Ответ мошенникам
20 августа 2012

В прессе периодически появляются новости о раскрытии фактов страхового мошенничества и задержаниях страховых агентов правоохранительными органами.

На прошлой неделе представитель Следственного комитета в очередной раз объявил о том, что одному из страховых агентов предъявлено обвинение в страховом мошенничестве. Женщина подозревается в хищении части страховых премий путем злоупотребления служебными полномочиями, по версии следствия, мошеннице только за несколько последних месяцев удалось присвоить более 7 миллионов рублей.

Есть и другие известные примеры раскрытия страховых афер в Беларуси, причем некоторым мошенникам удавалось в течение нескольких лет обводить страховщиков «вокруг пальца».

Возникает вопрос: какие меры противодействия аферистам выработали страховщики? В этой проблеме нам помогли разобраться представители страхового сообщества.

Всё как у всех

По мнению генерального директора Белорусской ассоциации страховщиков (БАС) Ирины Мерзляковой, в нашей стране проблема страхового мошенничества остро не стоит. Дело в том, что страховое мошенничествоесть во всём мире.


Ирина Мерзлякова
 
- Беларусь не является исключением, у нас есть единичные случаи страхового мошенничества, но оно не приобрело массовый характер. Есть недобропорядочные граждане, которые применяют свои умения в разных сферах, в том числе, и в системе страхования, но страховые компании не беззащитны перед мошенниками.

Специалисты подразделений собственных служб безопасности и отделов урегулирования убытков выявляют случаи мошенничества на ранних стадиях и противостоят аферистам, - рассказала И. Мерзлякова.

Таким образом, генеральный директор БАС считает, что в Беларуси ситуация со страховым мошенничеством находится под контролем и не отличается от общемировой практики. Такую точку зрения разделяют и другие страховщики, с которыми нам удалось пообщаться.

В «Белгосстрахе» рассказали о том, что «возможность страхового мошенничества в компании сведена к минимуму. Так, в некоторых офисах страховщика работает компьютеризированная система, которая помогает отследить время заключения всех договоров страхования, уже это позволяет исключить возможность составления страховыми агентами договоров «задним числом».

Кроме того, страховщик создал управление внутреннего контроля и аудита и отдел защиты страховой деятельности, которые выявляют факты страхового мошенничества».

Ложка дегтя

Однако сейчас закрыты далеко не все лазейки страховых мошенников. Страховщики в погоне за увеличением числа клиентов и размера страховых взносов упрощают условия страхования и, тем самым, дают возможность аферистам подзаработать.

Так, например, существует практика заключения договоров страхования домов «по фотографии», у страховщиков есть штат сотрудников, которые работают «в поле», а не в офисе и их деятельность очень сложно контролировать, в полисе КАСКО можно завысить стоимость автомобиля. И это далеко не полный перечень потенциальных возможностей для мошенничества, как со стороны страхователей, так и со стороны агентов.


Страховщики до сих пор не создали единую базу клиентов, в которой содержалась бы информация о заключенных договорах страхования и полученных страховых выплатах. Поэтому мошенники могут, например, застраховать один автомобиль в нескольких компаниях и получать несколько страховых выплат в случае повреждения машины.

Кроме того, информация о количестве и обстоятельствах получения клиентами страховых компенсаций могла бы помочь предотвращать мошенничество еще на стадии заключения договора страхования.

Специалист управления страхового надзора Министерства финансов отметил:

- Сегодня все страховые компании имеют базы клиентов, в которых содержится информация о заключенных договорах, произведенных и предстоящих выплатах. Работа по созданию общей базы клиентов всех страховых компаний ведется, но там есть свои сложности.

- Необходимо заострить внимание на том, какого рода информацию должна содержать эта база. Например, данные, которые с согласия страхователя могут быть разглашены - объект и условия страхования, страховые выплаты. Может содержаться  и дополнительное информационное поле: страховая история клиентов, т.е. текущее состояние дел по исполнению условий страхового договора.

Эта информация носит  объективный характер о том, что заключен страховой договор, заявлен страховой случай, произведены выплаты или нет.

Таким образом, страховщики пытаются обезопасить себя от действий мошенников и создают для этого собственные службы безопасности и другие специальные структуры, которые отслеживают действия страховых агентов и проверяют обращения клиентов.

Благодаря усилиям страховщиков многие страховые аферы удается предотвратить. Однако на данный момент у мошенников остаются определенные лазейки для обмана страховщиков. Специалисты страховых компаний понимают, что в их работе нужно находить баланс между степенью защиты от аферистов и созданием простых и удобных условий страхования для клиентов, поэтому страховщики не спешат усложнять процедуру страхования.

Источник: infobank.by



сундук