Отзывы о банках



Отчет МВФ по Беларуси

Отчет о стабильности финансовой системы Беларуси

Международный Валютный Фонд опубликовал обновленный подробный отчет, касающийся оценки стабильности финансовой системы Беларуси. Отчет составлен по состоянию на 6 января 2009г. В данный документ включены выводы относительно соблюдения стандартов и кодексов по банковскому надзору в Беларуси, подготовленные экспертной группой Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые посетили Минск в сентябре 2008г.

Данные экспертные исследования были призваны оценить стабильность финансовой системы страны в целом, помочь идентифицировать слабые стороны в структуре финансового сектора, и таким образом увеличить устойчивость к макроэкономическим шокам и влиянию неблагоприятной внешней среды.
 
В результате проведенной экспертной оценки в отчете представлены рекомендации Правительству Республики Беларусь, которые, однако, не являются обязательными рекомендациями Исполнительного органа Международного валютного фонда. Также отмечено, что экспертная группа МВФ и Всемирного банка в ходе работы получила превосходную поддержку властей и участников рынка.

В выводах экспертной группы отмечается, что белорусский финансовый сектор, благодаря его относительно закрытой природе и доминирующей роли государственных банков, до сих пор хорошо выдерживал влияние паники на мировом рынке. Последние индикаторы дееспособности банков остаются вполне удовлетворительными, и относительно высокое совокупное отношение достаточности капитала банков обеспечивает некоторую подушку, которая нивелирует влияние мирового кризиса. Однако слабеющая макроэкономическая перспектива и угрозы, которые несет неблагоприятная внешняя окружающая среда, поднимают множество проблем.

Индикаторы структуры банковского сектора.


Так, несмотря на реальный рост ВВП в 2007г. на 8,25% и на 10,25% - в первой половине 2008г. -  валютная политика страны оставалась под влиянием стабильного режима обменного курса белорусского рубля. Глобальные события в мировой экономике привели к тому, что финансовая система страны стала особенно уязвимой для кредитных рисков и рисков ликвидности. В частности, особенно сильное влияние оказало падение спроса на белорусский экспорт на рынках России и в других странах, которые являются главными торговыми партнерами Беларуси, в то время как прогноз цены на импорт энергии для Беларуси в 2009 году увеличен. Кроме того, ограничен доступ к ключевым источникам внешнего заимствования.

В отношении структуры портфеля белорусских банков было отмечено, что корпоративный сектор по прежнему занимает наибольшую долю - более двух третей от общего объема выданных кредитов. Причем существенная доля выданных банками кредитов корпоративному сектору экономики – это целевое финансирование различных государственных программ или финансирование предприятий под правительственные гарантии.

По состоянию на 2008 г. в порядка 30 таких программ было вовлечено восемь ведущих банков страны, большая часть финансирования была распределена между двумя государственными банками и направлена, преимущественно, в сектор сельского хозяйства, зачастую по субсидированным процентным ставкам.

Несмотря на отрицательный ценовой шок в отношении импортируемой энергии, существенное увеличение экспортных цен в 2007г. и инвестиционные вливания помогали белорусским предприятиям поддерживать необходимую рентабельность. Следует учесть, что финансовое состояние белорусского корпоративного сектора, которое пока оставалось удовлетворительным, вероятно, ухудшится в ближайшие месяцы.

Также в докладе отмечено, что финансовый сектор в Беларуси остается относительно закрытым для остальной части мира.

Присутствие иностранного капитала в белорусской банковской сфере выросло за последние несколько лет, однако уровень иностранного финансирования остается пока значительно ниже уровня других стран в Восточной Европе.

Доля банков с иностранным капиталом в процентах от общего количества активов банковской системы
(на конец 2007 г.) по некоторым восточноевропейским странам

Долги банков нерезидентам (в процентах от общей задолженности банковской системы)



 Из 28 банков, действующих в Белоруссии в июне 2008г., в капитале 16 банков иностранные инвестиции составляли большую часть, однако в совокупности доля таких банков на рынке составляла всего порядка 20%. Эта доля могла бы значительно увеличиться в случае приватизации одного или двух крупных банков зарубежными инвесторами.

За исключением отношений ликвидности, финансовые индикаторы успешного функционирования для банковского сектора были признаны удовлетворительными. Совокупные индикаторы доходности также кажутся адекватными. Совокупное отношение достаточности капитала последние годы показало тенденцию к уменьшению, но по состоянию на сентябрь 2008г. этот параметр составлял 16.5%.

Инъекция 3 трлн. BYR, проведенная Правительством для повышения капитала четырех крупнейших государственных банков в декабре 2008г., далее улучшила их финансовое положение. Однако, отношение выданных кредитов к привлеченным депозитам по системе очень высоко (165% на сентябрь 2008г.), в связи с чем отдельные коммерческие банки время от времени испытывали трудности в поддержании необходимого минимального уровня ликвидности.

В докладе отмечено, что белорусская финансовая система имеет небольшой страховой сектор, в то же время другие небанковские финансовые учреждения почти отсутствуют.

Уровень долга белорусских домашних хозяйств по отношению к ВВП (8.4% на конец 2007г.) является одним из самых низких в Европе.
 

Он, вероятно, будет в среднесрочной перспективе увеличиваться, особенно если макроэкономическое восстановление будет сопровождаться входом иностранных банков.

Несмотря на ухудшающуюся макроэкономическую перспективу, уровень вкладов в банках остался устойчивым. Принятие Закона «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц» в начале ноября 2008, помогли поддержать системную стабильность финансовой системы страны.

Новая система страхования банковских депозитов представляет собой существенный шаг вперед, однако в докладе отмечено, что Беларуси необходимо делать дальнейшие усилия, чтобы развивать здравую и сильную структуру кризисного управления. Эксперты положительно оценили усилия, связанные с устранением правила "золотой акции " в 2007г., и достижение новой стадии приватизации банков и других предприятий, в частности, намерения уменьшить долю участия государства в некоторых из крупнейших белорусских банков.

Со времени, прошедшего после предыдущей оценки МВФ, проведенной в 2004г., улучшилось состояние и структура финансового рынка страны. Хотя до сих пор остаются некоторые существенные проблемы, особенно в плане предоставления полной независимости контролирующим агентствам и ограничений, которые действуют в отношении небанковских финансовых учреждений и препятствуют развитию страхового сектора и рынка ценных бумаг.

В результате работы комиссии был суммирован ряд ключевых рекомендаций, среди которых необходимость постоянно поддерживать независимость банковского надзора и других контролирующих процессов в банковской сфере, регистрация структуры для чрезвычайной поддержки ликвидности банков, отмена обязательного требования перестрахования рисков для местных страховых компаний и возможность проводить обязательные виды страхования частными страховыми компаниями.
В докладе уделено особое внимание подготовке к приватизации ОАО «АСБ Беларусбанк».

Данные рекомендации включены в Письмо - обязательство и Меморандум об Экономической и Финансовой Политике, сопровождающие доклад комиссии МВФ и Всемирного Банка.

Скачать полную версию 580 Кб. (английский язык) >>

Источники данных к иллюстрациям: НБ РБ, ЕЦБ, ЕБРР, МВФ.

Опубликовано 30 января 2009г.


Подготовила Смирнова Екатерина


 
сундук