда выступает суд, который выносит решение по спору в котором я представляю интересы клиента. Но опять же, не всегда судебное решение может:

А. соответствовать законодательству;

Б. соответствовать интересам клиента;

В. соответствовать тому вкладу, который я сделал.

Но моя задача максимальным образом совместить эти три категории. Иногда бывает, что решение замечательное, соответствует законодательству, и вроде клиенту соответствует, но экономически нецелесообразно. Например, мы просили суд взыскать сто миллионов рублей. Суд взыскал сто миллионов, но рассрочил исполнение на 6 месяцев. А через 6 месяцев клиента уже не интересуют эти деньги. Клиент банкротится, ликвидируется, денег нет. Разные бывают ситуации.

- Приходилось ли Вам сталкиваться с мошенниками?

- Наверное, можно считать мошенниками компании, которые не набрали штат профессиональных работников. Но я таких компаний не встречал, потому как в консалтинге зарабатывать очень сложно. На ряд услуг очень низкий или узкий спрос. Консультационных компаний существует очень немного, и они существуют постольку, поскольку у них есть своя клиентская база. Либо они выполняют много мелких разовых заказов, например, по организации создания (регистрации) фирм. Они живут за счет большого потока клиентов, но прибыли большой это не приносит. Если говорить о серьезных юридических фирмах, то они, в основном, работают для иностранцев.

Я, как уже сказал, сконцентрировался в строительном сегменте, где очень большой потенциал. Главное сейчас – переломить предубеждение в отношении привлечения консультантов.

- Как формируются расценки на услуги консультанта?

- К сожалению, нет никаких ориентиров. Все это - в новинку в нашей стране, которая не имеет опыта и традиций в консалтинге. С этим вопросом многие бьются, и заканчивается все тем, что консультанты выставляют какие-то твердые суммы. Я считаю, что это неправильно. Я калькулирую так называемые нормо-часы. Я определяю стоимость сотрудника, стоимость его нормо-часа и ту сложность работы, которую он выполняет. Может, это не совсем правильно. Можно рассчитывать стоимость услуги от того экономического эффекта, которого ты достиг для клиента. В процентном отношении от тех благ, которые ты создал. Например, выиграл дело на миллион – берешь 5-10 процентов. Но проблема в том, что экономический эффект юридической услуги просчитать практически невозможно. Исключение могут составить лишь судебные споры, когда либо мой клиент истребует какие-то денежные средства или имущество от контрагента, либо к моему клиенту обращаются с какими-то денежными претензиями, и я с помощью судебного решения освобождаю клиента от этих претензий.

То есть в моем случае экономический эффект есть, но я не сторонник этого метода. Потому как по моему представлению это - ростовщичество.

- Насколько вообще возможно в консалтинге создать клиентскую базу?

- В принципе, это возможно. Но у нас в стране, к сожалению, тенденция в том, что клиенты приходят и уходят. Причем уходят не потому, что качество услуг плохое, а потому, что дорого. И дорого не вообще, а именно для белорусских предприятий. Производители товаров и услуг не привыкли закладывать в расходы консультационные услуги. Максимум, что предусматривается, это отправление работников на семинары, конференции. Ну, и журналы выписывают.

- Какими качествами должен обладать специалист, чтобы открыть свое консалтинговое дело?

- Первое и самое важное – смелость. Мне казалось на первом этапе, что ничего не получится, была боязнь не экономического краха, а страх заниматься чем-то новым, причем новым в рамках всей страны. Боялся, что клиентов не будет, и я просто впустую потрачу время. А если о качествах говорить, то это, скрупулезность, внимательность, комплексность мышления, не говоря о профессионализме.

Вот сейчас по всей стране проводятся мероприятия по акционированию отечественных предприятий, перевода их из государственной собственности в частную. Идет ставка на иностранного инвестора. Для этого надо решить ряд проблем на предприятии. Первое – акционировать. Необходимо провести оценку предприятия, его активов. Далее следует выбор оптимальной формы акционирования, идет подготовка юридических документов: план приватизации, устав акционерного общества и т.д. Эта работа требует большого внимания, профессионализма и скрупулезности. Поэтому привлекаются юристы со стороны. Могу похвастаться тем, что по четырем предприятиям, которые были акционированы в прошлом году, я привлекался на договорной основе в качестве юриста, сопровождающего всю юридическую документацию.
Опять же вопрос: почему эти предприятия не могут сами провести работы по акционированию? Потому что работники предприятия не только соответствующего опыта не имеют, но также нужен талант. Это очень сложная работа, которая требует изучения большого массива законодательства, вариативности мышления, обостренного чувства ответственности за принятые обязательства.

- Каковы Ваши планы на будущее?

- Сейчас я в процессе создания собственной компании. Так что все планы вертятся вокруг нее. Есть на примете несколько партнеров, которые готовы работать под моим началом. Это достаточно профессиональные люди, я уверен, что определенные услуги они окажут даже профессиональнее меня.
Пока есть небольшие проблемы, связанные с арендой офиса. Аренда очень дорогая, именно для этого и нужен запас финансовой прочности. Поэтому я обратился в мае этого года за получением микрокредита в Белорусский Банк Малого Бизнеса. Меня очень поразило, что оформление документов сведено до нескромного минимума.

- С какими рисками связано открытие консалтинговой компании?

- Риска тут особого нет, потому как практически нет вложений. Основные вложения делаются в трудовой капитал и в офис, мебель и оргтехнику. В общем, есть риск потратить собственное время.

- Насколько велика уверенность, что все получится?

- Я иду от обратного – а почему все будет плохо? Ведь все факторы успеха в наличии.


Беседовала Мария Гармаза
www.infobank.by


 
сундук