Все о страховании в Беларуси, страховые компании  >  Аналитика  >  ОСГО: Как правильно оформить Извещение о ДТП

ОСГО: Как правильно оформить Извещение о ДТП
17 октября 2013

Двигатель автомобиля устроен достаточно сложно, и не каждый автовладелец рискнет залезть в ворох трубок, проводов и устройств под капотом.

Но беды водителей не ограничиваются сложным устройством железных машин. На них свалилось еще и Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. А обязанностей сложно избежать, поэтому водитель становится счастливым владельцем страхового полиса и пары листиков Извещения о ДТП.

Извещения о ДТП для неподготовленного водителя после аварии – это еще одно нервное потрясение. Как правильно заполнить цветные бумажки, разобрался Infobank.by.





Извещение о ДТП в Беларуси

Бланк имеет стандартную форму, которая, однако,  может вызвать множество вопросов. Ее могут называть Извещением о ДТП, Европротоколом или как-то еще. Наглядно она выглядит практически одинаково во всех европейских странах СНГ. Но есть и определенные различия.



Европротокол в России
 
В российском европротоколе под колонками с информацией о транспортных средствах ставят подписи каждый из водителей, в белорусском – нет.


В украинском европротоколе подписи водителей под информацией о машинах отсутствуют вовсе, они ставятся только в центре бланка.




Европротокол в Украине
 
Но на этом сложности не заканчиваются. Если сравнивать количество необходимых для заполнения граф и строчек, то получится, что российский и белорусский документы дадут фору украинскому.

Первые вопросы, возникающие к белорусскому извещению о ДТП: слишком мелкий шрифт, обилие вносимой информации, спорный пункт «тел. или e-mail», наличие двух подписей на бланке (слева и справа).


Шрифт

Буковки на самом деле маленькие. Для молодого глазастого стритрейсера, может быть, и сойдут, но для водителя в возрасте могут быть недоступны к прочтению. Если же бланки заполняются в сумерках или в ночное время, задача может стать совсем не выполнимой.

Плюс ко всему, страховщики практически в один голос заявляют, что исправлений в данном бланке быть не должно. Мы, конечно, любим людей, но дать бы двум страховщикам эти бумаги, отвезти их ночью на трассу и попросить заполнить без ошибок все пункты при свете автомобильной лампочки. Наверное, категоричности в их словах поубавилось бы на порядок.


Обилие вносимой информации
 
В Извещение вносится подробная информация о водителях, транспортных средствах, страховщиках, оформивших на них страховку, страховых полисах, водительских удостоверениях, обстоятельствах ДТП, свидетелях. Предлагается сделать отметки на двух схемах и самостоятельно нарисовать план дорожно-транспортного происшествия.

Пункт «тел. или e-mail»

С телефоном все понятно, главное только не перепутать код оператора сотовой связи, а вот слово e-mail  в данной ситуации довольно загадочное. Увидеть человека без номера мобильного телефона, но с электронным почтовым ящиком  можно только в страшном сне про хакеров – это раз.

Сделать ошибку в написании электронного ящика, а пишутся они латиницей, проще простого – это два. Возможность проверить правильность указания e-mail у водителей появится только тогда, когда они выйдут в интернет и соизволят обменяться письмами – это три. Поэтому вопрос со словом e-mail остается открытым.


Подписи на Извещении о ДТП

В белорусском Европротоколе внизу под информацией о машине ставит подпись только лицо, признающее себя виновником ДТП. Как нам сообщили в самих страховых компаниях, порядка 99% Извещений признаются недействительными именно из-за того, что подписи автоматически ставят оба водителя, заполняющие бланк.

Infobank.by заинтересовало, неужели вся информация, вносимая в белорусский  европротокол настолько бесценна, что нельзя пропустить даже строчку. Можно ли сделать какие-то исправления, и что предпринять водителю, если все-таки форма заполнена неправильно или с ошибками.

Белгосстрах: «Там 17 пунктов, что там запутано. Ничего там не запутано. Если у вас небольшое ДТП, поцарапали там друг друга, у вас же нет такого большого нервного напряжения. Вы же сами соглашаетесь не вызывать ГАИ.

В любом случае вы можете их вызвать, даже если вы считаете, что повреждения до 200 евро. Вы всегда можете вызвать ГАИ, не соглашаясь заполнять Извещения. И все. ГАИ приезжает и дает штраф виновнику. Если вы, как виновник, выписали Извещение, вы штраф не получили. Вот и выбирайте, что вам выгоднее».


«А какая  может быть ошибка? В номере телефона? А причем здесь телефон? Выплата же производится не по телефону, а по полису виновника. Главное, чтобы полис был правильно указан», - констатировали в Белгосстрахе.

Белкоопстрах: «Извещение о ДТП одинаковое во всех компаниях. Вы можете пойти в другую компанию, но бланк останется тем же. Если вы хотите поговорить о каких-то нюансах заполнения, вам надо обращаться в Управление урегулирования убытков страховой компании или в милицию. Я вам ничего такого сказать не могу».

«Я вам ничего не могу сказать. Это надо разбираться, это надо видеть, смотреть. Бланк разрабатывали не мы, его разрабатывал Минфин, поэтому ничего не могу вам сказать. Значит, такие детали необходимы  для Управления урегулирования убытков».

Стало ясно, что обычные страховые клерки не видят ничего сложного в Извещении о ДТП. И мы обратились к практикам, к легендарным службам трёх У, к Управлениям урегулирования убытков.

УУУ Белнефтестраха: «Вообще, там все должно быть заполнено. Вся информация, которая там требуется - пографно, должна быть точно заполнена. Причем  исправления в принципе не допускаются. Надо аккуратно и все очень четко заполнять. Код телефона – это уже мелочь.

Самое главное, чтобы был правильно указан номер полиса, страхового свидетельства, данные виновника и потерпевшего, ФИО, государственные номера. Чтобы обязательно было отмечено, что виновник признает себя виновным.


И стояла его подпись не только в конце, там, где каждый из участников ставит свою подпись, но и еще виновник ставит подпись в графе: «Утверждаю, я являюсь ответственным за причинение вреда». Вот это вообще самое важное, чтобы стояла эта подпись. У нас 99% проблем вот из-за этого. Если где-то вдруг какое-то исправление, надо чтобы две подписи стояли рядом, и написать «исправленному  верить».

В пункте 12 «Обстоятельства ДТП» могут указываться несколько параметров, они указываются по соглашению сторон. А схема носит условный характер. Нам важно, чтобы было понятно, как располагались транспортные средства в момент соприкосновения, в момент удара. Чтобы была видна разметка примерно, схематично.  И видно было, кто в каком направлении двигался.

Это в принципе необходимо, чтобы убедиться, что ваше объяснение в извещении, указанное текстом, где вы выбрали параметры в 12 пункте, совпадало с тем, что указано на схеме. Чтобы повреждения на обоих автомобилях корреспондировались с тем, что указано на схеме.


Потому что нарисуете вы, что столкнулись правой и, соответственно, левой сторонами автомобилей, а, например, у потерпевшего будет багажник поврежден. Это совершенно другая вещь, и непонятно, каким образом повредился багажник, если это было боковое столкновение. Вот для чего нужны схемы.

Если вы забыли поставить подписи  - созваниваетесь, встречаетесь, подписываете - и все нормально оформлено. Если уже там совсем начеркано и ничего не понятно, можно же его переписать.

Бланки в свободном доступе у любого агента можно получить, неограниченное количество.  Вы между собой договариваетесь потерпевший и виновник. Если виновник согласен заполнить новый, чтобы там все было четко и красиво, первый можете вообще убрать, ну для себя оставить на всякий случай – и никуда его больше не показывать. Это будет законно.

Ведь важен сам факт, что он себя виновным признает, не отрицает этого. А причин для перезаполнения хватает: неправильное заполнение, утеря или еще что-то», - заключили в Белнефтестрахе.

Когда мы спросили, а может быть есть какая-то другая форма с большими буквами, нам ответили: «Это стандартная форма Европротокола, разработанная Белорусским бюро по транспортному страхованию. И для всех страховых организаций она одинакова».

 УУУ ТАСК: «Вы знаете, бланки стандартные. Они вот немножко у нас и у Белгосстраха отличаются, но они в принципе одинаковые. И там надо очень много информации на одном листе размещать, поэтому там все мелкое. И эти бланки не страховые компании придумали, поймите правильно. Поэтому мы не в праве никаких изменений вносит».

Относительно подписи виновника нам уточнили: «Там в середине есть квадратик, где образцы подписей – это одно, там надо расписаться. А вот по бокам: справа и слева, вот в этих секторах:  голубом и желтом, там, где самый последний пункт «Утверждаю, я являюсь ответственным за причинение вреда». 

И очень распространенная ошибка, когда оба участника, не прочитав, ставят там свои подписи. В этой ситуации страховое возмещение выплачиваться не будет.


Если это случилось, связаться надо с виновником и вместе с ним переоформлять. Только с ним договариваться. В одностороннем порядке нельзя его переписать. А в ГАИ, если вы обратитесь, вам скажут, что надо было их вызывать. 

Вы можете, конечно, попробовать. Но что они вам скажут? Мы туда не приезжали, мы вас там не видели и так далее. Ну, можете связаться с инспектором, переговорить. Возможно, он что-то посоветует.


В первую очередь надо обратить внимание, когда оба участника ДТП внизу расписываются, что они виноваты в этом ДТП. Это самая распространенная ошибка, а остальное – просто должны быть все пункты аккуратно, без исправлений заполнены.

«Это извещение составляется только в том случае, если согласны друг с другом оба участника ДТП, согласны с определением вины и согласны с  классификацией происшествия, что именно произошло. Если, скажем, две стороны в каком-то вопросе не согласны, то в обязательном порядке нужно милицию вызывать», - заключили в  ТАСК.

УУУ Промтрансинвест: «Бланки одинаковые у всех. И никто вам не запрещает сесть и переписать. Я не знаю, несет ли ответственность виновник ДТП, если он указал неправильную информацию о себе. Это вам с юристами надо говорить. Я про такое не знаю.

Тут вы договариваетесь по хорошему и смотрите, чтобы права были действующие, чтобы  только две машины пострадало, чтобы никакого вреда здоровью и имуществу не было причинено.

Вы это все делаете на доверии, на нем все построено. Поэтому, если он там номер свой неправильно указал, никто ему звонить не будет. Нам главное, чтобы он номер страхового свидетельства правильно заполнил. 


Вообще Извещение о ДТП заполняется, когда есть действующие страховки, водительские удостоверения, оба трезвы, оба самостоятельно управляли автомобилем на момент ДТП, пострадало только два автомобиля, не пострадало имущество и не пострадало здоровье.

Если все эти пункты совпадают, и ущерб до 200 евро, тогда можно заполнять Извещение. Нам главное,  чтобы была действующая страховка. Если она действующая, то все без проблем.


Если представитель страховой компании видит, что все нужные ему пункты заполнены верно, то он не смотрит ни адрес, ни телефон. И он не будет перезванивать, проверять что-то.

Если есть какие-то вопросы на месте ДТП, необходимо вызывать ГАИ. Они приедут, посмотрят, что до 200 евро, могут помочь заполнить Извещение. Самое главное, чтобы тот, кто виновен, признал это и поставил свою подпись».

УУУ Белэксимгарант: «Заполнение бланков везде одинаковое, нужно, чтобы все пункты были заполнены без исправлений.
Вообще, лучше вызывать ГАИ. Если – нет, то должны быть все пункты заполнены правильно. Исправления делать не желательно. Некоторые страховые компании к этому очень придираются и могут вам просто ничего не выплатить.

Надо, чтобы все пункты были заполнены, все крестики, галочки поставлены, а вот подпись надо смотреть. С одной стороны подпись причинившего вред, а с другой – вообще ничего не надо ставить.


Некоторые вызывают ГАИ на место ДТП, но они тоже могут неправильно подсказать, как заполнять Извещение.

В любом случае, варианта у вас два: либо ГАИ вызывать, и они вам справку свою дают, либо извещение заполнять. Тут будет только два варианта», - резюмировали в Белэксимгаранте.

Страховщики оказались единодушны, если на месте ДТП возникли вопросы, звоните в ГАИ.

Если же вы все-таки решили заполнить Извещение, делать это надо правильно, в соответствии с пунктами, без ошибок.

Не забудьте, снизу, в левом или правом углу Извещения, ставит подпись только виновник ДТП.

Если Извещение по каким-то причинам испорчено или утеряно, попробуйте договориться с другим участником дорожно-транспортного происшествия о повторном заполнении бумаг. Бланки можно взять у любого страхового агента.

Договора Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств можно заключить в государственных страховых компаниях: Белгосстрах, Белнефтестрах, Белкоопстрах, Белэксимгарант, Промтрансинвест, ТАСК, а также в отделениях Беларусбанка.

Нельзя заключить сразу несколько договоров ОСГО, но можно оформить полис заранее на дату следующую за днем окончания действующего на сегодняшний день страхового документа.

И еще. Infobank.by желает вам никогда не попадать в ДТП.


Источник: infobank.by



сундук