Отзывы о банках



Первый оранжевый
 23 декабря 2009 г.

Первый оранжевый

Еще в начале нынешнего десятилетия в банковской системе нашей страны наблюдалась асимметричная ситуация. Был явный лидер, который занимал главенствующие позиции на всех основных сегментах рынка. Остальные банки концентрировали свои усилия на обслуживании ограниченного круга клиентов. Конкуренция практически отсутствовала.

За прошедшее время положение дел заметно изменилось - лидирующие позиции одного банка уже не кажутся столь неоспоримыми, а конкуренция становится все более ощутимой. Это связано как с приходом на рынок новых «игроков», так и динамичным развитием банков, стоявших у истоков создания банковской системы страны.

К числу таких банков, безусловно, относится открытое акционерное общество «Белагропромбанк».

О сегодняшних позициях банка, планах его дальнейшего развития, мы беседовали с Заместителем Председателя Правления Натальей Александровной Ясинской.

- Наталья Александровна, скажите, пожалуйста, по каким показателям сегодня Белагропромбанк занимает лидирующие позиции в банковском секторе страны?

- Белагропромбанк обладает наиболее значительным среди всех белорусских банков размером уставного фонда и нормативного капитала. Эти показатели свидетельствуют о степени устойчивости и надежности кредитной организации, а также ее потенциале для расширения масштабов деятельности, в первую очередь, кредитования реального сектора экономики.

По оценке авторитетного финансового агентства The Banker Белагропромбанк по величине собственного капитала является не только лидером среди белорусских банков, но и занимает 321 позицию среди 1000 крупнейших банков мира, а также входит в первую десятку самых крупных банков Центральной и Восточной Европы. Столь высоких результатов до настоящего времени не достигал ни один из отечественных банков.

Еще один важный показатель - объем кредитов, предоставленных отечественным субъектам хозяйствования. По общей сумме предоставленных белорусским предприятиям кредитов Белагропромбанк вместе с Беларусбанком занимает лидирующие позиции (каждый занимает более чем треть всего рынка).

Что касается рублевых кредитов, то на Белагропромбанк приходится почти половина корпоративного кредитного портфеля всех банков страны.

В целом же почти не осталось сегментов финансового рынка, на которых Белагропромбанк к настоящему времени еще не вошел в число лидеров.

- Взять, к примеру, рынок внешних заимствований. Он стал уже довольно весомым источником пополнения ресурсной базы отечественных банков. К его освоению Белагропромбанк приступил гораздо позже остальных крупных белорусских банков – первая наша сделка такого рода состоялась лишь в конце 2005 года. Однако, за прошедшие четыре года работы на внешних финансовых рынках, нами привлечено в экономику страны ресурсов на сумму, эквивалентную 1,5 млрд. долларов США. Это позволило профинансировать более 1,2 тысячи внешнеторговых проектов, связанных с приобретением по импорту техники, оборудования, сырья и материалов.

Примечательно, что в текущем, достаточно сложном для мировой экономики году, Белагропромбанк привлек в страну внешних заимствований на сумму более 500 млн. долларов. Это заметно выше результатов наших конкурентов, хотя многие из них имеют материнские структуры за рубежом.

- В чем секрет успешной работы Белагропромбанка на зарубежных финансовых рынках?

- Важную роль играет поддержание постоянного взаимодействия со своими зарубежными партнерами. Нами налажено конструктивное сотрудничество с широким кругом иностранных кредитно-финансовых организаций, что позволяет в короткие сроки выбрать наиболее оптимальную схему финансирования практически для любого внешнеторгового проекта.

Безукоризненное исполнение Белагропромбанком своих обязательств и четкая организация предлагаемых к финансированию проектов - основные факторы доверительных отношений с нашими иностранными контрагентами. Кроме того, выступать в роли заемщика на мировых финансовых рынках невозможно без хороших экономических показателей деятельности.

На протяжении ряда лет финансовая устойчивость нашего банка подтверждается высокими, с учетом страновой характеристики Республики Беларусь, международными рейтингами сразу двух ведущих рейтинговых агентств - Fitch Ratings и Moody’s Investors Service.

Большое значение также играет выстраивание взаимоотношений с нашими клиентами, поскольку внешнее финансирование, как правило, используется для реализации конкретных проектов. Не все в этом плане происходило сразу легко, поскольку многие обслуживаемые предприятия не имели опыта работы на зарубежных рынках.

Однако, в результате кропотливой работы с клиентами, нам удалось убедить их в том, что наряду с «классическими» формами кредитования есть более современные и, зачастую, более выигрышные для предприятия схемы финансирования внешнеторговых контрактов. В результате сегодня мы видим заинтересованность со стороны предприятий и государства в проведении импортных закупок преимущественно за счет внешних заимствований.

И еще один немаловажный аспект – профессиональная подготовка и опыт работы наших сотрудников. Сегодня почти каждым региональным подразделением банка реализовано, как минимум, несколько проектов с привлечением внешних источников финансирования.

Наряду с финансированием конкретных проектов мы осуществляем привлечение из-за рубежа несвязанных ресурсов. На этом сегменте мы также первыми из отечественных банков получили опыт использования новых инструментов заимствований. В частности, впервые осуществили привлечение ресурсов из-за рубежа посредством кредитных нот. До нас ни один белорусский банк не привлекал синдицированные кредиты в российских рублях и японских иенах.

А после довольно длительного перерыва, вызванного возросшим на фоне мирового финансового кризиса недоверием к заемщикам, Белагропромбанк первым из белорусских банков возобновил практику привлечения синдицированных кредитов.

- Наталья Александровна, а каковы результаты работы банка на розничном финансовом рынке?

- Развитие розничного бизнеса на протяжении целого ряда лет входит в число стратегических приоритетов в деятельности Белагропромбанка. За эти годы много сделано в плане организации работы с физическими лицами. Банк регулярно расширяет спектр услуг для населения. Целый ряд продуктов Белагропромбанка уникален для отечественного финансового рынка и является своего рода его «визитной карточкой».

Серьезность наших намерений и настойчивость в достижении поставленных целей уже приносят весомые результаты. Так, по темпам роста депозитов населения мы несколько лет подряд растем быстрее рынка, а в 2009 году преодолен очередной знаковый рубеж – 2 трлн. рублей привлеченных средств физических лиц.

В сфере потребительского кредитования населения рыночная доля Белагропромбанка только за этот год возросла с 9 до 14%.

Не менее впечатляющей выглядит динамика освоения банком рынка пластиковых карт. Еще четыре года назад в «арсенале» нашего банка были лишь карточки национальной платежной системы БелКарт. Однако, получив право на эмиссию международных карт Visa, мы за короткий временной промежуток многократно увеличили свою долю на рынке. В настоящее время Белагропромбанком обслуживается 500 тысяч пластиковых карт Visa, это 14% отечественного рынка и третий показатель среди белорусских банков.

Немногим более двух лет назад Белагропромбанк приступил к выпуску в обращение кредитных карт, однако уже сегодня находится на втором месте по количеству предоставленных «карточных» кредитов, занимая четвертую часть белорусского рынка.

- Бурный рост карточного бизнеса требует соответствующего развития инфраструктуры для обслуживания держателей пластиковых карт…

- Безусловно, этим вопросам мы также уделяем повышенное внимание. Еще три года назад Белагропромбанк имел только два действующих инфокиоска, а сейчас их более двухсот. Доля банка в общем парке функционирующих в стране банкоматов за этот период возросла с 3 до 13%, и в настоящее время на один наш банкомат приходится около 2,5 тысяч выпущенных банком карточек. Это уже достаточно приемлемый показатель, свидетельствующий о вполне комфортных условиях обслуживания держателей наших карточек.

- Вопрос развития розничного бизнеса тесно связан с развитием филиальной сети. Расскажите, пожалуйста, как эта работа строится в Белагропромбанке.

- Региональная сеть Белагропромбанка изначально имела вполне целостную конфигурацию – наши отделения помимо столицы и областных городов функционировали и в каждом районном центре республики. Однако места их расположения в большей степени были ориентированы на обслуживание субъектов хозяйствования, часто это были окраины городов и промышленные зоны.

Поэтому сейчас новые офисы мы стремимся открывать в центральных частях городов, местах массового пребывания населения, позволяющих каждому клиенту с минимальными затратами времени воспользоваться услугами банка.

Одновременно с увеличением количества обслуживающих подразделений мы проводим работу по оптимизации региональной сети. Ее суть заключается в придании ряду отделений статуса расчетно-кассового центра. Это позволяет заметно снизить операционные издержки банка и при этом сохранить свое присутствие в каждом регионе страны и полный набор услуг для всех категорий клиентов.

- Как строится в банке работа по расширению региональной сети и будут ли открываться новые офисы для обслуживания клиентов в следующем году?

- Все решения об открытии новых подразделений принимаются на уровне Правления банка. Специальная служба составляет экономическое обоснование открытия точки. Данные расчеты, к примеру, учитывают сколько у нас может появиться новых клиентов, какой объем вкладов будет дополнительно привлечен. С учетом совокупности всех факторов производится оценка экономической эффективности работы нового офиса, которая, как правило, является важнейшим критерием при окончательном принятии решения.

Иногда подразделения банка открываются для обслуживания конкретного клиента, но и в этом случае они должны функционировать рентабельно.

В целом развитие сети банка осуществляется интенсивно – открывается по 20 – 30 подразделений в год. В наших планах на ближайшие три года - открытие 100 новых обслуживающих офисов.

- Наталья Александровна, каков формат типичной открываемой точки банка?

- Это, как правило, расчетно-кассовый центр в крупном населенном пункте - столице, областном центре либо городе областного подчинения, располагающийся в центральной части или одном из «спальных» районов. Площадь такого офиса составляет от 50 до 150 квадратных метров, имеются 2-3 рабочих места для обслуживания клиентов.

Такое подразделение уже за первые несколько месяцев работы обеспечивает привлечение вкладов в объеме около 1 миллиарда рублей, то есть эффект от создания нового подразделения ощущается достаточно быстро.

- Назовите, пожалуйста, отличительную особенность Белагропромбанка в формировании стратегии развития розничного бизнеса.

- Характерной чертой банка является комплексный подход при создании линейки продуктов для частных клиентов, их продвижении на рынок и выборе технологии их продаж.

Мы стараемся наиболее полно учесть потребности клиентов в банковских услугах и предложить каждому человеку, воспользовавшемуся одной из услуг Белагропромбанка, оптимальные условия получения других продуктов. К примеру, система вкладов банка «Линия роста» получила гармоничную адаптацию для наших самых юных клиентов.

Детская сберегательная программа Белагропромбанка «Расти большой!», наряду с привлекательными условиями хранения денежных средств, позволяет получить кредитную карточку на специальных условиях, а также дает возможность воспользоваться кредитом для последующего получения ребенком высшего образования.

К тому же, все юные вкладчики банка до достижения ими 16-летнего возраста ежегодно получают на свой день рождения подарки от банка.

- Рекламные кампании вашего банка яркие и запоминающиеся. Как Вы оцениваете их эффективность?

- Мы стремимся к тому, чтобы реклама продвигаемых на рынок продуктов содержала в себе элементы и имиджевой рекламы. Следует сказать, что нам, как правило, удается достичь поставленных целей по продвижению марки «Белагропромбанк» на отечественный финансовый рынок.

Проведенные недавно независимые маркетинговые исследования эффективности рекламных кампаний показали, что уровень идентификации нашего бренда оказался самым высоким среди 8 отечественных банков, которые в последнее время проявляли наиболее высокую рекламную активность.

Успешная рекламная кампания – это целый комплекс дополняющих друг друга мероприятий. К примеру, в рамках уже упомянутой Детской сберегательной программы «Расти большой!», наряду с использованием стандартного набора инструментов продвижения банковского продукта, банк регулярно организует праздники для детей, на имя которых открыты вклады.

День рождения, проведенный в атмосфере внимания и веселья, становится для каждого ребенка запоминающимся и ярким событием. Мы всерьез рассчитываем, что повзрослев, эти ребята останутся в числе наших постоянных и надежных клиентов.

- Но ведь даже самая успешная рекламная кампания может в конечном счете оказаться безрезультатной, если клиенту в офисе банка не будет предложено профессиональное обслуживание...

- Именно поэтому каждый элемент работы с посетителями наших офисов мы считаем чрезвычайно важным. В преобладающем большинстве наших филиалов и отделений работают консультанты, функционирует электронная система регулирования очередей.

Это позволяет каждому клиенту быстро определиться с кругом интересующих его вопросов, при необходимости, получить консультацию и в удобной обстановке дождаться своей очереди на обслуживание. Время ожидания, как правило, исчисляется несколькими минутами.

Особое место в банке отводится отбору и подготовке персонала. Для работы с клиентами подбираются люди, не только имеющие необходимый уровень базовой профессиональной подготовки, но и обладающие такими личными качествами как доброжелательность, внимание, предупредительность.

Кроме того, обслуживающий персонал банка регулярно проходит переподготовку и повышение своей квалификации. На семинарах и тренингах, наряду с углублением профессиональных знаний наши специалисты получают дополнительные навыки общения с различными клиентами, учатся предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

- Подводя итог нашему разговору, расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах банка. На каких сегментах рынка ваш банк собирается конкурировать с Беларусбанком?

- Оценивая сегодняшнее положение дел в сфере финансовых услуг, нельзя говорить о конкуренции только двух банков. На многих сегментах рынка уже ощущается очень серьезная конкуренция, при этом к числу очевидных лидеров относятся не три - пять, а гораздо большее количество банков.

Более того, зачастую высокую динамику развития демонстрируют средние банки, и по отдельным показателям они смогли потеснить представителей из числа системообразующих банков. Все это свидетельствует о быстро меняющейся ситуации на отечественном рынке банковских услуг.

Со своей стороны, мы очень внимательно отслеживаем рыночные позиции Белагропромбанка, при необходимости, корректируем показатели развития.

Наша стратегическая цель - поступательно расширять свое присутствие на основных сегментах рынка банковских услуг, а для этого по темпам роста мы должны быть на шаг впереди остальных.

Спасибо, что нашли время для беседы. Успехов Белагропромбанку в дальнейшем.

www.infobank.by

Беседовала Екатерина Смирнова.


 
сундук