Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все кредиты для бизнеса  >  Правовые акты для повышения деловой активности в РБ

Правовые акты
УПРОЩЕНИЕ ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, СОВЕРШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР

• Декрет Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 8 ”О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11“

Декретом упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В частности, разрешительная процедура регистрации заменена заявительной. Исключена обязанность регистрирующих органов проводить проверку документов, представляемых для государственной регистрации, но одновременно возложена на заявителя ответственность как за соответствие законодательству этих документов, так и за достоверность сведений, указываемых в них. В случае умышленного представления заявителем недостоверных сведений (сокрытия фактических обстоятельств), такие лица вправе повторно обратиться за государственной регистрацией только по истечении одного года со дня вынесения регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации.

Кроме того, отменена необходимость указания в учредительных документах видов деятельности, предполагаемых к осуществлению, за исключением лицензируемых. В остальных случаях необходимо лишь указать предполагаемые к осуществлению виды деятельности в заявлении о государственной регистрации либо уведомить регистрирующий и налоговый органы о таких видах до начала их осуществления.

Декретом также уменьшены в два раза минимальные размеры уставных фондов юридических лиц и субсидиарной ответственности участников обществ с дополнительной ответственностью.

Сокращен также перечень документов, подаваемых для государственной регистрации. Исключена необходимость представления гарантийного письма о предоставлении помещения в качестве места нахождения (сведения о конкретном адресе, по которому будет размещаться организация, должны указываться только в заявлении на государственную регистрацию). Не нужно предоставлять и документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческой организации – физических лицах, а также решения о создании юридического лица, анкеты учредителя (участника) юридического лица.

Упорядочен механизм принятия решений о государственной регистрации и внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что сокращает продолжительность и упрощает общую процедуру регистрации.

Срок государственной регистрации сокращен с 20 до 5 рабочих дней.

При ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей закреплен принцип одного окна во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами. Так, регистрирующий орган должен уведомить о начале процедуры ликвидации (прекращения деятельности) все уполномоченные органы, в которых ликвидируемый субъект хозяйствования был поставлен на учет, а также таможенные органы. В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления эти организации, а не субъект хозяйствования направляют регистрирующему органу необходимые для завершения процедуры ликвидации сведения. За субъектом хозяйствования сохранена обязанность представления в регистрирующий орган только находящихся у него документов: подлинника свидетельства о государственной регистрации, печати, штампов, ликвидационного баланса и т.п. На основании представленных документов регистрирующий орган исключает субъект хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

• Декрет Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2007 г. № 7 ”О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17”

Декретом упрощен порядок выдачи лицензий. Установлена норма, запрещающая требовать у соискателя лицензии те документы, которые могут быть истребованы лицензирующим органом самостоятельно у иных государственных органов и организаций.

Определен упрощенный порядок продления срока действия лицензии, с учетом применения заявительного принципа, с одновременным сокращением срока рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии до 15 дней (ранее 30 дней).

В целях упорядочения условий выдачи лицензий иностранным юридическим лицам и иностранным организациям в рамках проводимой работы по созданию условий для привлечения в Республику Беларусь иностранных инвестиций уточнено понятие соискателя специального разрешения (лицензии).

Установлено, что иностранные юридические лица и иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеют право на получение лицензий при наличии открытого в установленном порядке представительства на территории Республики Беларусь, если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.

• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2007 г. № 1102 ”О мерах по упрощению административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”

Постановлением определены общие понятия, основные принципы государственной политики в сфере совершения административных процедур и основные критерии их упрощения.

В развитие данного постановления Советом Министров Республики Беларусь утверждены перечни административных процедур, совершаемых республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству:

• Министерство внутренних дел – постановление от 01.11.2007 № 1442

• Министерство здравоохранения – постановление от 31.10.2007 № 1430

• Министерство иностранных дел – постановление от 29.11.2007 № 1645

• Министерство информации – постановление от 19.11.2007 № 1540

• Министерство культуры – постановление от 24.10.2007 № 1394

• Министерство лесного хозяйства – постановление от 15.10.2007 № 1329

• Министерство обороны – постановление от 25.10.2007 № 1398

• Министерство образования – постановление от 25.10.2007 № 1400

• Министерство по налогам и сборам – постановление от 25.10.2007 № 1399

• Министерство по чрезвычайным ситуациям – постановление от 21.11.2007 № 1584

• Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды – постановление от 22.10.2007 № 1379

• Министерство промышленности – постановление от 21.11.2007 № 1575

• Министерство связи и информатизации – постановление от 21.11.2007 № 1560

• Министерство сельского хозяйства и продовольствия – постановление от 18.10.2007 № 1370

• Министерство спорта и туризма – постановление от 20.11.2007 № 1551

• Министерство статистики и анализа – постановление от 23.10.2007 № 1388

• Министерство торговли – постановление от 23.10.2007 № 1389

• Министерство транспорта и коммуникаций – постановление от 29.11.2007 № 1646

• Министерство труда и социальной защиты – постановление от 24.11.2007 № 1604

• Министерство финансов – постановление от 22.10.2007 № 1380

• Министерство экономики – постановление от 26.10.2007 № 1406

• Министерство энергетики – постановление от 24.10.2007 № 1395

• Министерство юстиции – постановление от 16.10.2007 № 1345

• Государственный комитет по имуществу – постановление от 21.11.2007 № 1578

• Государственный комитет по науке и технологиям – постановление от 30.11.2007 № 1642

• Государственный комитет по стандартизации – постановление от 29.11.2007 № 1648

• Государственный пограничный комитет – постановление от 01.11.2007 № 1441

• Государственный таможенный комитет – постановление от 20.11.2007 № 1553

• Концерн "Белгоспищепром" – постановление от 18.10.2007 № 1369

• Концерн "Белбиофарм" – постановление от 06.11.2007 № 1477

• Концерн "Белнефтехим" – постановление от 29.11.2007 № 1647

• Концерн "Беллегпром" – постановление от 29.11.2007 № 1649

В результате принятых решений из общего количества административных процедур (по итогам инвентаризации – 901) отменены 58, упрощены путем объединения 20, по 158 процедурам сокращен перечень документов, представляемых для их совершения, сокращены сроки совершения 125 процедур.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ОКАЗАНИЯ ФИНАНСОВОЙ, ИМУЩЕСТВЕННОЙ И ИНЫХ ВИДОВ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

• Указ Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 ”О совершенствовании правового регулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям“

В целях повышения эффективности принятия решений по оказанию государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Указом установлен порядок ее предоставления в виде:

отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налогового кредита;
установления нормативного распределения выручки;
предоставления из республиканского бюджета субсидий и (или) средств на финансирование капитальных вложений;
предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь;
понижения цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию, бензин и дизельное топливо, а также предоставление отсрочки и (или) рассрочки погашения задолженности за потребленные природный газ, электрическую и тепловую энергию;
возмещения юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами.
• Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 266 ”О внесении дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 182 и от 5 мая 2006 г. № 296“

Указом дополнительно урегулирован порядок оказания господдержки субъектов малого предпринимательства.

В частности отменена необходимость увеличения доли государства в уставных фондах негосударственных юридических лиц при оказании им государственной поддержки.

Предусмотрено право некоммерческих организаций, созданных областными и Минским городским исполнительным комитетами в целях поддержки малого предпринимательства, предоставлять займы, а также гарантии по кредитам, выдаваемым банками субъектам малого предпринимательства.

• Указ Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 496 “Об отдельных вопросах предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов“

Указом установлено, что решения о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, а также о выдаче этими банками кредитов под такие гарантии принимаются без предоставления юридическим лицом Республики Беларусь дополнительного обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита.

• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г. № 342 ”Об утверждении Положения о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности“

Положение регламентирует упрощенный порядок содействия органами государственной службы занятости населения безработным в организации предпринимательской деятельности.

Содействие в организации предпринимательской деятельности безработным выражается в ее организационном, методическом и финансовом обеспечении и осуществляется в виде:

информирования безработных о порядке и условиях содействия в организации предпринимательской деятельности;
направления безработных на профессиональное обучение;
оказания помощи безработным в подготовке необходимых документов для получения финансовой поддержки;
предоставления безработным на основании представленных ими документов, включающих технико-экономическое, финансовое обоснования эффективности организации предпринимательской деятельности, финансовой поддержки в виде субсидии (безвозмездного государственного денежного пособия) и (или) денежных средств на возвратной и беспроцентной основе.
Финансирование осуществляется за счет средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, передаваемых в местные бюджеты на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения.

В соответствии с Положением субсидия предоставляется в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ), действующего на дату заключения договора с безработным о предоставлении субсидии, а для безработных граждан, проживающих в малых городах и населенных пунктах с устойчиво высоким уровнем безработицы, ее размер может составлять 15-кратную величину БПМ. Перечень таких особых регионов в республике будет ежегодно определяться государственной и областными программами содействия занятости населения.

Размер денежных средств, предоставляемых на возвратной и беспроцентной основе, может составлять до 45 БПМ, а при организации производства и переработки сельхозпродукции до 90 БПМ, действующего на дату заключения договора о предоставлении денежных средств. При этом срок их предоставления по договору должен составлять не более 18 месяцев, а при организации производства и переработки сельхозпродукции – не более 30 месяцев.

Предоставляемые безработному в соответствии с договором субсидия и (или) денежные средства должны быть направлены на приобретение оборудования, инструментов, машин и механизмов, сырья, материалов, оплату услуг, а также на иные цели, связанные с организацией предпринимательской деятельности.

Контроль за целевым использованием безработными полученной субсидии и (или) денежных средств возлагается на органы государственной службы занятости населения.

Реализация Положения будет способствовать вовлечению безработных в активную трудовую деятельность в виде самостоятельной занятости, созданию новых рабочих мест, и, тем самым, снижению уровня безработицы и напряженности на рынке труда в малых и средних городских поселениях, проблемных регионах республики.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

• Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119 ”Об упрощенной системе налогообложения”

Данный указ направлен на совершенствование порядка применения упрощенной системы налогообложения и ведения бухгалтерского учета, урегулирование вопроса адекватности налоговой нагрузки доходам, получаемым в сферах розничной торговли и общественного питания.

Указом расширены критерии, при соблюдении которых субъекты малого предпринимательства вправе перейти на упрощенный порядок налогообложения. Согласно Указу средняя численность работников организаций может составлять до 100 человек, а объем годовой выручки, как для индивидуальных предпринимателей, так и для организаций не должен превышать 2 млрд. рублей.

Отличительной особенностью нового порядка применения упрощенной системы налогообложения является возможность уплаты налога на добавленную стоимость. При этом уплачивать налог на добавленную стоимость по желанию могут только те плательщики, у которых средняя численность и валовая выручка не превышают соответственно 15 человек и 450 млн. рублей за первые девять месяцев года, предшествующего году перехода на упрощенную систему. Для плательщиков, не соответствующих указанным критериям, уплата налога на добавленную стоимость носит обязательный характер.

Изменены подходы в применении налоговых ставок при упрощенной системе налогообложения. Так, для плательщиков, не уплачивающих налог на добавленную стоимость, ставка налога установлена в размере 10% валовой выручки, для плательщиков, уплачивающих НДС – 8%. При этом для плательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в населенных пунктах, преобразованных (подлежащих преобразованию) в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек, перечень которых утверждается Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь, предусмотрены пониженные ставки налога в размере 5% (при неуплате НДС) и 3% (в случае уплаты НДС).

Для отдельных плательщиков, применяющих упрощенный порядок налогообложения, Указом предусмотрена возможность ведения статистического и бухгалтерского учета в упрощенной форме.

• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2007 г. № 703 ”О населенных пунктах, в которых применяются пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения”

Постановлением, исходя из установленных критериев, утвержден перечень 137 населенных пунктов, в которых действуют пониженные ставки налога при упрощенной системе налогообложения.

• Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 497 ”Об отдельных вопросах применения упрощенной системы налогообложения и о внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119”

В целях дальнейшего упрощения налоговой системы отдельным категориям плательщиков предоставлено право использовать в качестве налоговой базы при упрощенной системе налогообложения валовой доход вместо валовой выручки с уплатой налога по ставке 20 процентов.

К указанной категории плательщиков отнесены организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей

5 человек, и индивидуальные предприниматели, занимающиеся розничной торговлей или оказанием услуг общественного питания, у которых годовая валовая выручка не превышает 600 млн. рублей и которые применяют упрощенную систему налогообложения без уплаты налога на добавленную стоимость.

При этом валовой доход рассчитывается в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период, т.е. за месяц.

С учетом выявленных на практике отдельных трудностей использования упрощенной системы налогообложения, введенной с

1 июля 2007 года, изменены отдельные условия ее применения, в целом позволившие повысить привлекательность упрощенной системы налогообложения.

После вступления в силу Указа № 497 организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся и осуществляющие деятельность в поселках городского типа и городах районного подчинения с численностью населения до 50 тыс. человек и агрогородках, получили право на применение пониженных ставок налога при упрощенной системе налогообложения, в том числе при осуществлении наряду с иными видами деятельности и торговой посреднической. То есть при одновременном осуществлении ими видов деятельности, попадающих под пониженные ставки (например, производство товаров, работ и услуг) и облагаемых в общеустановленном порядке (торговая посредническая деятельность), применение пониженных и стандартных ставок налога при упрощенной системе налогообложения будет осуществляться на основании данных раздельного учета.

Кроме того, возможность применения пониженных ставок налога при упрощенной системе налогообложения Указом распространена на все населенные пункты, преобразованные (подлежащие преобразованию в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утвержденной указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150) в агрогородки, а не только на сельские населенные пункты, как это было ранее.

• Слайд Механизм применения упрощенной системы налогообложения

• Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 "Об отдельных вопросах уплаты налогов, сборов, арендной платы и представления налоговых деклараций (расчетов)"

Названный Указ принят в целях дальнейшего упрощения налоговой системы и направлен на сокращение периодичности уплаты плательщиками отдельных платежей в бюджет и представления налоговых деклараций (расчетов).

1. По земельному налогу и арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, установлены ежеквартальные сроки уплаты в размере 1/4 годовой суммы налога (до вступления в силу Указа уплата производилась организациями ежемесячно, а налоговые декларации (расчеты) представлялись 1 раз в год).

2. По налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу) ежеквартальные сроки установлены для подачи налоговых деклараций (расчетов) и уплаты данного налога (до вступления в силу Указа производились организациями ежемесячно).

3. По налогу на недвижимость налоговые декларации (расчеты) будут представляться организациями 1 раз в год не позднее 20 числа первого месяца отчетного года, а уплата налога будет производиться 1 раз в квартал в размере 1/4 годовой суммы налога (до вступления в силу Указа декларации представлялись ежеквартально, а уплата налога производилась ежемесячно в размере 1/3 квартальной суммы налога).

4. По сбору в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и аграрной науки отменены авансовые платежи, уплачиваемые плательщиками не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. После вступления в силу Указа уплата данного сбора производится 1 раз в месяц.

5. По местным налогам и сборам в Указ включена рекомендательная норма об установлении местными Советами депутатов с 1 апреля 2008 г. ежеквартальных сроков уплаты данных платежей.

Реализация предложенных подходов позволит сократить количество подаваемых в течение года налоговых деклараций (расчетов) не менее чем на 11, а количество перечислений налогов и сборов в бюджет – не менее чем на 28.

Указ вступает в силу с 1 апреля 2008 года.

• Закон Республики Беларусь ”О бюджете Республики Беларусь на 2008 год“

Законом Республики Беларусь ”О бюджете Республики Беларусь на 2008 год“ предусмотрена отмена:

1) трех местных сборов с пользователей:

за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках).
2) отчислений в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки Минстройархитектуры.

3) налога с пользователей автомобильных дорог.

По расчетам Минфина, реализация изложенных в пунктах 1 – 3 мер приведет к снижению налоговой нагрузки в 2008 году на 0,9 процента к ВВП, или около 1 трлн. рублей.

• Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 302-З ”О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения“

В данном Законе реализованы следующие мероприятия:

1) по НДС предусматривается полный вычет сумм ”входного“ налога, уплаченного при приобретении основных средств и нематериальных активов. Из объекта налогообложения исключены передача произведенных либо приобретенных товаров (работ, услуг) для собственного потребления непроизводственного характера, а также ввод в эксплуатацию объектов завершенного капитального строительства.

2) по налогу на прибыль предусмотрен переход на взимание налога по принципу налогообложения валовой прибыли. При определении прибыли будут приниматься все расходы плательщиков, подтвержденные документами бухгалтерского учета, за исключением перечня непроизводственных затрат, определенных в Законе Республики Беларусь ”О налогах на доходы и прибыль“.

3) по экологическому налогу:

функции уплаты платежей за размещение отходов производства перенесены с собственников отходов на владельцев полигонов, на которых отходы подлежат захоронению (позволит уменьшить количество плательщиков этих платежей с 15 000 до 170);
упрощен порядок предоставления налоговых деклараций по платежам за размещение отходов производства на территории самих организаций (такие декларации будут подаваться только в случае возникновения у плательщика обязательств по уплате данных платежей за прошедший месяц);
в один платеж объединены платежи за размещение отходов производства и платежи за размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения;
уплата экологического налога за выбросы будет производиться по 46 основным видам загрязняющих веществ (ранее уплата производилась по 600 видам загрязняющих веществ);
в состав плательщиков экологического налога включены производители и импортеры стеклянной тары (ранее уплата налога производилась потребителями указанной тары, что негативно сказывалось на их деятельности, поскольку тара, являясь многооборотной, облагалась несколько раз).
4) по подоходному налогу снижен с 20 до 15 процентов размер ставки налога в отношении доходов, полученных плательщиками не по месту их основной работы (службы, учебы);

5) по арендной плате за землю установлены одинаковые с земельным налогом сроки уплаты и подачи налоговых деклараций, а также меры контроля со стороны налоговых органов за полнотой и своевременностью ее уплаты.

В результате в 2008 году отменено 5 обязательных платежей в бюджет, объединены 2 самостоятельных платежа экологического налога, количество подаваемых в течение года плательщиками налоговых деклараций (расчетов) сократится на 60.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ, СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

• Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 372 ”О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь“

Документ направлен на создание благоприятных условий для развития агроэкотуризма, улучшение условий жизни граждан в сельской местности и совершенствование сельской инфраструктуры.

Данный Указ позволяет физическим лицам, постоянно проживающим в сельской местности, официально заниматься оказанием услуг в сфере агротуризма по заявительному принципу без государственной регистрации с уплатой разового годового сбора.

Такой подход будет способствовать увеличению занятости населения в сельской местности, повышению доходов граждан, а, следовательно, и жизненного уровня сельчан.

Денежные средства в размере одной базовой величины в год, уплачиваемые собственниками усадеб, позволят местным Советам более активно внедрять социальные стандарты в регионах.

• Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265 ”О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы“

В целях создания условий для приоритетного социально-экономического развития регионов, малых и средних городских поселений Указом утверждена Государственная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, установлены меры государственной поддержки 346 организациям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в малых и средних городских поселениях.

Согласно Указу в 2007–2010 годах эти организации вправе уплачивать налог на прибыль в размере 50 процентов ставки, установленной законодательством; освобождаются от уплаты налога с пользователей автомобильных дорог и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки.

Советам депутатов областного и базового территориальных уровней предоставлено право устанавливать в 2007 – 2010 годах для организаций, реализующих инвестиционные проекты по модернизации производства с целью выпуска конкурентоспособной продукции, созданию новых рабочих мест в малых и средних городских поселениях, льготы по налогу на недвижимость, земельному налогу и налогу за использование природных ресурсов (экологическому налогу) в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов.

• Декрет Президента Республики Беларусь 20 декабря 2007 г. № 9 ”О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов“

В соответствии с документом с 1 января 2008 года к организациям и индивидуальным предпринимателям, работающим в сельской местности, применяется особый порядок налогообложения.

Так, в течение 2008 – 2012 годов такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налога на прибыль и налога на недвижимость. Для них предусматривается снижение платы за получение специальных разрешений (лицензий), что позволит снизить затраты на организацию и ведение предпринимательской деятельности в сельской местности.

С целью снижения затрат на строительство объектов в сельской местности в период до 2011 года Декрет освобождает организации, имеющие право применять особый порядок налогообложения и осуществляющие ремонтно-строительные, а также специальные монтажные работы в сельской местности, от перечисления средств в инновационные фонды отраслевых министерств и концернов. Освобождаются от таких платежей также организации, выполняющие ремонтно-строительные и специальные монтажные работы на территории сельских населенных пунктов для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на применение особого порядка.

Освобождены от уплаты таможенных платежей и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию республики технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд организации, производящие продукцию, выполняющие работы, оказывающие услуги в сельской местности.

В целях снятия излишних барьеров в получении финансовых средств банкам предоставлено право выдавать кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям, реализующим инвестиционные проекты в сельских населенных пунктах, в размере, эквивалентном сумме не более 20 000 евро, без обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору.

Из сферы действия особого порядка исключены организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие одновременно хозяйственную деятельность на других территориях, в целях недопущения возможных злоупотреблений в виде фиктивной регистрации на территориях, где установлен особый порядок.

Особый порядок не будет применяться при осуществлении отдельных высокодоходных и требующих специального контроля видов деятельности, а также в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, для которых установлены иные льготные режимы деятельности.

Кроме того, Декрет предоставляет право перейти на уплату единого налога организациям, выручка которых от реализации произведенной продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов выручки, исчисленной от всей деятельности.

Реализация мер, предусмотренных Декретом, создает в сельских населенных пунктах и агрогородках благоприятные условия для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечивает экономические предпосылки для долгосрочного и устойчивого развития этих территорий.

• Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)“

Действие Декрета распространяется на населенные пункты с численностью населения до 50 тыс. человек. Для всех коммерческих организаций, в том числе с иностранными инвестициями, которые будут создаваться и действовать после 1 апреля 2008 г. на этих территориях предусмотрен ряд налоговых льгот и гарантий на пять лет со дня их создания.

В частности, такие коммерческие организации будут освобождены от уплаты:

налога на прибыль и сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
других налогов и сборов (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, налога на доходы от операций с ценными бумагами, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога за использование природных ресурсов (экологического налога), налогов, исчисляемых удерживаемых и перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента).
Кроме того, они будут освобождены от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду.

Одновременно Декретом предоставляется ряд дополнительных прав коммерческим организациям при производстве товаров (работ, услуг) собственного производства и их реализации. Так они могут:

самостоятельно определять условия, объемы, виды закупаемого сырья, комплектующих и материалов, а также условия, объемы и виды реализации произведенной продукции, товаров (работ, услуг) собственного производства;
самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, за исключением социально значимых товаров по перечню, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;
самостоятельно определять поставщиков товаров (работ, услуг) для собственного производства или покупателей товаров (работ, услуг) собственного производства;
устанавливать по своему усмотрению заработную плату своим работникам, но не ниже ее минимального размера, определенного Советом Министров Республики Беларусь;
страховать свое имущество и риски не только у белорусских, но и у иностранных страховщиков.
В целях защиты интересов республики в Декрете установлены виды деятельности, на которые указанные льготы не будут распространяться, например, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность, связанную с обороной страны, производством оружия и боеприпасов, переработкой наркотических средств, производством алкогольной продукции, табачных изделий.

Реализация Декрета будет способствовать:

ускоренному развитию малых населенных пунктов путем создания новых производств;
технологической модернизации реального сектора экономики;
повышению экспортного потенциала и нормализации платежного баланса страны;
решению проблемы занятости и повышению уровня жизни жителей этих населенных пунктов;
увеличению доходов местных и республиканского бюджетов.
• Указ Президента Республики Беларусь от 21 января 2008 г. № 28 ”О внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 г. № 225“

Указ расширил перечень видов ремесленной деятельности с целью дальнейшего развития данной сферы в сельской местности и в агрогородках, повышению занятости населения и легализации деятельности, осуществляемой физическими лицами.

Так, в соответствии с Указом, теперь ремесленной деятельностью будет считаться художественная обработка дерева (резьба), изготовление изделий ручной вышивки, некоторых видов обуви, игрушек из ткани, кожи, соломы, глины, ремонт гужевых повозок и саней.

Таким образом, государством стимулируется дальнейшее развитие ремесленной деятельности, которая характеризуется мелкотоварным характером производства, не является высокодоходной и ориентирована в большей степени на занятость граждан, проживающих в сельской местности и небольших городах республики.

В то же время Указом из ремесленных видов деятельности исключены занятия, которые под видом такой деятельности поставлены на поток. Например, это касается массового изготовления дорогостоящих кованых изделий: каминных решеток, лестниц и заборов.

Данный Указ также конкретизировал возможность каждого ремесленника осуществлять в календарном году несколько видов ремесленной деятельности, уплачивая при этом одну базовую величину (а не за каждый вид в отдельности).

Указом также определен размер декларируемого ремесленниками дохода за календарный год – 100 базовых величин. При его превышении будет взиматься сбор в размере 10% с суммы превышения. Точное определение размера доходов граждан необходимо также и для начисления пособий, пенсий, алиментов, получения кредитов, путевок на санаторно-курортное лечение и в некоторых других случаях.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

• Указ Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144 ”О признании утратившими силу некоторых указов (отдельного положения Указа) Президента Республики Беларусь“

Данным Указом в Республике Беларусь отменен институт особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами.

Отказ от этой нормы будет способствовать созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Беларуси и достижению в 2008 году прогнозных параметров экономического роста, а также повышению рейтинга Беларуси на международном уровне и защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг.

• Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 ”О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества”

Указом установлена возможность осуществлять продажу неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, и расположенного в небольших населенных пунктах, а также в сельской местности, на аукционе с начальной ценой продажи, равной одной базовой величине. Разрешена передача такого имущества в безвозмездное пользование индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам под конкретные инвестиционные проекты.

В целях эффективного использования государственного имущества установлена ответственность руководителей государственных унитарных предприятий за невовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества.

• Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 ”О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций”

В Указе предусмотрены условия продажи в процессе приватизации негосударственным юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций на конкурсной основе при условии предоставления ими инвестиционного проекта, прошедшего в установленном законодательством порядке экспертизу по развитию организации-покупателя, в том числе в части использования приобретенного предприятия как имущественного комплекса.

Обязательными условиями продажи по конкурсу предприятия в целом как имущественного комплекса являются:

реализация организацией-покупателем инвестиционного проекта, социальных программ приобретаемого предприятия;
сохранение рабочих мест на период погашения задолженности убыточной государственной организации, создание дополнительных рабочих мест в соответствии с инвестиционным проектом;
принятие на себя организацией-покупателем неисполненных обязательств убыточной государственной организации по уплате налогов, сборов (пошлин), процентов, взимаемых в соответствии с налоговым и таможенным законодательством, ссудам, займам, иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты (включая государственные целевые бюджетные фонды), а также по платежам в государственный внебюджетный Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты, по экономическим санкциям, уплате штрафов и начисленных пеней за нарушения законодательства, иным неисполненным обязательствам;
заключение организацией-покупателем договора аренды земельного участка.
Начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса устанавливается в размере 20% его оценочной стоимости на первое января текущего года. При оценочной стоимости, равной нулю или имеющей отрицательную величину, цена продажи составит одну базовую величину.

Организациям-покупателям, приобретшим предприятие как имущественный комплекс, предоставляется отсрочка на три года погашения задолженности в части задолженности приобретенной убыточной государственной организации:

по уплате налогов, сборов (пошлин) в республиканский бюджет (кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации);
по таможенным платежам в соответствии с таможенным законодательством;
по возврату бюджетных займов, включая проценты за пользование ими, и бюджетных ссуд.
Кроме того, организациям-покупателям предоставляется рассрочка на 6 лет по оплате приобретенного предприятия как имущественного комплекса.

Реализация Указа будет способствовать сокращению количества убыточных государственных организаций, привлечению инвестиций в целях модернизации указанных предприятий, дополнительным поступлениям доходов в бюджет и созданию новых рабочих мест.

• Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 "Об изъятии и предоставлении земельных участков"

Указ является консолидированным нормативным правовым актом, регулирующим основные вопросы изъятия и предоставления земельных участков, позволяющим перенести решение соответствующих вопросов на места.

Документ направлен на дебюрократизацию работы местных исполнительных органов и призван обеспечить доступность, простоту и оперативность принятия решений о выделении земельных участков.

В целях обеспечения открытости и доступности информации о землях, которые могут быть предоставлены гражданам, на местные исполнительные комитеты возложена обязанность формировать и распространять всеми доступными способами (на информационных стендах и официальных интернет-сайтах местных исполнительных комитетов, через средства массовой информации и т.д.) перечни свободных (незанятых) земельных участков. В том числе – и с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящимися в населенных пунктах, на территории районов, включая садоводческие товарищества, дачные кооперативы. Они могут быть предоставлены гражданам для строительства жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства. Информация о наличии таких земельных участков должна быть полной и достоверной.

Указом установлено общее правило предоставления земельных участков на всей территории Республики Беларусь – только по результатам аукционов. Гражданам без аукционных торгов будут предоставляться земельные участки для ведения личного подсобного, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокоса, выпаса скота, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, а также для оформления прав на земельные участки, на которых уже построены объекты недвижимости.

Наряду с этим без аукционов будут предоставляться земельные участки для строительства жилых домов гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в населенных пунктах и работающим в этих населенных пунктах или на территории районов, в которых находятся такие населенные пункты. Исключением в данном случае являются областные центры и г. Минск. Для строительства жилья без аукционов их жители, а также граждане, постоянно работающие в этих городах, желающие приобрести земельные участки в сельской местности для строительства жилых домов, смогут это сделать только по результатам аукционов. Вместе с тем, Указ предоставляет право таким гражданам в последующем отчуждать приобретенные на аукционе участки и без построенных на них жилых домов л ибо до окончания строительства.

Для строительства и обслуживания многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности) земельные участки будут предоставляться только в постоянное и (или) временное пользование, а не в аренду, что позволит удешевить стоимость возводимого жилья.

При приобретении земельных участков в аренду, в том числе по результатам аукционов, закрепляется возможность получения рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды. Такая рассрочка будет предоставляться областными, Минским городским, городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами.

В целях исключения бюрократизма в решении вопросов изъятия и предоставления земли, сокращения сроков вынесения окончательных решений о выделении земельных участков, Указом упрощен общий порядок принятия таких решений и введена возможность осуществления процедуры отвода земельных участков параллельно с подготовкой проектной документации на строительство. Это позволит лицам, заинтересованным в предоставлении земельных участков, значительно снизить свои инвестиционные риски, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении истребуемых земельных участков.

С учетом того, что Указом расширяется компетенция местных исполкомов, для исключения возможных злоупотреблений закреплена ответственность (вплоть до уголовной) должностных лиц этих органов власти за необоснованный отказ в изъятии и предоставлении земли либо в заключении договора аренды земельного участка, а также за нарушение порядка представления земельных участков и распространения информации о них.

• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2008 г. № 365 "Об утверждении Положения о порядке предоставления юридическим и физическим лицам в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест"

Постановление определяет порядок предоставления юридическим и физическим лицам в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест, находящихся в собственности Республики Беларусь, а также находящихся в собственности хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

Предоставление в безвозмездное пользование помещений осуществляется при наличии разработанных, согласованных и утвержденных в установленном законодательством порядке бизнес-планов инвестиционных проектов на срок их реализации и в соответствии с условиями договора безвозмездного пользования.

Договор безвозмездного пользования заключается с республиканским юридическим лицом либо хозяйственным обществом, в чей собственности находится помещение.

Договор должен отдельным разделом отражать обязательства юридического, физического лица по созданию рабочих мест, а также предусматривать ответственность юридического, физического лица за невыполнение обязательств по договору.

В обязательствах по созданию рабочих мест должны быть определены количество создаваемых рабочих мест, наименование и количество вводимых специальностей, срок создания рабочих мест, обязанность по сохранению в течение срока действия договора безвозмездного пользования помещениями действующих рабочих мест. Создание рабочих мест может производиться единовременно или согласно установленному графику по периодам.

Невыполнение обязательств по созданию рабочих мест является основанием для расторжения договора безвозмездного пользования помещениями и дает право арендодателю взыскать за пользование помещениями арендную плату, рассчитанную в соответствии с действующим законодательством за весь период пользования помещениями и пеню в процентах от суммы арендной платы в размере ставки рефинансирования Национального банка.

Постановление содержит норму, рекомендующую облисполкомам и Минскому горисполкому установить порядок предоставления юридическим и физическим лицам в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест, находящихся в коммунальной собственности.

Принятие постановления дает возможность вовлекать в хозяйственный оборот неиспользуемые помещения, способствует развитию предпринимательства, увеличению производства, содействует повышению занятости населения и, как следствие, обеспечению социальной стабильности общества.

 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

• Указ Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 42 ”О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь о свободных экономических зонах“

Нормами указа предусмотрено:

установление гарантий для резидентов СЭЗ о неизменности в течение семи лет специального правового режима в части налогообложения;
совершенствование процедур, связанных с формированием перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами СЭЗ;
совершенствование порядка регистрации резидентов СЭЗ;
установление льготных условий по арендной плате за земельные участки, предоставляемые резидентам СЭЗ для реализации инвестиционных проектов;
дополнительное освобождение резидентов СЭЗ от налога на недвижимость и транспортные средства, на приобретение автомобильных транспортных средств, отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры;
освобождение от обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь;
закрепление в качестве критерия для регистрации в качестве резидента СЭЗ соответствия заявленного объема инвестиций в реализацию инвестиционного проекта сумме, эквивалентной не менее одного миллиона евро;
оказание содействия со стороны государства в финансировании строительства и развития объектов инфраструктуры, необходимых для реализации таких проектов для резидентов СЭЗ, реализующих крупные инвестиционные проекты.
Полные тексты нормативных актов здесь




 
сундук