Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все кредиты для бизнеса  >  Налоги и акцизы в Беларуси

Налоги и акцизы в Беларуси

Налоговая система Республики Беларусь в 2008 году


Налоги на доходы и прибыль

Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц. Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения, исполняет налоговое обязательство этого товарищества.

Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль.

Налоговой базой налога на прибыль признается денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению. При этом валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) иных ценностей, имущественных прав определяется как положительная разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг)

Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.

Налоговые льготы в виде снижения ставок налога устанавливаются в законодательном порядке для:

  • организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);
  • организаций и учреждений, по прибыли получаемой от деятель-ности, связанной с культурно-бытовым, торговым и иными видами обслуживания населения и строительством в зонах последующего отселения и с правом на отселение (ставка налога на прибыль уменьшается на 30 процентов);
  • вновь создаваемые и действующие на территориях, включенных в зоны последующего отселения и с правом на отселение, юридические лица, реализующие инвестиционные проекты, получившие положительное заключение государственной комплексной экспертизы, — в течение пяти лет (ставка налога 15 процентов);
  • организации, включенные в перечень высокотехнологичных ор-ганизаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов).

Из облагаемой налогом прибыли вычитаются:

  • прибыль, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели;
  • сумма затрат, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, по содержанию находящихся на их балансе детских оздоровительных учреждений, учреждений народного образования, домов престарелых и инвалидов, не участвующих в предпринимательской деятельности, объектов жилищного фонда, здравоохранения, детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и спорта, а также затрат на эти цели при долевом участии организаций в содержании указанных объектов и учреждений;
  • другие направления использования прибыли отдельными предприятиями и секторами, указанными в законодательстве.

От налога на прибыль освобождаются:

  • организации, на которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды;
  • организации с иностранным участием, в которых доля иностранных инвестиций до 1 января 2005 года составляла более 30 процентов уставного капитала – в течение 3 лет с момента объявления прибыли;
  • другие организации, указанные законодательством.

Налогом не облагается прибыль, полученная страховыми организациями в результате инвестирования средств страховых резервов по договорам добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, направляемая на увеличение накоплений на лицевых счетах застрахованных лиц.

Налогом на доходы облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоян-ное представительство. Ставки налога составляют по:

  • дивидендам - 15 процентов;
  • ройялти - 15 процентов;
  • лицензиям - 15 процентов;
  • по доходам от долговых обязательств (требований) любого вида, за исключением оформленных ценными бумагами, в частности займов (вкладов, депозитов, кредитов) за пользование временно свободными средствами на счетах в банках Республики Беларусь, - 10 процентов;
  • плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок - 6 процентов;
  • другим доходам - 15 процентов.

Налог на добавленную стоимость

Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц. Индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС, если их обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев.

В Республике Беларусь действует зачетный метод расчета НДС. Сумма подлежащего уплате НДС рассчитывается путем умножения налогооблагаемой базы на ставку налога. Налоговое обязательство определяется как разность между валовой суммой причитающегося налога и зачетами налога за определенный налоговый период. Если последняя из двух величин превышает первую, плательщик не обязан платить НДС, а разница переносится на следующий период и вычитается из налогового обязательства за следующий период, либо возвращается плательщику.

В соответствии с действующим законодательством, не признаются объектом налогообложения НДС:

  • обороты по реализации товаров (работ, услуги), используемые иностранными дипломатическими миссиями и приравненными к ним представительствами, и товары (работы, услуги), используемые лично сотрудниками и обслуживающим персоналом дипломатических представительств и проживающими с ними членами их семей. Эта льгота предоставляется в виде возврата налога дипломатическим миссиям и приравненным к ним представительствам;
  • суммы, полученные уполномоченными органами за совершаемые действия при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (государственная пошлина, патентные пошлины, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, иными уполномоченными органами), платежи в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
  • имущество, вносимое в качестве взноса (вклада) в уставный фонд организации в установленных учредительными документами размерах;
  • обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами;
  • перечисляемые в бюджет поступления от приватизации и сдачи в аренду государственных предприятий.

Налог на добавленную стоимость взимается по следующим ставкам:

  • Ноль (0) процентов: экспортируемые товары; работы и услуги, по сопровождению, погрузке, перегрузке, и иные подобные работы и услуги, непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы (услуги) по производству товаров из давальческого сырья (материалов).
  • Десять (10) процентов: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Рес-публики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Рес-публики Беларусь.
  • Восемнадцать (18) процентов: реализация и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, не перечисленные выше. Кроме того, в соответствии с законом, товары и услуги с регу-лируемыми ценами (тарифами) с учетом налога, облагаются по ставкам, составляющим, соответственно, 9,09 и 15,25 процента.

Имеется ряд наименований товаров (работ, услуг), обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь не облагаются НДС, в том числе лекарственные средства, медицинская техника, приборы и оборудование, медицинского назначения; ветеринарные услуги; услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуги по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях, обучению детей и подростков в кружках, секциях и студиях, музыкальных школах и специализированных учебно-спортивных учреждениях; услуги в сфере образования, связанные с образовательным процессом, оказываемых финансируемыми из республиканского или местных бюджетов учреждениями образования, а также учреждениями образования потребительской кооперации, высшими учебными заведениями Федерации профсоюзов Беларуси, а также научными организациями, осуществляющими послевузовское образование; услуги в сфере культуры и искусства; банковские и страховые услуги; услуги учреждений связи, оказываемых физическим лицам, услуг, в том числе по доставке пенсий, средств массовой информации и т.п.

В соответствии с действующим законодательством НДС в отношении импортируемых (экспортируемых) товаров взимается по принципу страны назначения.

При ввозе на таможенную территорию Беларуси освобождаются от НДС следующие товары:

  • транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и (или) пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для нормальной эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
  • товары, перемещаемые транзитом через таможенную территорию Республики Беларусь и предназначенные для третьих стран;
  • товары, предназначенные для реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;
  • иные категории товаров, установленные законодательством.

Товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Бела-русь без уплаты налога, могут использоваться либо реализовываться только на территории Республики Беларусь и в тех целях, в связи с которыми предоставлено такое освобождение от налогообложения. Использование указанных товаров в иных целях допускается с разрешения таможенного органа, произведшего таможенное оформление этих товаров, при условии уплаты налога и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством Республики Беларусь.

Акцизы

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об акцизах» на всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов устанавливаются в белорусских рублях в расчете на физическую единицу измерения объема облагаемого акцизом товара. Ставки акцизов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Перечень облагаемых акцизами товаров может уточняться Президентом Республики Беларусь.

Алкогольные напитки и табачные изделия, предназначенные для реализации, подлежат маркировке акцизными марками. Порядок маркировки и уплаты акцизов по таким товарам устанавливается законодательством.

От обложения акцизами освобождаются:

  • подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь;
  • реализуемые (передаваемые) конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению;
  • спирт, отгруженный (отпущенный) для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство.

В случае использования в качестве сырья для изготовления готовой продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены суммы акцизов, сумма акцизов, подлежащая уплате по уже готовой подакцизной продукции, уменьшается на сумму акцизов, уплаченную по сырью, использованному для ее производства.

При реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых:

  • установлены адвалорные ставки акцизов, подлежащие уплате суммы акцизов уменьшаются на суммы акцизов, уплаченные при ввозе таких подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь. В случае последующей перепродажи ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров уплата акцизов не производится;
  • установлены твердые (специфические) ставки акцизов, уплата акцизов не производится в случаях, если по данным подакцизным товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.

На 2008 год установлены следующие ставки акцизов:

Ставки акцизов на подакцизные товары

Наименование товара

Единица обложения

Ставки акцизов в 2008 году (в рублях за единицу обложения)

с 1 января по 30 июня

с 1 июля по 31 декабря

1. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта 28 процентов и более (за исключением спиртов, виноматериалов и спиртосодержащих растворов, коньяков, бренди, кальвадоса, коньячных напитков и вин) и напитки винные

1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

14 010

14 430

2.Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 7 до 28 процентов, за исключе-
нием спиртосодержащих растворов, виномате-
риалов, вин, напитков винных и пива

-//-

10 590

10 910

3. Коньяк, бренди, кальвадос, коньячные напитки

-//-

11 810

12 170

4. Вина плодовые крепленые ординарные и виноградные (за исключением натуральных, в том числе игристых, шампанских, газированных и шипучих, а также особых и оригинальных, плодовых крепленых марочных, улучшенного качества и специальной технологии, фруктово-ягодных натуральных)

-//-

3 790

3 910

5. Вина плодовые крепленые марочные, улучшенного качества и специальной технологии

-//-

2 000

2 060

6. Вина плодовые особые и виноградные оригинальные

 

10 490

12 590

7. Вина фруктово-ягодные натуральные

1 литр готовой продукции

0

0

8. Вина натуральные, за исключением игристых, шампанских, газированных и шипучих

 

570

590

9. Вина игристые, шампанские, газированные и шипучие

-//-

2 040

2 100

10. Напитки слабоалкогольные с объемной долей этилового спирта до 7 процентов

1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

6 890

7 100

11. Пиво:

 

 

 

11.1. с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно

1 литр готовой продукции

0

0

11.2. с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента до 7 процентов

-//-

160

170

11.3. с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта 7 процентов и более

-//-

460

470

12. Спирт:

 

 

 

12.1. этиловый из пищевого сырья

1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

5 920

6 100

12.2. этиловый-сырец из пищевого сырья, отпущенный организациям Республики Беларусь для производства спирта этилового ректификованного

1 литр готовой продукции

0

0

12.3. этиловый ректификованный из пищевого сырья, отпущенный организациям Республики Беларусь для производства алкогольной продукции, уксуса

-//-

0

0

12.4. этиловый ректификованный технический

1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

40

40

13. Спиртосодержащие растворы* с объемной долей этилового спирта 7 процентов и более (за исключением отпущенных организациям Республики Беларусь для производства безалкогольных напитков)

-//-

14 440

14 880

14. Спиртосодержащие растворы* с объемной долей этилового спирта до 7 процентов, а также отпущенные организациям Республики Беларусь для производства безалкогольных напитков

1 литр готовой продукции

0

0

15. Табачная продукция:

15.1. табак трубочный

1 килограмм

55 070

56 740

15.2. табак курительный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)

-//-

27 670

28 510

15.3. сигары

1 штука

1 580

1 630

15.4. сигариллы

1 000 штук

11 010

11 340

15.5. сигареты с фильтром, розничная цена на которые установлена в размере:

-//-

15.5.1. до 60 000 рублей

-//-

5 670

5 850

15.5.2. от 60 000 до 125 000 рублей

-//-

7 380

7 600

15.5.3. от 125 000 рублей

-//-

7 950

8 190

15.6. сигареты с фильтром, розничная цена на которые не установлена

-//-

7 950

8 190

15.7. сигареты без фильтра

-//-

2 530

2 610

15.8. папиросы

-//-

1 580

1 620

16. Микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные в грузовые (коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 8702, 8703 и 8704), за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов:

16.1. мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно

0,75 киловатта
(1 лошадиная сила)

0

0

16.2. мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно

-//-

1 260

1 300

16.3. мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.)

-//-

12 600

12 980

17. Бензины автомобильные:

17.1. марок А-98, А-96, АИ-95

1 тонна

1 005 830

1 036 390

17.2. марок АИ-93, А-92, АИ-91

-//-

886 910

913 850

17.3. других марок

-//-

707 420

728 910

18. Дизельное топливо:

18.1. дизельное топливо товарное

-//-

569 740

587 040

18.2. дизельное топливо, отгруженное (отпущенное) для производства биодизельного топлива, топлива дизельного, соответствующего СТБ 1658-2006 (EN 590 : 2004)

-//-

0

0

19. Биодизельное топливо, топливо дизельное, соответствующее СТБ 1658-2006 (EN 590 : 2004)

-//-

79 090

81 490

20. Иное топливо, используемое в качестве автомобильного:

20.1. судовое

-//-

569 740

587 040

20.2. прочее

-//-

0

0

21. Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

-//-

94 050

96 910

______________________________
*Кроме растворов с денатурирующими добавками; спиртосодержащих лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств и препаратов, допущенных к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством; спиртосодержащих средств, изготавливаемых аптечными организациями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты; спиртосодержащих средств и препаратов ветеринарного назначения, допущенных к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством; спиртосодержащих парфюмерно-косметических средств.

Импортные таможенные пошлины

В соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией были упразднены таможенные границы между Россией и Беларусью и согласованы ставки таможенных пошлин обеих стран. В настоящее время в Беларуси и в России ставки таможенных пошлин, действующие на постоянной основе, почти совпадают.

К товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, применяются ставки таможенных пошлин, утвержденные Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь. Ставки импортных пошлин, установленные Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин», взимаются по ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наиболее благоприятствуемой нации.

Товары, происхождением из стран, в отношении которых действует режим свободной торговли в торговых и экономических отношениях, и ввозимые на таможенную территорию Беларуси из этих стран, освобождены от таможенных пошлин, за исключением случаев, обозначенных в названном Указе.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (преференций);

Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Бела-русь, страна происхождения которых не установлена, облагаются ввозными таможенными пошлинами, установленными вышеназванным Указом, за исключением случаев наличия достоверных сведений о том, что страной происхождения товаров является страна, в торгово-политических отношениях с которой Республика Беларусь не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. В этих случаях в отношении таких товаров применяются ставки ввозных таможенных пошлин, увеличенные вдвое.

В отношении ввозимых на таможенную территорию Республики Бе-ларусь отдельных товаров, происходящих из развивающихся стран (территорий), предоставляются тарифные преференции в виде снижения ставок таможенных пошлин на 25 процентов от установленных Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин», а в отношении отдельных товаров, происходящих из наименее развитых стран (территорий), - в виде освобождения от обложения таможенными пошлинами.

Перечни развивающихся стран (территорий), наименее развитых стран (территорий) и товаров, при ввозе которых применяются указанные преференции, определены Декретом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2003 г. № 14 «Об установлении тарифных преференций».

Когда декларируются товары, ввозимые в страну на условиях свободного обращения, импортные пошлины подлежат уплате до выдачи та-моженным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим свободного обращения.

Налог на недвижимость

Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, по соответствующим объектам налогообложения исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц.

Налогом облагается стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во владении организаций, объектов неза-вершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных строительством (далее - здания и строения).

Годовая ставка налога на недвижимость:

  • для организаций устанавливается в размере 1 процента;
  • со стоимости зданий и строений, принадлежащих физическим лицам, зданий и строений, принадлежащих гаражно-строительным кооперативам, потребительским кооперативам автостоянок, садоводческим товариществам, созданным за счет личных взносов граждан, а также зданий и строений, используемых индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, устанавливается в размере 0,1 процента;
  • для организаций, имеющих в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты, по которым превышены нормативные сроки строительства, установленные проектной документацией) и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 процентов со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства.

Налогом не облагаются объекты социально-культурного назначения, основные средства организаций, принадлежащих обществам инвалидов, основные средства, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки, жилые помещения (квартиры, комнаты) в многоквартирных домах, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, здания и строения (за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности), принадлежащие пенсионерам и инвалидам и т.п.

Налог на недвижимость по объектам недвижимого имущества, расположенным за пределами административно-территориальной единицы (района), на территории которой организация состоит на учете в налоговых органах, уплачивается в бюджет административно-территориальной единицы (района) по месту расположения таких объектов недвижимого имущества. Органы местного управления имеют право предоставлять физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, льготы, а также увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза ставки налога (кроме случаев изменения ставок для конкретных плательщиков в индивидуальном порядке).

Земельный налог

Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных).

Сумма земельного налога исчисляется в зависимости от качества и местонахождения земельного участка, независимо от результатов пред-принимательской или иной деятельности владельца, пользователя или собственника. Налог на сельскохозяйственные угодья исчисляется в соответствии с данными, указанными в земельном кадастре. Размер налога устанавливается раз в год в виде фиксированного платежа в расчете на каждый гектар земельного участка.

Освобождены от налога некоторые категории граждан (в том числе ветераны войны, пенсионеры, инвалиды и лица, пострадавшие в результате Чернобыльской аварии).

Органы местного управления имеют право увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога для отдельных категорий плательщиков, но не более, чем в два раза, предоставлять физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями льготы по уплате земельного налога.

Земельные участки, находящиеся во временном пользовании и не возвращенные в установленный срок, незаконно занятые земельные участки, а также земельные участки, площадь которых превышает установленные нормы отвода, облагаются земельным налогом по ставке, в 10 раз превышающей стандартную.

Налог за использование природных ресурсов (экологический налог)

Плательщиками налога за использование природных ресурсов (экологического налога) являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, а также индивидуальные предприниматели.

Налогом за использование природных ресурсов облагаются:

  • объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
  • объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
  • объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;
  • объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;
  • объемы отходов производства, размещенных на объектах размещения отходов, а также объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
  • объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.

Ставки налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, устанавливаются Президентом Республики Беларусь. За переработку 1 тонны нефти или нефтепродуктов налог взимается по ставке 2800 белорусских рублей.

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх уста-новленных лимитов либо без установленных лимитов, налог взимается по ставке, в 15 раз превышающей базовую ставку налога.

За превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается по ставке, в 10 раз превышающей базовую ставку налога.

За размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, налог взимается по ставке в 15 раз превышающей базовую ставку налога.

Юридические лица, финансируемые из бюджета Республики Беларусь, не облагаются налогом. Льготы по налогу за использование природных ресурсов устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Налог на приобретение автомобильных транспортных средств

Плательщиками налога на приобретение автомобильных транспортных средств являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, за исключением организаций, финансируемых из бюджета (бюджетных организаций), и физические лица (за исключением граждан, приобретающих легковые автомобили и прицепные устройства к ним в частную собственность), приобретающие автомобильные транспортные средства, подлежащие обязательной регистрации.

Налоговая ставка устанавливается в размере 5 процентов от цены приобретения автомобильного транспортного средства без учета налога на добавленную стоимость.

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь

Плательщиками сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы и физические лица - владельцы (пользователи) автомобильных транспортных средств иностранных государств, использующие автомобильные дороги общего пользования Республики Беларусь.

Объектами налогообложения признаются автомобильные транспортные средства: въезжающие на территорию Республики Беларусь; перемещающиеся по территории Республики Беларусь транзитом.

Ставки сбора за проезд и условия проезда автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

Статьей 8 Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Бе-ларусь на 2008 год» для организаций установлен сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в размере 2,0 процента от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) (с банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением Национального банка Беларуси, этот платеж взимается с дохода за вычетом расходов на уплату процентов и других банковских расходов; для организаций, осуществляющих торговую, заготовительную деятельность, деятельность по предоставлению услуг общественного питания этот платеж взимается с валового дохода, а у страховых организаций – от прибыли).

Несколько групп организаций освобождены от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. К ним относятся бюджетные организации, организации, осуществляющие производство продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов питания, организации потребкооперации, за исключением выручки, полученной от реализации товаров собственного производства, облагаемых акцизами, организации, осуществляющие научную деятельность, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям и др.

Местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня.

Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, ежегодно устанавливается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. В настоящее время это:

  • налог с продаж товаров в розничной торговле (налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем: при реализации товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь и выпущенных в свободное обращение в Республике Беларусь, - 15 процентов нало-говой базы, других товаров - 5 процентов налоговой базы);
  • налог на услуги (размер налоговых ставок не может превышать 10 процентов налоговой базы);
  • целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);
  • сборы с пользователей (налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения);
  • сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);
  • курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 про-центов стоимости курортной путевки).

При введении местных налогов и сборов местные Советы депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь и законом о бюджете определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, а также сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, при введении сборов с пользователей определяют налоговую базу.

Местные Советы депутатов в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь могут устанавливать налоговые льготы по ме-стным налогам и сборам.

Специальные режимы налогообложения

В Республике Беларусь для отдельных категорий плательщиков предусмотрены специальные режимы налогообложения, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей. К ним относятся:

  • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • единый налог при упрощенной системе налогообложения;
  • налог на игорный бизнес;
  • налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
  • ремесленный сбор;
  • сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции применяется производителями сельскохозяйственной продукции. Налог уплачивается по ставке 2 процента валовой выручки.

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц применяется индивидуальными предпринимателями при розничной торговле товарами, отнесенными к товарным группам по перечню, и при оказании потребителям услуг (выполнении работ) по перечню таких услуг (работ). Ставки единого налога устанавливаются местными органами управления в пределах его базовых ставок в евро в зависимости от: населенного пункта, в котором осуществляется деятельность; места осуществления деятельности в пределах населенного пункта; режима работы; иных условий осуществления видов деятельности.

Единый налог при упрощенной системе налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями, а также организациями, у которых количество наемных работников не превышает 100 человек, а годовая выручка – 2 млрд. рублей. Налог уплачивается по ставке 10 процентов валовой выручки. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость, ставка единого налога при упрощенной системе налогообложения установлена в размере 8 процентов. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход, ставка налога - 20 про-центов. При этом валовой доход в качестве налоговой базы вправе использовать организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 5 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 600 млн. рублей в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания.

Налог на игорный бизнес применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса. Ставки налога установлены в евро за единицу объекта игрового оборудования (игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы).

Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности применяется организациями, являющимися организаторами лотерей. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от организации лотерейного процесса за минусом начисленного призового фонда лотереи.

Ремесленный сбор применяется физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

Сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма применяется физическими лицами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

Подоходный налог с физических лиц

Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года: физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ и (или) за ее пределами; физическими лицами, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь - от источников в РБ. Есть несколько видов дохода, не облагаемого этим налогом:

  • не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей доходы, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в пределах ста пятидесяти базовых величин;
  • стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов;
  • все виды социальных пособий (пенсии, выплаты в рамках госу-дарственных систем социального страхования и социального обеспечения (за исключением пособий по временной нетрудоспособности), пособия, выплачиваемые государством лицам, пострадавшим в результате Черно-быльской аварии, и стипендии учащихся, студентов и слушателей учебных заведений;
  • средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет, а автотранспортные средства – раз в год);
  • доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках;
  • проценты и прибыль по депозитам в банковских учреждениях и по государственным ценным бумагам;
  • доходы, получаемые от физических лиц в виде наследства независимо от суммы;
  • доходы, получаемые от физических лиц в результате дарения в пределах пятисот БВ в сумме от всех источников в год.

Подоходный налог с физических лиц взимается по прогрессивным ставкам. Ставки налога (9, 15, 20, 25 и 30%) устанавливаются дифференцированно, в зависимости от размера налогооблагаемого дохода.

Дивиденды и подобные им доходы, доходы, полученные за выполнение общественных обязанностей в комиссиях по подготовке и проведению выборов, референдума, по проведению голосования по отзыву депутата, а также доходы, получаемые плательщиками от налоговых агентов, не являющихся местом их основной работы (службы, учебы), облагаются налогом по ставке 15 процентов. Доходы, полученные наследниками (правопреемниками) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе наследниками лиц, являющихся субъектами смежных прав, облагаются налогом по ставке 40 процентов. Доходы от сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений физическим лицам в размере, не превышающем пятисот БВ в год, облагаются налогом в фиксированных суммах.

Указанные доходы в совокупный годовой доход не включаются и декларированию не подлежат.

Плательщики при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными, имущественными и профессиональными налоговыми вычетами.

При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

  • в размере 1 БВ за каждый месяц года;
  • в размере 2 БВ на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 162 родители трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет (многодетные семьи) или детей-инвалидов, имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 4 БВ на каждого ребенка в возрасте до восемнадцати лет за каждый месяц года;
  • в размере 10 БВ за каждый месяц года следующие категории плательщиков:

    лица, заболевшие и страдающие лучевой болезнью в результате Чернобыльской аварии, и лица, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии;
    ветераны различных войн;
    инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.

Плательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним), фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.

Плательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:

  • в сумме фактически произведенных плательщиком, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, расходов на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним) и фактически израсходованных им на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры;
  • в сумме фактически произведенных плательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, за исключением реализации плательщиком принадлежащих ему ценных бумаг и финансовых инструментов срочного рынка, базисным активом по которым являются ценные бумаги.

Право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории плательщиков:

  • плательщики - индивидуальные предприниматели и приравненные к ним для целей налогообложения лица (частные нотариусы) - в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности;
  • плательщики, получающие доходы от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением таких доходов;
  • плательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов;
  • плательщики - спортсмены и их тренеры, получающие доходы от личной деятельности за участие в коммерческих, спортивных соревнованиях (играх, выступлениях), при условии, что такая деятельность осуществляется плательщиками не в рамках командного участия, – в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов.


сундук