Лизинг в Республике Беларусь
 29 ноября 2010 г.

Лизинг в Республике Беларусь


26 ноября 2010 года, в рамках 5-ой выставки финансовых услуг «Банк. Страхование. Лизинг» состоялся традиционный семинар «Лизинг в Республике Беларусь».

Выступая на тему подведения итогов деятельности лизинговых компаний в Республике Беларусь, Председатель Правления ОО «Белорусский союз лизингодателей» Александр Цыбулько отметил, что при заметном падении рынка в прошлом году (на 34%), на сегодняшний день рынок восстановился. С другой стороны, Александр Цыбулько остановился, и на дополнительных сложностях, которые сопровождали работу лизинговых операторов в прошлом году.

Так, операторы, работающие на российском рынке, сталкиваются со сложностями в регистрации паспортов самоходных транспортных средств. Также ощутим эффект от двойного налогообложения в Украине. При этом, однако, украинский рынок оказался довольно перспективным. Там реализовано объектов лизинга на более чем 8 млн долларов США.

Столкнулись белорусские операторы в прошлом году и с проблемами, связанными с ограничениями местных налоговым органов. Последние предлагали учитывать изъятые объекты лизинга на балансе лизинговых компаний в качестве основных средств. А это влечет за собой инвестиционные затраты. К счастью, усилиями ОО «Союз лизингодателей» налоговиков удалось убедить.

Как отметил далее Александр Цыбулько, в прошлом году резко вырос объем проведенных сделок с недвижимостью – с 10% в 2008-2009гг до 17,9% от всего объема в 2009 г. Эту тему продолжил в своем выступлении и Генеральный директор СООО «Райффайзен-Лизинг» Максим Лисицкий.

Так, с приходом кризиса, структура этого лизингового оператора существенно изменилась. Больше половины (67%) в портфеле компании сегодня занимает лизинг объектов недвижимости. На втором месте, но с большим отрывом идет грузовой транспорт - 14%.

Объясняя причины такой существенной специализации компании на объектах недвижимости, Максим Лисицкий отметил, что «виной» тому - форс-мажорные ситуации, подобные последнему финансовому кризису. Ликвидность спецоборудования и автотехники в такой ситуации падает безвозвратно. Недвижимость в этом смысле «имеет если не гарантию, то хотя бы надежду на то, что она подорожает через некоторое время». Такой объект можно законсервировать на время, сдать в аренду, чтобы потом он мог продолжать свой жизненный цикл. Недвижимость – это, по словам Максима Лисицкого, всегда востребованные объекты.

Особое внимание руководитель Райффайзен-Лизинга уделил партнерским проектам компании и управлению коммерческой недвижимостью. При помощи этих инструментов лизинговый оператор смог охватить особый пласт клиентов-застройщиков. Речь идет о тех застройщиках, кредитование которых проблематично из-за их общей закредитованности. Для них лизинговый оператор выступает в роли дольщика. Это не влияет на финансовую отчетность клиентов и помогает им получить долгожданное финансирование.

Второе направление работы лизингового оператора - управление объектами недвижимости. Началось все, по словам Максима Лисицкого, банально - с нескольких объектов, попавших в управление компании в качестве непрофильных активов. Однако, полученный опыт показал, что предложение аренды на 5-6 лет с фиксированной ставкой – это очень большой аргумент в пользу сотрудничества для арендаторов.

Данные инструменты и определили специализацию Райффайзен-Лизинга на объектах недвижимости. Привлекаемые для финансирования длинные иностранные кредитные линии в последний год пополнились корпоративными облигациями. Райффайзен-Лизинг собирается разместить на местном рынке до конца года транш в размере 50 млрд рублей.

О практическом опыте размещения корпоративных облигаций на местном рынке рассказывал и директор другого лизингового оператора, АВАНГАРД ЛИЗИНГ, Антон Андренко.

Первый транш ценных бумаг этот лизинговый оператор выпустил под гарантии Белгоссстраха. На сегодня процесс эмиссии отработан, и по словам Антона Андренко, особая прелесть облигационных займов заключается в возможности продавать их всем потенциальным инвесторам.

«Это колоссальный доступ не только ко внутренним, но и к иностранным ресурсам», - сказал Андренко. Разумеется, из-за того, что облигации новый инструмент, процесс их эмиссии происходит сравнительно долго и требует дополнительных средств. Однако, относительная ликвидность и налоговая льгота добавляют привлекательности этому инструменту финансирования.

Также Антон Андренко призвал коллег к созданию биржи лизинговых сделок. Суть идеи такова, чтобы лизинговые операторы за комиссию передавали друг другу сделки, если сами не в состоянии их «переварить».

Свое видение специфики работы банковской лизинговой компании изложил директор дочерней компании Беларусбанка АСБ Лизинг Сергей Терех.

Имея благодаря Беларусбанку крупнейший портфель лизинговых сделок и возможность использовать широкую филиальную сеть, АСБ Лизинг планирует увеличить объем нового бизнеса – с 440 млрд в 2010г. до 670 млрд в 2011-м. Лизинговый портфель компании составил в текущем году около 500 млрд рублей, и в будущем году он также может вырасти до 1 трлн рублей, собственный капитал будет расти, по словам Тереха, с 13,5 до 24 млрд рублей. Отметим, что в структуре портфеля компании около 60% занимают транспортные средства.

«Но лизинг, это прежде всего - взгляд в будущее, - отметил руководитель АСБ Лизинга, - мы предполагаем сегодня, какая отрасль выстрелит, где будет наблюдаться больший эффект от финансирования». Отметим, что облигационными займами компания привлекает около 39% от общего объема финансирования, кредитные средства составляют – только 56%

Далее с участниками семинара поделился российским опытом Президент Объединенной Лизинговой Ассоциации (Санкт-Петербург) Кирилл Царев.

Он отметил, что российский лизинговый рынок за время кризиса упал больше, чем в Беларуси. Так, если первое полугодие 2008 года было пройдено операторами с приростом 50%, то во второй половине «рынок лизинга просто встал». Впрочем, по прогнозам г-на Царева, 2010 год покажет рост российского рынка лизинга от 50 до 100%.

Причины этому, с точки зрения Царева, ясны и определяются спецификой рынка. Наличие большого количества госкомпаний, не только операторов, но и лизингополучателей определяет структуру объектов лизинга. Львиную часть рынка занимает лизинг вагонов, а это - длинные сделки (10-15 лет). Отсюда и причины гибели части операторов – остановка выполнения обязательств по многомиллионным контрактам и отсутствие арбитражной практика выхода из дефолта.

Тему юридических аспектов в части досрочного расторжения договоров лизинга продолжил директор ЗАО «Белреализация» Павел Агеенков.

Он отметил, что в портфеле этой компании 81% по объему продаж составляют непрофильные активы лизинговых операторов. Доля банков – всего 10%. Так что хотя доля просрочек в портфеле лизингодателей и банков практически одинакова, последние гораздо более медлительны при реализации изъятого имущества.

По словам Павла Агеенкова, основные вопросы для лизинговых операторов состоят как раз не в скорости принятия решений. С этим все в порядке. При изъятии залогового имущества часто на первый план выходят юридические тонкости заключенных договоров лизинга. Расторжение договора лизинга не всегда удается провести добровольно, а неправильно составленные договора не позволяют это сделать без решения суда. Справедливости ради стоит отметить, что с этой точки зрения юридическая грамотность недобросовестных клиентов играет им на руку.

К сожалению, в этом году на выставке было представлено немного лизинговых компаний. Поэтому семинар стал настоящей площадкой для обсуждения проблем отрасли. Мы рассказали только о наиболее интересных, с нашей точки зрения, докладах. Однако, отметим, что участники мероприятия имели возможность также услышать презентации других компаний и обсудить юридические аспекты их деятельности и особенности бухучета.

www.infobank.by



сундук