Отзывы о банках



Наличка или пластик

     15 ноября 2010 г.


Наличка или пластик


«Глас народа» - это проект, направленный на изучение мнения людей о банках и банковских услугах. Сегодняшний наш опрос посвящен пластиковым карточкам. Не секрет, что столица считается городом с хорошим покрытием терминалами и распространенностью пластиковых карточек.

Мы решили выяснить у минчан, насколько часто они пользуются пластиковыми карточками, какие испытывают неудобства и что хотели бы добавить к банковским сервисам.

Вначале – немного статистики. На этот раз мы опросили 16 человек, из них 9- мужчин, 7 – женщин. Молодежь (до 30 лет) была представлена 3-мя респондентами, десять опрошенных нами мы отнесли к людям средних лет (от 30-ти до 50-ти лет), еще трое - находятся в преклонном возрасте.

Вопрос №1. Как часто вы пользуетесь банковской пластиковой карточкой?

Практически две трети опрошенных нами уверенно ответили на этот вопрос «постоянно». При этом многие говорили, что пользуются карточкой практически каждый день. Один из интервьюируемых нами даже отметил, что карточка является привычным делом в его семье на протяжении двух последних лет.


Другая часть респондентов (шесть человек) сказали, что пользуются карточкой не так часто. В основном, это сводится к банальному снятию наличных с зарплатной карточки в банкомате. Затем они предпочитают пользоваться наличными. О причинах своих привычек люди рассказали при ответах на второй вопрос.

Вопрос №2. Что происходит чаще - снятие наличных или оплата карточкой, например, в магазине? Почему?

Само собой разумеется, что те десять человек, которые отдали предпочтение пластиковой карточке при ответе на предыдущий вопрос, говорили о ее преимуществах при оплате товаров и услуг:

- Я плачу по карточке, так как не надо брать с собой наличные деньги
- Я не снимаю наличку, только оплачиваю карточкой, так удобнее
- Это удобнее, надежнее
- Я плачу только карточкой, а наличными - только за маршрутку или мелкие услуги


Большая часть белорусов, что очевидно, уже успели оценить те удобства, которые несет карточка по сравнению с наличными деньгами. Поэтому мы услышали и о том, что некоторые вообще не снимают с карточки зарплату, а производят все платежи по ней безналичным образом. Из преимуществ пластика также были названы отсутствие необходимости искать сдачу при расчете и вообще – носить с собой много мелких купюр.

Другие с ними не соглашались и на этот вопрос отвечали в пользу наличных денег:

- Мне удобнее - с наличкой, по наличным я чувствую, сколько можно потратить, а если плачу карточкой, то не думаю о деньгах.

Этот серьезный довод в пользу экономии средств высказали сразу два респондента. Интересно, что данное мнение подтверждено и статистикой, согласно которой средний чек по карточке больше, чем наличными.

Чтобы ничего не оставить на карточке, некоторые идут дальше – снимают кратную определенной купюре сумму, а на сумму остатка проводят оплату за мобильный телефон. После этого на карточек остается «0».

Ряд респондентов также высказался в том духе, что оплата по карточке больше распространена за границей. Поэтому некоторые имеют по две карточки – одна из которых используется для расчетов внутри страны, а другая – за рубежом.

Вопрос №3. Как вы контролируете свои деньги на карточке?

Многие говорили о том, что пользуются услугой проверки баланса по счету в банкомате или инфокиоске. Более популярен этот вид поверки баланса у тех, кто чаще снимает наличные с карточки. Это и понятно. Подошел к устройству, проверил сколько денег на карточке – и снял.

У тех же, кто предпочитает чаще расплачиваться карточкой, также популярен sms-банкинг. Об этом виде услуг говорили пять человек. Один респондент также отметил доступность интернет - банкинга, а двое сказали, что ощутили удобство, когда на электронную почту приходят сообщения о движении по счету.


Таким образом, налицо ситуация, когда люди, которые часто пользуются карточками, попутно используют и предоставляемые банком иные услуги ДБО (дистанционного банковского обслуживания). А те, кто карточкой пользуются мало и предпочитают наличные, и не помышляют об sms- или интернет-банкинге.

Вопрос №4. Как вы считаете, что нужно, чтобы вы чаще оплачивали товары и услуги вашей карточкой?

Прежде всего отметим, что многие из тех, кого мы опросили, говорили, что и так прибегают к оплате карточкой товаров и услуг довольно часто. При этом они считают, что никаких новшеств применять не следует. Однако, четверо из наших респондентов также отметили, что не против рассчитываться карточкой еще чаще, если будут получать за это определенные скидки или бонусы.

Приверженцы же наличных денег, в свою очередь говорили, что еще не подошло то время, чтобы повсеместно люди рассчитывались карточками, поскольку все привыкли к наличке. Для большего внедрения безналичных платежей необходимо популяризировать карточки, давать людям больше информации о безопасности. Некоторые говорили и о практике использования карточек. Поскольку, по их мнению, оплата по карточке происходит обычно дольше, чем наличными, нужно ускорить эти услуги.


Затронули и проблему, связанную с замещением за рубежом магнитных карточек на чиповые. Так как в Беларуси, по словам наших респондентов, пока чиповые карточки не выпускают, при пользовании за рубежом магнитными карточками возникали вопросы. Например, мало терминалов, принимающих магнитные карточки к оплате, поэтому приходится снимать деньги в банкоматах и пользоваться затем наличными.

Вопрос №5. Каких сервисов или услуг по пластиковой карточке вам не хватает?

Многие (десять из опрошенных нами) говорили, что им достаточно сервисов, предлагаемых банками по пластиковой карточке, «просто люди многих вещей не знают».


Впрочем, были затронуты и некоторые проблемы, например, небольшое количество терминалов в магазинах одежды и практически полное их отсутствие - на рынках. Говорили и о неудобствах, когда при внесении денег на пластиковую карточку в отделении банка требуется паспорт, а банкоматы иногда не работают, и находятся далеко друг от друга. Таким образом, люди желали, чтобы банки выводили сервисное обслуживание терминалов на более высокий уровень, и предоставляли своим клиентам все необходимее услуги ДБО, так как пока не все из них предоставляют sms- и интернет-банкинг.

Становится совершенно очевидно, что многие белорусы, независимо от возраста и статуса, пользуются карточками, и довольно часто. Предлагаемые банками клиентам сервисы используются активно. Однако, по-прежнему велика доля и тех людей, кто настороженно относится к пластиковым карточкам и предпочитают пользоваться наличными. На наш взгляд, среди них есть как убежденные «приверженцы», которые считают, что таким образом они экономят свои средства, так и целый пласт людей, потенциально готовых использовать карточки. Просто им не хватает опыта, уверенности и знаний. Популяризация карточек и реклама сопутствующих банковских услуг призвана уменьшить число таких клиентов.

www.infobank.by 


 
сундук