Объем сделок восстановлен
 2 августа 2010 г.

Объем сделок восстановлен и даже наблюдается некоторый рост... 



 О том, как отразился кризис на деятельности лизинговых компаний, в интервью порталу infobank.by рассказала директор СООО «Интеллект-лизинг» Жанна Олеговна Жук.

- В каком сегменте сегодня оперирует компания СООО «Интеллект-лизинг»? Чем он специфичен?

- Специфика работы нашей компании предопределена интеграцией СООО «Интеллект-лизинг» в состав автомобильного холдинга. Наш лизингополучатель – это потребитель автомобилей российского и китайского производства. Потребитель наш небогат и умеет считать деньги.

Поэтому он делает выбор в пользу недорогих автомобилей, приобретаемых у авторизованной лизинговой компании. Авторизация дает возможность совместно с изготовителем или дистрибьютором разработать недорогой лизинговый продукт, например, «Автомобиль УАЗ с удорожанием 0%».

Для нашего клиента это означает возможность приобрести, скажем, семиместный «фермер» за 40 млн. рублей, по сути, с рассрочкой платежа на один год.

- Сегодня многие банки стремятся завоевать рынок малого и среднего бизнеса. Как обстоят дела с лизингом? Сильно ли давление банков и других операторов?

- Закрытость наших рынков, обеспеченная наличием особых отношений с поставщиками, снижает уровень конкуренции, в том числе и со стороны банков. Снижает, не значит исключает. И если рассматривать конкуренцию в широком смысле, то на рынке все больше альтернатив нашему продукту: от рассрочки платежа поставщиком потребителю до конкуренции со стороны лизинговых компаний, предлагающих дополнительные выгоды лизингополучателю.

Поэтому наша компания внедрила принцип «одного окна» для лизингополучателей автомобилей: клиент не занимается поиском поставщика и заказом автомобиля, он обращается по всем вопросам его эксплуатации и технического обслуживания в лизинговую компанию. Это удобно и выгодно клиенту. Наш лизинг – это нечто большее, чем финансовая операция.

- Как компания прошла кризис?

- Сравнивая итоги прошлого года и «предкризисного» 2008 года, следует отметить, что, несмотря на плановое снижение объемов нового бизнеса и финансовых показателей деятельности, компания добилась главного – продолжения стабильного развития и освоения рынков.

В 2009 году мы получили статус авторизованной лизинговой компании ООО «Коммерческие автомобили – Группа «ГАЗ». Это позволило сделать бизнес более стабильным. В течение всего года сохранялась определенная неуверенность в макроэкономической стабильности на рынке.

Отсюда и осторожное сокращение портфеля до уровня обеспечения потребностей бюджета компании. Сейчас объем сделок восстановлен и даже наблюдается некоторый рост.

- Какие еще меры, помимо поддержания лизингового портфеля на уровне, обеспечивающем безубыточность деятельности компании, Вы предпринимали, чтобы обезопасить компанию в период кризиса?

- Увеличение авансового платежа, сокращение сроков договора лизинга- меры, без которых мы не смогли обойтись, к сожалению. Но должна отметить, что по договорам заключенным до 2009г. и действующим в 2009г., мы не пошли на изменение условий, несмотря на увеличение стоимости кредитных ресурсов.

- Насколько велик в 2009 году по сравнению с 2008-ым был процент плохих долгов, и приходилось ли забирать объекты лизинга и реализовывать их?

- Стоит отметить, что неплатежи стали бичом 2009 года. По сравнению с 2008 годом процент плохих долгов увеличился процентов на 30. Но тот факт, что большая часть сделок финансируется собственным капиталом и преобладание в лизинговом портфеле некрупных сделок помогли нам эти неплатежи выдержать.

Забирать объекты лизинга нам и ранее практически не приходилось, благодаря умению вести переговоры. Иногда мы продлеваем срок договора лизинга, иногда даем возможность лизингополучателю самому предложить варианты платежей, иногда, правда, решаем вопросы в суде. К слову, в 2009 году процент изъятия транспорта был меньше, чем в предыдущие годы.

- Как отобразилась на деятельности компании ситуация с таможенными пошлинами?

- Введение высоких таможенных пошлин на импортируемые юридическими лицами автомобили практически не сказалось на деятельности компании. Все же основной объем сделок у нас совершается с российскими автомобилями. На наш взгляд, если говорить о спросе на иномарки, то здесь в большей степени сказывается влияние административных ограничений на приобретение таких автомобилей, нежели рост их стоимости.

- Как ведет себя рынок в разрезе Вашей специализации?

- Сложно оценить тенденции всего рынка, проецируя структуру объектов лизинга отдельно взятой компании на весь рынок лизинговых услуг. Могу отметить, что транспорт, как объект лизинга, очень популярен среди белорусских лизинговых компаний.

Тех, кто специализируется только на чем-то одном, например, на недвижимости, немного.
Что касается СООО «Интеллект-лизинг», отмечу, что транспорт – не единственный объект, который мы предлагаем.

Свою работу с поставщиками и производителями оборудования мы предполагаем строить на условиях вхождения в товаропроводящую сеть, чтобы предлагать потребителю лизинговый продукт, максимально отвечающий его потребностям.


www.infobank.by
Беседовала Мария Гармаза



сундук