Лизинг в России. Где он?

24 сентября 2012

Место лизинга в России, по сравнению с европейскими странами. А равно и  структура лизинговой отрасли. Что может быть прозаичнее… и неоднозначнее?

Участники III международной конференции «Лизинг в России и СНГ», организованной компанией IC Energy, на минувшей неделе, не раз жарко дискуссировали по данным вопросам. Оказывается, есть почему…

Рынок созрел или недозрел?
 
После двукратного прироста нового бизнеса в России в 2007 году и прироста этого же показателя годом позже – кризисный 2009 год сменился на рынке лизинга закономерным падением. Российские показатели практически сравнялись с европейскими. Однако затем, в отличие от развитой Европы, рынок лизинга в России показал менее прогнозируемый скачок.

Прирост объема нового бизнеса в 2011 году – 325%. В 2012 году – более 400%.

- Что это, - задается вопросом Сергей Клишо (Сбербанк лизинг), - отсутствие зрелости российского рынка или его способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям?



Сергей Клишо
 
Впрочем, согласно приведенным С.Клишо данным, это не единственное, что резко разделяет российский лизинг и «европейский». Например, как известно, большую долю среди предметов лизинга в России занимает подвижной железнодорожный состав. Это почти половина. Но сам факт доминирования ЖД вагонов -  не самое главное.

Интереснее сравнение долей других объектов в структуре лизинга. По сути, в сравнении с европейским лизингом, в России остальные объекты – от автомобилей до недвижимости и оборудования – «не добирают». И по мнению С.Клишо, такое положение вещей будет иметь место сколько угодно долго.

  Россия Европа Δ
Железнодорожная техника 49%   49%
Пассажирский автотранспорт 8% 40% -32%
Коммерческий автотранспорт 10% 16% -6%
Недвижимость 3% 13% -10%
Оборудование 32% 31% -1%

Взять хотя бы лизинг недвижимости.

- Вопрос развития лизинга недвижимости упирается в проблему долгосрочного финансирования и высокого уровня компетенции лизингодателей, - утверждает Сергей Клишо.

К тому же расхождение в рыночной оценке и балансовой стоимости зданий, вторая из которых является налогооблагаемой базой по налогу на прибыль, сводит на «нет» весь профит от подобных сделок.

Лизинг сложнотехнического оборудования по многим причинам также далек от идеальной доли. Здесь и проблемы с бухгалтерским и налоговым учетом, и извечный вопрос лизингополучателей «платить-не платить». Читай – риски по реализации при возникновении просрочки.

Сергей Клишо: Прогноз по рынку - умеренно пессимистичный

Оптимистичные прогнозы относительно резкого роста объемов сделок в текущем году спикер не разделяет. Интеграция российского рынка в мировой при отсутствии баланса по ряду сделок между сроками и валютой может сулить рынку либо сохранение объема на прошлогоднем уровне – 1,3 трлн, либо вообще – 15-20%-ное падение.

Лизинг - изменения в менталитете происходят

Эта мысль была основной противопоставляющей зловещим прогнозам в докладе еще одного спикера форума - Рафаля Пискорски, Генерального менеджера по Центральной и восточной ЕвропеDe Lage Landen.
 

Рафаль Пискорски
 
По сути, ничего экстраординарного в докладе г-на Пискорски не было. Но были простые вещи, которые часто отличают «делателей» от «говорителей». В любом деле. И в лизинге тоже.

Да, кризис в финансовой отрасли чувствительно задел рынки всех стран, в том числе и российский. Но не замечать изменений в менталитете лизинговых компаний, произошедших, в том числе, и «по вине» кризиса, невозможно.

По мнению г-на Пискорски, чтобы предоставить в современных высококонкурентных условиях клиентам должный сервис, мало «просто заниматься лизингом». Лизингодатели вынуждены заниматься целым рядом сопутствующих услуг, нежели финансовыми услугами лизинга в чистом виде.

Лизинговые операторы идут вслед за производителями. Сращивание с вендорами становится неотвратимым процессом. В этой связи мини-кейс совместной с концерном Schmitz Cargobull (производство трейлеров) компании  Cargobull Finance поучителен. Сегодня объем нового рынка последней – €296 млн, общий портфель - €600 млн.

Оперативный лизинг – казнить нельзя помиловать
 
Пожалуй, самые горячие споры были вокруг оперативного лизинга. В кулуарах и с трибуны оценки по данному сегменту рынка резко разделились. Мнения варьировались от «рынок до данного явления еще не дорос» и «операционный рынок – это от 5% и стремящая к нулю доля» - до «де факто оперативным лизингом мы занимаемся более 10 лет».

Ключевым докладом, по нашему скромному мнению, тут явился доклад Сергея Иванова, Генерального директора IKB Leasing.
 


Сергей Иванов
 
Так или иначе, но шпаги относительно оперативного лизинга как инструмента, в котором большинство рисков ложится на плечи лизингодателя, скрещиваются не только в рамках данного форума.

Представленный ниже, так сказать, эволюционный ряд (слева – по версии ELA, справа - Судхира Амембала) лизинга ставит оперативный лизинг выше финансового. Возможно, для ряда клиентов так и будет. Но лизинговые операторы, решив работать в этом сегменте, должны ответить для себя на ряд каверзных вопросов. И, по мнению г-на Иванова, многие из российских лизингодателей будут разочарованы своими ответами.

По сути, высокая клиентоориентированность, присущая лизингу, и остается на настоящий момент его основным конкурентным преимуществом перед другими финансовыми продуктами.

На этой оптимистичной ноте и хочется завершить наш небольшой обзор. Однако, стоит отметить, что рамках конференции прозвучало большое количество интереснейших докладов. Участники рынка не только делились своими мнениями, но и достаточно откровенно рассказывали о нюансах своего бизнеса.

Это к вопросу опасения промышленного шпионажа. Кажется, для наших российских коллег обмен опытом – преимущество гораздо более неоспоримое.
Источник: infobank.by



сундук