Отзывы о банках



Лизинговый романтизм прошел
 24 марта 2010 г.

Лизинговый романтизм прошел

Во всем мире экспортный лизинг – реально и давно работающий механизм по продвижению отечественной техники и оборудования на территории зарубежных стран. Любое государство заинтересовано в расширении своей экспансии. Однако наш экспортный лизинг пока находится только в начале этого долгого и тернистого пути. Мы попросили подробнее рассказать, как развивается экспортный лизинг в Беларуси и каковы, в целом, перспективы рынка лизинга, Александра Ивановича Цыбулько, Председателя ОО «Белорусский союз лизингодателей».


- Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, на каком этапе развития находится сейчас экспортный лизинг в Беларуси?

- Мы считаем, что данное направление сегодня чрезвычайно интересно как для экономики страны, так и для всего лизингового сообщества в связи с тем, что в прошлом году вышел Указ №465, предусматривающий ряд мер по созданию условий для развития экспортного лизинга.

В настоящее время Союз лизингодателей совместно с государственным лизинговым оператором ОАО “Промагролизинг” готовит ряд сопутствующих нормативных актов, которые позволят в полном объеме использовать все возможности экспортного лизинга. Это поможет увеличить экспортные поставки белорусской техники в страны, сотрудничающие с нами на условиях лизинга, что позволит им в полном объеме оплачивать данные поставки.

- А как сейчас идет становление экспортного лизинга, чего не хватает?

Процесс сегодня идет не так быстро, как того хотелось. В первую очередь, это связано с тем, что схема экспортного лизинга у нас в стране не отлажена. Она не развивалась предыдущие годы, поскольку не было соответствующих законодательных предпосылок. А сегодня мы столкнулись с рядом проблем, которые уже не зависят от белорусского законодательства.

Сложности возникают в странах, в которых мы пытаемся реализовать нашу продукцию на условиях международного лизинга. Например, в России мы столкнулись с проблемой регистрации движимого имущества: автомобилей, тракторов, самоходной техники. Также существует ряд проблем, связанных с таможенным оформлением объектов, ввозимых по договорам лизинга в Российскую Федерацию. Все это- несмотря на то, что у нас существует единое таможенное пространство.

Сейчас мы проводим несколько пилотных проектов совместно с Украиной. В них должны проявиться все узкие места, которые обычно невозможно предугадать на момент подготовки договора. Такие моменты обычно проявляются только на стадии реализации. Поэтому с помощью пилотного проекта мы сможем работать над их устранением.

- С какими из зарубежных стран планируется работа в будущем?

- К практической части мы приступили с января этого года. И на сегодняшний момент наша задача состоит в том, чтобы отладить работу в таких странах как Россия и Украина. Создано также совместное предприятие в Чехии, которое должно работать на Западную Европу. Вот какие ориентиры заданы сегодня.

Очевидно, что в каждом из этих государств существует внутреннее законодательство. В связи с этим возникает масса вопросов по каждой отдельно взятой стране. Не урегулировав их, мы не сможем реализовать полностью задачи, которые перед нами поставлены. Для снятия проблем мы регистрируем в России два дочерних предприятия и покупаем готовую лизинговую компанию в Украине.

- Александр Иванович, можете ли вы рассказать, какие нововведения планируются в скором будущем в нашем законодательстве?

- Что касается законодательства, то в IV квартале прошлого года была проведена большая работа по внесению изменений в инструкцию №75 по бухгалтерскому учету. Вступила в действие особая часть Налогового Кодекса, в которой есть много положений, затрагивающих лизинг. Что касается 2010 года - предстоит огромная работа, связанная с приведением положений о лизинге в соответствие с инструкцией №17 МСФО. Все это - огромный пласт проблем, которые надо решить и сдать в форме законодательных актов.

- Недавно вы говорили, что в связи с кризисом рынок лизинга просел, и возможно, останутся только самые стойкие лизинговые компании. Скажите, что надо предпринять, чтобы остаться на плаву?

- Да, действительно, многих лизинговых операторов, которые работали на нашем рынке, мы не досчитаемся по окончании кризиса. Беларусь не уникальна в этом вопросе: везде происходит концентрация лизинга - в России, Украине, Западной Европе.

По многим оценкам до 30% лизинговых компаний в России прекратят свое существование путем ликвидации, присоединения к другим, более мощным игрокам, либо слияния нескольких небольших компаний в одну крупную. Та же ситуация сегодня наблюдается и в Беларуси. Некоторые компании уходят с рынка, есть несколько компаний, которые вскоре прекратят свое существование. А некоторые лизинговые компании, наоборот, укрепляют свое положение, увеличивая обороты.

Что сделать? Готовых рецептов никто не может дать. В условиях кризиса я вижу успех лизинговой компании в следующем: есть неписаное правило, которого придерживаются все лизинговые компании. Это и размер аванса, и исследование надежности клиента. Те компании, которые в докризисный период не пренебрегали этими правилами, сегодня выжили и успешно работают, наращивая свои обороты. Те же компании, которые пользовались упрощенной системой анализа финансового состояния клиента, заключали сделки, как звучит в рекламе, за 2-3 часа, были наказаны за столь легкомысленное отношение к лизингу.

Лизинговый романтизм прошел. На самом деле, это очень серьезный бизнес, требующий серьезного аналитического подхода. Компании с таким подходом, конечно, выживут. Многие находят свою нишу в узкой специализации, где нет особых конкурентных проблем. Некоторые, особенно банковские компании, наоборот, расширяют спектр своей деятельности. Но у них другая ситуация - нет недостатка в ресурсах, поэтому стоит задача максимально наращивать объемы, естественно с хорошими, надежными клиентами. Я думаю, что выживут наиболее серьезные, приспособленные к рынку игроки.

Кризис, несомненно, наложил свой отпечаток на рынок лизинга во всем мире. Однако, в отличие от стран с более развитым рынком, в нашей стране игроки действовали с достаточной осторожностью. Это позволило избежать такого сильного проседания, как, например, в России. Тем не менее, для успешного преодоления переломного момента ситуация потребует от лизинговых компаний максимальной концентрации сил. А от государства – законодательного содействия данной сфере. Все это значительно облегчит и обезопасит дальнейшее развитие лизинга в нашей стране.

Благодарим Вас, Александр Иванович, за чрезвычайно интересный разговор.


Беседовал Максим Чувалов, www.infobank.by