На любой товар найдется покупатель
 29 сентября 2010 г.

На любой товар найдется покупатель


  ЗАО «Белреализация» – первая компания в Республике Беларусь, занимающаяся специализированной реализацией залогового имущества банков, а также объектов, возвращенных из лизинга. Вопросы, касающиеся специфики работы компании, мы задали директору компании Павлу Агеенкову.

- Случается ли вам выступать в роли коллекторов – помогаете «выбивать» долги?

- Нет. Мы помогаем только реализовывать имущество, которое взыскатели или кредиторы получают в счет погашения долга. К примеру, есть некий завод, который получил кредит под залог трактора. Он должен рассчитаться с банком. У него нет денег, но есть заложенный трактор. Вопрос: что делать заводу- кредитополучателю и банку с трактором. Продавать? Но как и за какие деньги? Мы помогаем в таких случаях с реализацией. Специализация нашей компании – любые непрофильные активы.

- С кем из банков и лизинговых компаний вы работаете сегодня?

- Мы работаем с большинством банков и лизинговых компаний. Что касается банков, то речь тут о филиалах. Понятно, что не в каждом филиале есть какая-то просроченная задолженность. Строго говоря, партнерские отношения у нас есть практически со всеми финансовыми институтами.

- Какие комиссионные берете?

- От 5 до10 процентов. Процент зависит, во- первых, от стоимости имущества: дорогой грузовой автомобиль или строительную технику мы реализуем за 5 процентов, имущество более дешевое – за более высокий процент, но не больше 10-ти. Если имущество реализуется судами, а у нас договоры заключены с судебными инстанциями, суды сами в договорах прописывают 10 процентов.

- Кто и как формирует стоимость залогового объекта, который вы беретесь реализовывать?

- Стоимость объекта диктует сам собственник. Как это на практике бывает: банк говорит, что не закрыт кредит на 100 млн. рублей, но в залоге есть автомобиль МАЗ, мы хотим продать его за 100 млн. рублей. Откуда сумма – понятно, я думаю. И мы беремся за работу, в любом случае. Анализируем рынок, изучаем, сколько стоит такой новый автомобиль, какой нормальный процент износа, среднерыночные предложения и так далее.

- Чаще всего, насколько выставляемая сумма объективна и, так сказать, реальна?

- Чаще - объективна. Однако, много возникает нюансов, когда потом выясняется, что техника не всегда в состоянии нормального износа.

- Вы реализуете объект в том виде, в каком получили – без тюнинга и ремонта?

- Да, однако по согласованию с клиентом мы можем произвести предпродажную подготовку (помывка, химчистка, устранение мелких неполадок и т.д.).

- Согласно договору, вы берете на себя обязательства по продаже техники, или есть возможность «отступить»?

- Мы берем на себя обязательства проанализировать рынок, прорекламировать товар, подобрать покупателя, продемонстрировать ему товар, провести переговоры, заключить договор. В-общем полный комплекс мероприятий по продаже имущества. Есть компании, с которыми у нас оговорены сроки – чем больше времени проходит, тем меньше становится процент вознаграждения. Брать на себя обязательства, что мы за какой-то короткий промежуток времени продадим технику - нерационально, потому что всё же не все подходят трезво к ценообразованию. Но мы сами понимаем, что чем быстрее и дороже мы продадим технику, тем быстрее и больше будет наше вознаграждение.

- Были ли случаи, когда не удавалось продать объект?

- Да, единичные случаи были. Они были связаны с тем, что лизинговая компания или банк самостоятельно продавали технику, и на 30-40 процентов дешевле, чем должны были продать мы. Были случаи, когда нас использовали в качестве «страшилок»: клиент видел, что угроза реальна, и не сегодня-завтра залог или предмет лизинга будет реализован силами нашей компании и выплачивал долг.

То есть таких случаев, чтобы мы не справились с работой, не было. На любой товар находится покупатель.

- Почему банк или лизинговая компания обращается к вам, а не к коллекторам? Чем это выгодно?

- В широком понимании, коллекторы – это скупщики долгов. Белорусские коллекторы занимаются сбором долгов. Они представляют интересы в судах, используют разные инструменты «выбивания» долгов и получают за это процент. Это чаще всего юристы, психологи, возможно бывшие сотрудники силовых структур. То есть это не специалисты, которые знают, что и как делать с техникой.
Держать в штате специалистов по продаже разнородного имущества невыгодно, потому что сегодня может быть много проблем с долгами, а завтра ситуация может измениться. Это трудоемкий процесс, который лучше отдать на аутсорсинг профессионалам.

- Насколько услуга уникальна в рамках нашей страны и за ее пределами?

- В отношении банков мы предоставляем уникальную услугу. Даже в рамках соседних стран, таких как Украина и Россия. Там, как правило, наши коллеги предлагают информационный сервис – интернет-портал, на котором размещают информацию о продаже имущества. То есть просто берут деньги за размещение информации о продаваемых предметах залога и лизинга у себя на сайте.

- Компания была создана около полутора лет назад, то есть в самый разгар кризиса. Вы намеренно использовали кризис для старта?

- Да. Идея зрела долгое время. И были разовые работы в этом направлении. Идея по созданию такой компании была и у Союза лизингодателей. Когда пришел кризис, оказалось, что без этого жить нельзя.

- Нет ли опасений, что когда кризис закончится, упадет спрос на ваши услуги?

- Нет. Период кризиса способствовал становлению на ноги и популяризации всех финансовых институтов. Все станет на свои места, но если на сегодняшний день в банках задолженность 5-7 процентов, в некризисное время – это 2-3 процента. То есть проблема не будет острой, но она все равно будет.

Но если работы будет мало, займемся другим сервисом – например, предложим осуществление контроля за залоговым имуществом.

- Похвастайтесь достижениями…

- Мы работаем чуть больше полутора лет. За это время в банки и лизинговые компании было возвращено с нашей помощью около 15 млрд. рублей. При небольшом сроке работы и числе сотрудников 16 человек - это отличный результат.

www.infobank.by
Беседовала Мария Гармаза



сундук