Новое в лизинге
 5 июля 2010 г.

Мы призываем всех к серьезному отношению...


Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 865 от 04 июня 2010 года утверждено новое Положение о лизинге. Постановление вступает в силу с 1 июля 2010 года. За комментариями в отношении нового в законодательстве мы обратились к Цыбулько Александру Ивановичу, Председателю Белорусского Союза Лизингодателей.


- Александр Иванович, в чем, на Ваш взгляд, основное важное новшество Положения?

- Никаких революционных новшеств мы не планировали. Действующее с 1997 года Постановление № 1769 было довольно хорошо подготовлено и, в основном, устраивало большую часть лизингодателей и лизингополучателей. Что касается введения нового положения о лизинге, мы были вынуждены прибегнуть к этой мере, поскольку Указ № 587, который закреплял действие Постановления № 1769, отменен. Следовательно, нужно было подготовить новый документ.

В нем отражены понятия, которые ранее не были прописаны в законодательстве – возвратного лизинга, сублизинга и другие. А также даны разъяснения по вопросам, которые неизбежно возникали и возникают в процессе реализации лизинговых договоров.

Также сейчас готовятся изменения в Гражданский и Налоговой кодекс, связанные с вопросами налогообложения лизинга и его законодательных основ в нашей стране.

- Вопрос касательно определений: с какой целью были обозначены и разграничены понятия оперативного лизинга и финансового?

- Определения данных понятий присутствовали и в Положении № 1769. Исходя из мировой практики лизинга, очень высокими темпами в последние десятилетия растет именно оперативный лизинг, поскольку основная масса потребителей услуг лизинговых компании не хотят владеть собственностью, а желали бы просто пользоваться ею в определенный период времени. Особенно характерна такая ситуация для строительной отрасли.

В последние годы в развитых странах объемы оперативного лизинга по сравнению с финансовым росли более высокими темпами. В Российской Федерации оперативный лизинг отсутствует в законодательной базе, и это, конечно, очень сдерживает развитие лизинговой деятельности, особенно лизинг самолетов, поскольку самолеты поступают, в основном, по договорам оперативного лизинга. У нас эти схемы работают, и практика лизинговой деятельности показывает, что такие виды лизинга, как финансовый и оперативный, должны развиваться равноправно.

- В каких случаях может понадобиться сублизинг?

- Если говорить о нашей стране, то сублизинг не нашел массового применения. У нас страна небольшая, и в конечном итоге пользователь конечного имущества находит ту компанию, которая дает ему объект лизинга, и заключает с ней договор без каких-либо посредников. Иногда, конечно, возникают ситуации, когда лизингополучатель взял в лизинг какой-то объект, а его планы или, может, даже виды деятельности поменялись, а сделка продолжается уже год-два.

Он обращается письменно к лизингодателю с просьбой разрешить передать в сублизинг технику предприятию, которому она необходима, для организации производственного процесса. Бывают разные ситуации, но в целом, в нашей стране договоры сублизинга суммарно не превышают одного процента.

Если говорить о договорах международного лизинга, то сублизинг получает у нас довольно широкое распространение. Ведь если лизингодатель находится на территории одной страны, а лизингополучатель на территории другой, то крайне сложно контролировать процесс, производить мониторинг технического состояния объекта. Это, конечно, несколько удорожает сделку, но упрощает ее организацию на территорию другого государства.

- Вопрос контроля лизингодателя за состоянием имущества, переданного в лизинг, сегодня, когда риски неплатежей остаются высокими, очень важен. Скажите, а как это регулируется законодательно и как происходит на практике?

- Обычно один раз в год, поскольку объект лизинга является залогом, сотрудник лизинговой компании, который владеет техническими вопросами, а также сотрудник банка, который проверяет состояние залога той техники, которая финансировалась по сделке лизинга, выезжают на место к клиенту и смотрят, насколько правильно эксплуатируется данная техника. Тут очень важно, чтобы в любой момент нахождения в лизинге техники или оборудования рыночная стоимость была не ниже остаточной по договору лизинга, поскольку это залог, а залог должен быть всегда ликвидным, в любой момент.

Естественно, может возникнуть такая ситуация, когда техника изнашивается до такой степени, что ее рыночная стоимость становится ниже, чем остаточная стоимость по договору. В случае возникновения факта неплатежей со стороны лизингополучателя, реализовать на вторичном рынке такую технику уже крайне сложно. Поэтому мы в договорах пишем, что техника должна иметь нормальный износ, который предусмотрен договором лизинга между лизингодателем и лизингополучателем.

- Что обычно происходит с имуществом, которое возвращено в непотребном состоянии?

- Лизингодатель сам принимает решение. Если целесообразно, имущество ремонтируется и выставляется на вторичный рынок. Если с финансовой точки зрения ремонт не целесообразен, продается с убытками. Выставляются претензии неплательщику, у которого была изъята эта техника, чтобы возместить эти убытки. Поэтому и нужно постоянно мониторить техническое состояние техники, чтобы потом не пришлось бегать по судам.

- Есть ли статистика по невозвратам и неплатежам?

- С этого года мы возобновили государственную статистику (в прошлом году она не велась). Уже вышла за 2009 год официальная го статистика по лизинговой деятельности в Республике Беларусь. Там, конечно, есть и процент просрочки платежей. Если не брать отдельно взятые компании, которые специализируются на лизинге сельскохозяйственной техники, где наиболее высокие неплатежи, то, в общем, остальные компании показывают приблизительно те же результаты, что и по несвоевременным возвратам кредитов субъектами хозяйствования Республики Беларусь.

- Банки проверяют своих кредитополучателей через кредитное бюро. А как проверяют благонадежность клиентов лизинговые компании?

- Надежность клиента лизинговой компанией проверяется практически так же, как и банком. К сожалению, у нас не ведется статистика, сколько клиентов получают отказы от лизинговых компаний из-за того, что лизинговую копанию не устроил проект, с которым пришел лизингополучатель, или его финансовое состояние. В мировой практике порядка 80 процентов пришедших в лизинговую компанию получают отказы, и это нормально.

Поэтому у нас тоже создаются аналитические отделы в лизинговых компаниях. Есть компьютерные программы, которые на основании балансов за два последних года выводят степень надежности клиента. Ничего революционного у нас не привносится, чаще всего используются стандартные банковские методики, которые применяются белорусскими банками для определения благонадежности клиента.

- Есть ли некие обязательства или рекомендации Белорусского Союза Лизингодателей в этом отношении?

- Мы призываем всех к серьезному отношению к лизинговой сделке. Мы советовали всегда и советуем сейчас, чтобы наши лизингодатели серьезно подходили к финансовому анализу клиента, к сумме аванса. Время кризиса показало, что те компании, которые пропагандировали сделку за два часа с минимальным авансом без дополнительного залога, сегодня кусают локти. Такая политика неизбежно заканчивается финансовыми потерями.

- Насколько развито у нас в стране страхование предметов залога?

- Практически всегда мы страхуем объект залога, потому что это - требование банка, финансирующего сделку, и это цивилизованная норма, которая может обезопасить как лизингополучателя и лизингодателя, и так и банк, финансирующий данную сделку. Мы, конечно, не ведем статистику, какой процент страхуется, но по моим наблюдениям, это более 90 процентов.

www.infobank.by
Беседовала Мария Гармаза



сундук