Погубим лизинг вместе
Если отечественная продукция продается за рубеж, это означает, что затраты по ее производству возмещаются налогоплательщиками других стран. Они же компенсируют зарплату наших работников и налоги в белорусский бюджет. При импорте все происходит наоборот. Именно поэтому республика поддерживает экспортеров, в том числе и лизингодателей. Для государственной поддержки главное – целесообразность и недопущение степени ухудшения финансового положения предприятий.
Основными потребителями автомобильной и сельскохозяйственной техники, выпускаемой в Беларуси, является Россия и другие страны СНГ. И потребители, и производители заинтересованы в нашей технике. И одной из форм увеличения ее производства и сбыта является лизинг.
Для сохранения баланса интересов между производителями и лизингодателями страны СНГ приняли ряд межгосударственных соглашений. Это Конвенция о межгосударственном лизинге, подписанная в г. Москве 25.11.1998 г. (ратифицирована Законом РБ от 9.11.1999г N 309-3), и Концепция развития лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов в государствах – участниках СНГ, подписанная в Москве 3.12.2004 г.
Если Конвенция обязательна к применению и ограничена только национальным законодательством подписавших ее сторон, то положения Концепции могут быть приняты и учтены этим национальным законодательством.
Конвенцией, кроме финансового и оперативного лизинга, предусматриваются использование таких механизмов, как возвратный, компенсационный и бартерный лизинг, а также сочетание всех возможных вариантов, если они предусмотрены национальным законодательством сторон. В Беларуси это Гражданский кодекс и Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 31.12.1997 № 1769 (далее – Положение № 1769), где упоминаются лишь финансовый и оперативный лизинги. Но это не означало, что лизинговые платежи нельзя было возместить продукцией, произведенной с помощью объекта лизинга (компенсационный лизинг), или другим товаром (бартерный лизинг).
Концепцией развития лизинга сельскохозяйственной техники в СНГ в условиях низкой платежеспособности многих сельских лизингополучателей, затрудняющей оплату лизинговых платежей в денежной форме, также предусматривалось применение в национальных законодательствах стран-участниц расчетов продукцией (в натуральной форме), произведенной с использованием предмета лизинга.

Как закрыть расчеты

С 1 августа 2005 г. согласно Указу от 15.08.2005 № 373 при осуществлении предпринимательской деятельности субъекты хозяйствования на территории Республики Беларусь не имеют права заключать договоры мены, а также прекращать обязательства по возмездным договорам новацией, предоставлением взамен исполнения отступного без поступления денежных средств. Статья 538 ГК определяет договор мены как сделку, по которой каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Следовательно, если изначально договором лизинга (аренды) определена форма расчетов продукцией или другим товаром, то требования Указа № 373 не нарушаются. Однако прекращение обязательств по возмездным договорам новацией, предоставлением взамен исполнения отступного без поступления в установленном порядке денежных средств запрещено.
Заметим, что Указом № 373 разрешен зачет встречных однородных требований только по договорам купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг в связи с использованием товаров (работ, услуг) в собственном производстве. Договоры аренды и лизинга здесь не упомянуты.
Лизингодатель находится в особо сложных экономических условиях. С одной стороны, он является заемщиком и находится под контролем и давлением заимодателя, с другой стороны, он сам является заимодателем и вынужден осуществлять контроль и давление на своих заемщиков. Лизингодатель – это посредник между владельцами кредитных ресурсов, продавцами и покупателями.
При осуществлении лизинговой деятельности системно возникают ситуации, когда лизингополучатель допускает просрочку в оплате лизинговых платежей. Положение усугубляется, если лизингополучателем является нерезидент. Правда, лизинговые сделки и кредиты обычно обеспечиваются залогом объекта лизинга, страхованием этих объектов и самой сделки. Но все это обеспечение предназначено для банка. Поэтому лизингодатели вынуждены возвращать объекты и снова передавать их в лизинг или менять лизингополучателей по ходу исполнения сделки. Каждый день простоя объекта приносит убытки. Но наше законодательство не приспособлено для минимизации рисков лизингодателей.

Если нельзя сдать повторно...

Согласно ст.636 ГК по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Договор финансового лизинга, условия которого не выполнены и объект в результате возвращен лизингодателю, считается досрочно прекращенным. И если объект лизинга возвращается лизингодателю в результате расторжения договора финансового лизинга, то повторная сдача этого объекта в аренду уже не будет финансовым лизингом, даже если договором предусматривается выкуп объекта.
Положением о лизинге (п.п. 1.4 и 1.5) финансовый лизинг определен несколько иначе – это соглашение между лизингодателем и лизингополучателем об установлении прав и обязанностей по поводу приобретения лизингодателем в собственность указанного лизингополучателем объекта лизинга у определенного последним продавца (поставщика) и предоставления лизингополучателю объекта лизинга либо предоставления лизингодателем лизингополучателю ранее приобретенного объекта лизинга за плату во временное владение и пользование, при котором лизинговые платежи в течение договора лизинга, заключенного на срок не менее одного года, возмещают лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75% его первоначальной (восстановительной) стоимости независимо от того, будет ли сделка завершена выкупом объекта лизинга лизингополучателем, его возвратом или продлением договора лизинга на других условиях.
Следовательно, для того, чтобы повторная сдача возращенного объекта лизинга считалась финансовой, его остаточная стоимость должна быть больше 75% первоначальной стоимости на величину выкупной платы. Однако объект лизинга все равно нельзя сдать повторно. Поскольку лизингодатель является его собственником, продавец отсутствует. Стало быть, речь может идти только об аренде с выкупом.

... И если можно

Если объект, сданный в лизинг, учитывается на балансе лизингодателя на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", то его возврат в соответствии с п.11.5 Инструкции о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций, утв. постановлением Минфина от 30.04.2004 № 75, должен при использовании в дальнейшем для собственных целей отражаться в учете лизингодателя записью:
Д-т сч. 01 "Основные средства" – К-т сч. 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
Что такое «собственные цели», Инструкция не разъясняет. Впрочем, в уставе любого предприятия определена главная цель – хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли, извлечение прибыли, удовлетворение экономических и социальных интересов учредителей и работников предприятия. Для лизингодателей «собственные цели» могут включать использование объекта для сдачи в лизинг, аренду, или для продажи.
Заметим, что на счете 01 возвращенный объект лизинга учитывается по первоначальной стоимости.
Однако в случае учета объекта лизинга на балансе лизингополучателя, возврат объекта лизинга у лизингодателя отражается несколько иначе (см. п.12.5 Инструкции № 75):
Д-т сч.08 "Вложения во внеоборотные активы" – К-т сч.58 "Финансовые вложения" – на сумму остаточной стоимости по графику платежей;
Д-т сч.08 – К-т сч.сч.10, 60, 70, 69, 68 и др. – на сумму расходов связанных с доведением объекта в состояние, пригодное к дальнейшей сдаче в лизинг;
Д-т сч.01 – К-т сч.08 или Д-т сч.03 – К-т сч.58.
То есть Инструкция в этом случае предполагает возможность повторного учета на счете 03 и сдачи объекта в лизинг. Тогда объект приходуется на счет 01 по остаточной стоимости, которая и будет являться новой первоначальной стоимостью, от которой и будет исчисляться уровень амортизации при финансовом лизинге в размере 75%.
Вопрос возможности повторного финансового лизинга и лизинга имущества, приобретенного до подписания договора, в т.ч. бывшего в употреблении, законодательно не урегулирован.
Проблема учета возвращенных объектов при прекращении договоров лизинга влечет за собой новый вопрос. Согласно п.2 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утв. постановлением МНС от 31.01.2004 № 16, основные средства определены как амортизируемые объекты, учитываемые на счетах бухучета в составе основных средств, а также объекты, приобретаемые для передачи их в аренду, за исключением объектов аренды, приобретаемых арендодателями для передачи их на условиях финансовой аренды с обязательным выкупом. И если в данной Инструкции понятие финансовой аренды определяется ГК, а не Положением № 1769, то в целях налогового учета возвращенные объекты должны учитываться в составе основных средств.
Если же лизингодатель учтет возвращенные объекты на счете 01, то при передаче их в лизинг возникнет вопрос учета инвестиционных расходов при определении налоговой базы единого платежа.
Пунктом 21.7 Инструкции о порядке реализации взимания сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в 2006 году, утв. постановлением МНС от 23.01.2006 № 8 (далее – Инструкция № 8), установлено, что организации, осуществляющие лизинговую деятельность, исчисляют платежи от дохода, определяемого как разница между общей суммой причитающихся (полученных) лизинговых платежей и суммой платежей, возмещающих инвестиционные затраты, а также от суммы возмещения стоимости объекта лизинга, превышающей первоначальную балансовую стоимость объекта с учетом переоценки.
Едва ли не главная головная боль для наших субъектов хозяйствования и специалистов – это отсутствие единой терминологии, обязательной для всех нормативных актов. Различия в терминах допускают различные, порой прямо противоположные трактовки, каждая из которых влечет за собой свои финансовые последствия...

Чтоб боялись свои и чужие

Дальнейшее развитие лизинга в республике зависит не только от экономических условий и от совершенствования законодательных норм.
Чтобы заставить лизингополучателя, допускающего просрочку платежей, выполнить свои обязательства надлежащим образом, весьма эффективным способом является подача в суд иска о расторжении договора лизинга с обязательным арестом автотехники в качестве меры обеспечения иска. Правда, судьи иногда отказывают в наложении ареста на объекты лизинга, которые являются собственностью истца (лизингодателя), если суть исковых требований состоит только в расторжении договора. Однако сама угроза возможности ареста объекта лизинга уже вынуждает лизингодателя платить.
Отсутствие действенной специальной процедуры изъятия объекта лизинга в случае нарушения лизингополучателем своих обязательств – серьезная проблема лизингодателей. В настоящее время не существует какой-либо упрощенной процедуры изъятия объектов лизинга в случае просрочки лизингодателем лизинговых платежей и (или) других существенных нарушениях договора лизинга. В любом случае лизингодатель может только обратиться в суд, предъявив иск о присуждении исполнения в рамках общей судебной процедуры.
Как известно, статья 420 ГК предусматривается три основных способа прекращения (изменения) любого договора:
1) по соглашению сторон;
2) по требованию одной из сторон в судебном порядке:
в случае существенного нарушения другой стороной условий договора;
в иных случаях, предусмотренных законодательством или договором;
3) в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения обязательств по договору в предусмотренных соглашением или законодательством случаях.
Но в ГК, как и в специальных нормативных актах, касающихся лизинга, не прописана возможность одностороннего отказа лизингодателя от исполнения обязательств в предусмотренных договором случаях серьезного нарушения лизингополучателем условий договора. Так, вопросы прекращения договора финансовой аренды (лизинга) как вида договора аренды регламентируются в главе 34 ГК. Одним из видов прекращения договора аренды является расторжение по требованию стороны в судебном порядке (статьи 582, 583, 586, 587, 590, 591 ГК).
Но применимы ли к отношениям аренды общие нормы ГК о прекращении обязательств, и не являются ли положения о прекращении договора аренды только в судебном порядке единственно возможными?
В связи с тем, что в основной своей массе суммы лизинговых сделок, и, соответственно, суммы исков внушительные, размеры госпошлин вынуждают лизингодателей ограничивать количество исков, и решать проблемы неплатежей изменением графиков и расторжением договоров во внесудебном порядке. Но не каждого лизингополучателя удается уговорить или напугать.
Кстати, в России лизингополучатель обязан систематически представлять лизингодателю балансы и отчеты о своем финансовом состоянии. При этом сотрудники лизингодателя, а если договор стратегический, то и сотрудники банка-кредитодателя периодически проверяют объекты на местах.
Если же белорусский лизингодатель заключит договор лизинга с выкупом с резидентом РФ, и тот своевременно не вносит лизинговые платежи, то арсенал воздействия невелик. В силу ст. 375 ГК в целях уменьшения размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, лизингодатель будет звонить, посылать письма, выставит требования в банк РФ. Наконец, направит к дебитору своих представителей, добьется в судебном порядке ареста и возврата объекта.
Иногда чтобы получить платежи достаточно лишь части этих мер. Но чаще всего в ход идут все средства. Ведь суд длится месяцами, а лизинговые платежи начисляются по графику.

Время не ждет

Существует мнение, что Указ Президента от 4.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 7), регулирует только поступление выручки по внешнеторговым договорам по возмездной передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг, но не касаются аренды (лизинга). Я тоже придерживаюсь этого мнения. Но поскольку договор лизинга предполагает выкуп, то вполне вероятно, что нормы Указа № 7 могут касаться и лизинга. Для этого есть все основания.
Под внешнеторговой операцией согласно Указу № 7 понимается каждая экспортная (импортная) отгрузка (поставка) товаров по отдельной таможенной декларации, каждый этап выполнения работ (оказания услуг), оформленный отдельным актом о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг) либо иным документом, предусмотренным законодательством, а также каждый проведенный (полученный) платеж
Положением о таможенном документе "Грузовая таможенная декларация", утв. приказом ГТК от 9.07.1998 N 246-ОД, определено, что таможенная декларация – это заявление на использование товаров в определенных таможенных режимах, и только декларация "Паспорт сделки" является заявлением на регистрацию контракта в таможенных органах для целей валютного контроля или контроля за нетарифными мерами регулирования внешнеэкономической деятельности.
Для объектов аренды (лизинга) предусмотрены два таможенных режима – временного ввоза и свободного обращения. И поскольку в соответствии со ст. 168 ТК, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь, подлежат декларированию в таможенном органе РБ, то должна оформляться таможенная (статистическая) декларация. Будут также оформлены накладные, подтверждающие отгрузку (CMR, ТТН или ТН), акт передачи, спецификация, счета-фактуры, график уплаты лизинговых платежей.
Объект лизинга в целях таможенного оформления с точки зрения ст.5 Закона от 5.12.1997 N 98-3 "О таможенном тарифе" является товаром как «любое движимое имущество, в т.ч. валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, предназначенных для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование».
В соответствии с п. 2.9 Указа № 7 датой отгрузки товаров по внешнеторговому договору считается день их таможенного оформления в таможенных режимах, предусмотренных ТК (за исключением транзита). Если в соответствии с законодательством таможенное оформление не производится, датой отгрузки товаров считается дата их отпуска со склада, произведенного в установленном порядке. Именно с этих дат начинает исчисляться 90-дневный срок для поступления денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) и 60-дневный срок для поступления товаров, выполнения работ, оказания услуг при неденежной форме прекращения обязательств.
Указом № 7 дано понятие экспорта – как передачи резидентом РБ товаров, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту РБ. Поскольку объект лизинга также является товаром, а лизинговая сделка является возмездной, то передача объекта лизинга является экспортом в целях применения Указа № 7.
Если сроки поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг превышают сроки, установленные Указом № 7, то субъект хозяйствования обязан оформить их продление. При этом, если сроки поступления денежных средств, товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеторговым договорам, связанным с проведением платежей на счета либо со счетов резидентов РБ, превышают 180 календарных дней, их продление осуществляется Минторгом при наличии согласования с Национальным банком, поскольку это уже операция, связанная с движением капитала.
В связи с тем, что окончание лизинговой сделки предполагает выкуп объекта, который может совершиться по истечении срока договора, значительно превышающего установленные Указом № 7 сроки, то без разрешений Нацбанка можно будет проводить только валютные операции, указанные в ст. 10 Закона от 22.07.2003 № 226-3 "О валютном регулировании и валютном контроле", в т.ч. расчеты по договорам аренды. Согласно Правилам проведения валютных операций, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.04.2004 № 72 (п.17), допускается увеличение сроков продления операций для договоров аренды, к которым относятся и договора лизинга.
Однако субъектам хозяйствования требуется иметь разрешения Минторга, поскольку Положением о порядке продления сроков проведения внешнеторговых операций, утв. постановлением Минторга от 4.01.2002 № 1, где автоматическое продление сроков проведения внешнеторговых операций по договорам аренды (лизинга) не предусмотрено.
При просрочках лизингополучателями – нерезидентами лизинговых платежей на срок свыше 90 дней, лизингодателю грозят санкции за непоступление валютной выручки, даже если он обратился с иском о расторжении договора и возврате объектов лизинга в суд. И субъект хозяйствования, осознавая, что сроки уже прошли, все равно предпочитает получить деньги. Ведь непоступление экспортной выручки грозит как штрафными санкциями по Указу № 7, так и уголовной ответственностью. В соответствии со ст. 225 Уголовного кодекса невозвращение должностным лицом из-за границы валюты в особо крупном размере (2000 БВ), подлежащей обязательному зачислению на счет в банке, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до 4 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.

Снять выручку

Взыскание суммы долга, неустойки в России часто невозможно. Лизингодатели порой получают письма от судебных исполнителей об отсутствии должников либо об отсутствии имущества, на которое может быть наложено взыскание, или письма кризисных управляющих о банкротстве должника, или иное. Но сделано главное – объект возвращен лизингодателю.
После этого он должен быть отражен в учете, как предписано п. 11.5 Инструкции № 75 – при возврате объекта лизинга лизингодателю и использовании его в дальнейшем для собственных целей первоначальная стоимость объекта лизинга списывается
Д-т сч.01 – К-т сч. 03.
Теперь лизингодателю предстоит откорректировать лизинговые платежи, и в соответствии с тем же п. 11.5 Инструкции он должен на сумму недополученных лизинговых платежей закрыть задолженность лизингополучателя сторнировочной записью:
Д-т сч. 62 – К-т. сч.98 "Доходы будущих периодов".
Но если лизингодатель отражает выручку по отгрузке, то эти платежи уже включены в реализацию по графику. Следовательно, неоплаченные лизинговые платежи должны отсторнироваться с уже отраженной выручки, и, соответственно, начисленная амортизация должна восстановиться на счет 02. Однако этот порядок восстановления уже списанных в реализацию платежей и амортизации Инструкцией № 75 не определен.
С учетом ускоренной амортизации объект лизинга на дату его возврата по данным бухучета стоит гораздо меньшую сумму, чем его реальная стоимость, и при реализации лизингодателем объекта лизинга третьему лицу, продажная цена в разы перекрывает саму остаточную стоимость объектов лизинга, а также просроченные и недополученные суммы лизинговых платежей.

Слово за НДС

При исчислении НДС у лизингодателей возникают две основные проблемы. Первая – как в соответствии с Законом от 19.12.1991 N 1319-XII "О налоге на добавленную стоимость" (далее – Закон об НДС) и Инструкцией № 16 уменьшить выручку на сумму недополученных платежей при лизинге на территории республики. Вторая проблема та же, но при международном лизинге в РФ.
Действующее налоговое законодательство в отличие от ГК и нормативных актов по бухучету рассматривает лизинг как услугу. Порядок исчисления НДС лизингодателями, реализующими имущество по договорам лизинга, регулируется п. 1.1.6 ст. 2 Закона об НДС и п. 5.1.6 Инструкции № 16. Объектом налогообложения признается передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю, т.е. обороты по реализации услуг по сдаче объекта в лизинг за вычетом контрактной стоимости объекта лизинга (далее – вознаграждение) и контрактная стоимость объекта лизинга. Разделение объектов налогообложения в одном договоре лизинга означает, что при определенных обстоятельствах лизингодатель имеет право на применение льготы в части контрактной стоимости объекта лизинга при обложении налогом по нулевой ставке (см. п. 1.1.1 ст. 11 Закона об НДС).
Пункт 82 Инструкции №16 регламентирует порядок корректировки сумм налога при возврате покупателем объектов продавцу. В случае такого возврата или уменьшения (увеличения) стоимости объектов у продавцов на сумму оборота по реализации по этим объектам уменьшаются (увеличиваются) обороты по реализации того налогового периода, в котором произведен возврат объектов (уменьшение или увеличение стоимости объектов).
Нормы п. 82 Инструкции № 16 можно было бы применить и лизингодателю, если бы не были разделены объекты налогообложения на контрактную стоимость объекта и на вознаграждение. В нашем-то случае возвращается объект лизинга по исковой стоимости, но не услуга, которая оказана.
Кстати, кроме НДС следует начислить и целевые платежи в соответствии с Инструкцией № 8. А вот в ней перерасчет налоговой базы в связи с возвратом объектов не предусмотрен.
Если бы законодательством, в т.ч. налоговым, допускалась возможность остановки начисления лизинговых платежей хотя бы на момент подачи иска в суд, проблема уже решилась бы наполовину. Пока же лизингодатели предусматривают остановку платежей в договорах, но с момента просрочки до момента подачи иска в суд неоплаченная сумма лизинговых платежей отражается в реализацию и с нее исчисляются налоги.
С введением в действие Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 г. при лизинге в Россию применяется нулевая ставка НДС.
Порядок применения нулевой ставки определен гл.16 Инструкции от 31.01.04 № 16. Применение ставки НДС 0% должно обосновываться рядом документов, которые представляются в ИМНС в течение 90 дней после отгрузки объекта лизинга. При этом на услуги действие Соглашения не распространяется и по вознаграждению применяется стандартная ставка. Таким образом, отражение реализации по одному договору расходится во времени – стандартная ставка отражается по учетной политике, реализация по ставке 0% откладывается до момента оплаты и документального подтверждения.
Заметим, что основным условием применения нулевой ставки является обязательный выкуп объекта и получение выручки на счет. Если же суммы лизинговых платежей не получены и объект возвращен, то в целях налогообложения договор финансового лизинга превращается в договор аренды и со всей стоимости услуги, включая контрактную стоимость, следует уплатить НДС. Если же стороны надеялись на нулевую ставку НДС и сумма налога не была предъявлена лизингополучателю, то источником ее погашения не будет полученная (подлежащая получению) в части контрактной стоимости объекта выручка. Сумма НДС в этом случае согласно Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете НДС, утв. постановлением Минфина от 16.12.2003 № 176, и письму МНС от 21.07.2005 № 2-2-13/21698 подлежит списанию на внереализационные расходы.
Заметим, что не всегда контрактная стоимость объекта совпадает с его балансовой стоимостью. При исчислении целевых платежей в соответствии с Инструкцией № 8 выручка (доход), в т.ч. от сдачи имущества в аренду (лизинг), принимается для определения налоговой базы на дату реализации, устанавливаемую в зависимости от учетной политики по оплате либо по отгрузке товаров (работ, услуг) с учетом постановления Совмина и Нацбанка от 11.08.1993 № 536/20 "О мерах по упорядочению торгово-экономических отношений и взаиморасчетов с государствами, ранее входившими в СССР". Т.е. срок отражения в налоговую базу для целевых платежей определяется либо отгрузкой, либо 60-м днем, либо оплатой.
При этом из налоговой базы исключаются суммы НДС, уплачиваемые из выручки, а также сумма налога на добавленную стоимость по товарам, отгруженным со ставкой НДС в размере 0%, подлежащая уплате в бюджет и отнесенная на внереализационные расходы в случае неподтверждения данной ставки налога в установленном законодательством порядке и установленные сроки.
Таким образом, при наличии только одного договора лизинга, можно ежемесячно в течение года подавать уточненные расчеты.
Еще одну проблему НДС при лизинге в Россию порождает законодательство наших соседей. Финансовая аренда (лизинг) с правом выкупа расценивается налоговыми органами РФ как импорт товара (реализация), в связи с чем лизингополучатель (резидент РФ) обязан сразу после ввоза объектов лизинга уплатить в бюджет НДС от всей суммы договора лизинга. В то же время сама передача объектов лизинга лизингодателем лизингополучателю еще не есть реализация объектов, т.к. право собственности на них на весь срок лизинга остается за лизингодателем. Фактически объекты лизинга считаются реализованными только тогда, когда сделка заканчивается выкупом объекта. Таким образом, лизингополучатель на сумму уплаченного НДС при ввозе вносит аванс. Кроме того, НДС по вознаграждению, предъявленный лизингодателем лизингополучателю РФ, у последнего не принимается к вычету. Но если лизингодатель в обеспечение собственных расходов на случай расторжения договора заложит в цену 18% суммы сделки, то сделка лизинга может вообще не состояться. Все это отрицательно влияет на эффективность и количество сделок лизинга между нашими странами.
Проблемы лизинга, описанные в настоящей статье, далеко не единственные. И если мы хотим успешно развивать эту сферу деятельности, их нужно решать.

Людмила ГРИНЬ, аудитор

http://www.bankrot.by



сундук