Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Предприниматели. Николай Рудевич

Предприниматели. Николай Рудевич
 3 мая 2010 г.

Николай Рудевич. Надо жить по правилам

 

Партнер проекта

Разговаривая с директором ОДО «Компания-5» Николаем Петровичем Рудевичем, меня не покидало ощущение, что нет ничего проще, чем открыть свое дело по продаже и обслуживанию кассовых аппаратов. Так бывает, когда говоришь с профессионалом, знающим свое дело от А до Я. По словам Николая Петровича, такие же профессионалы составляют и основу коллектива «Компания-5».

- Расскажите, пожалуйста, об истории создания компании.

- Компания была создана в 1993 году. До этого я 25 лет отработал на заводе. В начале 90-ых продукция предприятия стала невостребованной, и очень многие из работников открыли собственное дело. Я и четверо моих партнеров не стали исключением.

- Почему Вы выбрали именно кассовые аппараты?

- Я окончил радиотехнический институт, и электроника – это то, в чем я знал толк. Я вообще придерживаюсь позиции, что заниматься надо тем, в чем очень хорошо разбираешься. Кроме того, это направление в те времена было очень востребовано. Мы проанализировали рынок. Что самое плавучее? Торговля. Торговлю надо обслуживать. Мы выбрали это направление осознанно. Как мне думается, оно будет востребовано всегда.


- Много ли в Беларуси компаний, которые также как и Вы продают и обслуживают кассовые аппараты?

- Да, конкуренция в данном сегменте высока. Причем так было с самого начала. За все эти годы число компаний выросло лишь на пару десятков и достигло 130.

- Какую долю рынка занимаете?

- Небольшую. Ее легко просчитать: общее количество зарегистрированных кассовых аппаратов, количество компаний на рынке и доля наших аппаратов. Выходит, около 4 процентов и есть наша доля. Но для нас это неважно.

- Почему?

- Мы не нацелены на борьбу. Мы нацелены на работу. У меня есть масса примеров, когда молодые компании вынуждены были уйти, потому что слишком много внимания уделяли борьбе, а не работе. Это я говорю о малом бизнесе. В большом бизнесе отношения другие: или вытесняй или вытеснят тебя. Тут главное не путать.

Мы не производители. Мы работаем в сфере оказания услуг. То есть вместе с кассовым аппаратом мы продаем услуги по эксплуатации, проводим обучение, консультации и дальнейшее сопровождение, осуществляем подготовку документов в налоговую инспекцию. Также мы оказываем услуги по автоматизации всего процесса торговли - работы кассира, товароведа. Тут какое место занимаешь, такое занимаешь. Если обслуживаешь клиента хорошо, то он остается с тобой на очень долгое время. Клиентская база растет.

Мы проводим работу по удержанию клиентов. Эта работа заключается, в основном, в обучении сотрудников, повышении их квалификации. Раз в полгода мы отправляем 2-3 сотрудника на обучение, особое внимание мы уделяем умению работать с людьми. Работа с людьми, умение общаться очень важны.

- За счет каких факторов осуществляется рост предприятия?

- За счет качества предоставляемых услуг. Это ведь не только работа по удержанию – довольный клиент обязательно поделится впечатлениями с другими людьми, которые могут стать нашими клиентами. Для своих клиентов мы постоянно проводим акции, даем скидки.

- Осуществляете ли Вы целенаправленный поиск клиентов?

- Да, конечно, у нас работает сайт, на котором можно найти всю информацию о нашей продукции и оказываемых услугах, а также сделать заказ, мы запускаем периодически рекламу, сотрудничаем с электронной биржей. Работают люди по привлечению клиентов. Мы контролируем открытие новых объектов, которым можем предложить наши услуги.

- Изменилась ли специализация за время работы компании? Или все направления были жестко определены с самого начала?

- Нет. Были и другие направления, мы занимались теплосчетчиками, медтехникой и прочим. А потом приняли решение не распыляться и сосредоточить все внимание на работе с кассовыми аппаратами и весами. Что касается весов, то схема работы та же - продажа, обслуживание, ремонт.

- Как быстро компания стала рентабельной?

- Мы с самых первых шагов стали рентабельными. Наше развитие было постепенным – без скачков, но и без падений. Мы развивались медленно, потому что не использовали заемные средства. На начальном этапе мы с партнерами сложились деньгами – это и был стартовый капитал. Тогда нам нужны были деньги на сертификацию, аренду помещения, оплату работы. В те времена мы не могли позволить себе кредит. А сегодня без проблем прибегаем к кредитам, чтобы развивать предприятие.


- С какими банками Вы работаете и довольны ли сотрудничеством?

- Мы постоянно работаем с Белвнешэкономбанком, а вот кредит взяли в Белорусском Банке Малого бизнеса - беззалоговый, для нас это было важно.

- Вы с самого начала привлекали наемных работников?

- Вот уже около 10 лет численность коллектива колеблется в районе трех десятков. Причем состав практически не изменился. Толковый коллектив – это 80 % успеха. А вначале нас было пятеро.

- Ах, да – «Компания 5»? Поэтому у Вас такое название?

- Не совсем. Мы пришли регистрировать компанию в горисполком с пятью вариантами названий, но все они оказались неуникальными, так что надо было очень быстро решить, как назвать. Слово компания пришло на ум сразу. Ну а потом пошли от количества. Название «Компания 5» нам понравилось. Самое интересное, что название «Компания пять», то есть с пятеркой прописью, уже было.

Лет пять назад мы при помощи исследовательской компании САТИО провели исследование привлекательности названия (чтобы удостовериться в верности принятого когда-то решения), и оно показало высокий результат – запоминается.

- Какими темпами и в каком направлении развиваетесь?

- Мы продолжаем развиваться такими же темпами, как и раньше. Резко и быстро мы просто не сможем увеличить производство. Это потребует значительных изменений в структуре работы предприятия – в частности, увеличения числа сотрудников. Надо же выполнять взятые на себя обязательства, поэтому надо рассчитывать на то, что ты делаешь хорошо и качественно.

- Какие трудности были на вашем пути?

- Не было никаких трудностей.

- То есть как – совсем?

- Мы работаем по плану, все просчитываем, все правила выполняем. В такой ситуации потрясений просто быть не может. Мы все инженеры, у нас все автоматизировано: базы данных, мы внимательно все изучаем, а затем внедряем. Все просчитываем. У инженеров такой склад ума - реально стать специалистом в любой области, все зависит только от наличия времени. То есть мы не рисково работаем. Когда берем кредит, мы знаем, на что берем и как мы его отработаем.


- Что бы вы изменили в работе, если бы вернулись к самым истокам развития?

- Мне бы те знания, которые есть сейчас. Работали б намного быстрее и соответственно больше бы заработали. У меня были знания, но не такие как сейчас. Мне бы пригодился нынешний опыт. И тогда, к сожалению, у нас не было возможности, такой как сейчас, взять кредит. Для открытия и интенсивного развития бизнеса нужны большие деньги.

- Реально ли сейчас открыть компанию, оказывающую аналогичные Вашим услуги, и иметь успех?

- Да, конечно. Как я сказал, на рынке сейчас около 130 компаний, но их состав постоянно меняется - кто-то приходит, кто-то уходит.

- Какова Ваша формула успеха?

- Надо интенсивно работать, выполнять обязательства. Тогда к тебе пойдут. Другими словами, репутация завоевывается долго, а теряется быстро. Работать над тем, чтобы не терять репутацию, а репутация у нас хорошая.

- Что бы Вы могли посоветовать начинающим бизнесменам?

- Во-первых, надо знать дело, которым планируешь заниматься. Во-вторых, иметь сторонние источники финансирования. Для развития нужны достаточно большие деньги. Для быстрого выхода на прибыль, для быстрого захвата рынка это очень необходимо. В-третьих, нужно учить правила, знать правила, жить по правилам.



Беседовала Мария Гармаза

www.infobank.by



сундук