Лизинг для ресторана

Владельцы ресторанов увлеклись лизингом


За последние 10 лет с выходом на рынок крупных сетевых компаний, количество предприятий общепита в Петербурге возросло в шесть раз. Приобретая оборудование при создании или развитии кафе и ресторанов, их владельцы все чаще пользуются таким современным финансовым инструментом, как лизинг. Между тем, по оценкам экспертов, ресторанный бизнес пока не является приоритетным направлением для лизинговых компаний, хотя и имеет широкие перспективы для развития в будущем.

Покупка оборудования для кафе или ресторана требует больших единовременных вложений, поэтому использование механизма финансовой аренды может быть определенным выходом для компаний, которые не могут единовременно заплатить за все оборудование. Собственником до окончания срока контракта будет являться лизинговая компания, а по его окончании оборудование может быть выкуплено или возвращено лизингодателю.

"С помощью лизинга предприятия проводят модернизацию, закупая более современное оборудование, а также оснащают новые точки, открываемые с нуля", -- отмечает генеральный директор компании "Прогресс-Нева лизинг" Станислав Ким, подчеркивая, что такой механизм позволяет не извлекать деньги из оборота и в то же время расширять свой бизнес и оснащать производство всем необходимым. Начальник отдела лизинга оборудования ООО "Глобус-лизинг" Алексей Мятлик отмечает, что к услугам лизинговых компаний обращаются крупные сетевые ресторанные брэнды и малый бизнес, желающий либо открыть, либо расширить свое кафе и столовую. А вот Екатерина Тулина, директор дивизиона "Северо-Запад" группы компаний "Интерлизинг" отмечает, что эта отрасль становится более интересной для лизинговых компаний, так как предметом лизинга чаще всего выступает импортное оборудование, позволяющее привлечь западные инвестиции.

Впрочем, в Петербургской лизинговой компании не согласны. В компании говорят, что пока услуги лизинга нельзя назвать популярными среди рестораторов -- число обращений со стороны предприятий общественного питания пока невелико. Эксперты связывают это с тем, что большинство предприятий сферы питания -- преимущественно представители малого бизнеса, и их знания о лизинге еще недостаточно широки. "Тем не менее, осведомленность о преимуществах лизинга у малого и среднего бизнеса растет с каждым годом, и, соответственно, мы ожидаем, что спрос на финансовую аренду среди предприятий сферы питания будет расти", -- отмечает господин Ким.

Оборудование, которое закупают рестораторы, как правило, стандартно. "Обычно предприятиям общественного питания передается полный комплекс оборудования: от кухонных комплексов до столов и стульев для зала", -- говорит Алексей Мятлик. Генеральный директор ООО "Петербургская лизинговая компания" (ПЛК) Дмитрий Горизонтов отмечает, что они в основном берут в лизинг оборудование для кухни и обеденных залов, а также системы, связанные с жизнедеятельностью и функционированием заведения. В компании "Прогресс-Нева лизинг" уточняют, что преимущественно приобретаются холодильные камеры, посудомоечные машины, печи, тестораскаточные машины, морозильники.

В большинстве лизинговых компаний отмечают, что чаще по вопросам лизинговых сделок обращаются ресторанные сети, а не одиночные заведения, но бывают и исключения. "Иногда какой-нибудь холдинг или группа компаний решают диверсифицировать свой бизнес и планируют открыть ресторан; в этом случае мы тоже принимаем положительное решение", -- отмечает Дмитрий Горизонтов. Алексей Мятлик из "Глобус-лизинга" рассказывает, что помимо сетевых ресторанов или компаний, диверсифицирующих свой бизнес, клиентами компании являются и крупные промышленные предприятия, модернизирующие свою столовую для сотрудников. Они приобретают в лизинг новое современное оборудование, позволяющее обеспечить комплексным питанием весь коллектив предприятия.

Сделки по лизингу оборудования для кафе бывают самые разнообразные. Например, одной из первых сделок компании "Глобус-лизинг" в этом сегменте была сделка по приобретению и передаче в лизинг комплекса оборудования для блинной в 2002 году. Стоимость оборудования составила $70 тыс., договор был заключен на четыре года, и в настоящее время этот лизингополучатель является постоянным клиентом компании. Еще одна интересная сделка "Глобус-лизинга" состоялась с одним из автодилеров, который является постоянным поставщиком по лизингу легкового автотранспорта. В его салонах было принято решение создать современные кафе для посетителей. Стоимость каждого проекта оценивается в 1,5-2 млн рублей, договор по лизингу оборудования для кафе заключен на три года.

Одним из старейших клиентов компании "Прогресс-Нева лизинг" является крупнейшая петербургская сеть кофеен "Идеальная чашка", с которой заключено более 20 договоров за четыре года совместной работы, а общая сумма сделок составила более 14 млн рублей. Сотрудничество началось в 2004 году с поставки одного пекарского шкафа, а сейчас большая часть оборудования самого различного назначения для кофеен приобретается в лизинг. За время сотрудничества предметами лизинга были тестораскаточные машины, конвекционные кондитерские печи, холодильные шкафы, профессиональные кофе-машины и многое другое.

Петербургская сеть ресторанов японской кухни "Две палочки" открыла свой первый ресторан в центре Москвы, использовав механизм лизинга для приобретения оборудования. Партнером выступила ООО "Петербургская лизинговая компания", продолжив сотрудничество, начавшееся в Петербурге. Стоимость договора на 35 месяцев составила 54 млн рублей.

Каких-то особенных условий по лизингу ресторанного оборудования у компаний нет: как правило, они не отличаются от лизинга любого производственного оборудования. Однако в ПЛК, например, фирме достаточно иметь двухлетний опыт работы в ресторанном бизнесе или известную на рынке марку, при отсутствии этого -- предоставить поручителей. "При принятии решения мы изучим месторасположение ресторана, стратегию его развития и бизнес-план, а также примем во внимание такие факторы, как, к примеру, известность и опыт консультантов или директоров", -- говорит Дмитрий Горизонтов, подчеркивая, что все затраты, связанные с ремонтом, арендой или покупкой помещений, несет ресторатор.

В зависимости от компании аванс составляет 10-30%, а договор заключается на срок от одного до пяти лет. При этом, например, в "Глобус-лизинге" работают только со сделками от 1 млн рублей, а в компании "Прогресс-Нева лизинг" нет ограничений по сумме сделки -- она работает по договорам от 50 тыс. рублей. "Мы можем приобрести и кофе-машину, и соковыжималку, -- подчеркивает господин Ким. -- Наши специалисты оказывают помощь при поиске поставщика и согласовании наиболее выгодных для клиента условий приобретения оборудования".
 
Главным преимуществом приобретения оборудования в лизинг является возможность получать современное оборудование оперативно и без проволочек, не прибегая к обременительным кредитам и изъятию средств из оборота. "Это удобный финансовый инструмент для новых и растущих предприятий, которые особенно испытывают необходимость в финансовых ресурсах для развития бизнеса", -- считает Станислав Ким. Таким образом, предприятие сохраняет свой оборотный капитал, приобретая необходимые средства производства и погашая ежемесячные платежи за счет основной деятельности: значит, оборудование, полученное в лизинг, само себя окупает.

В "Глобус-лизинге" также отмечают, что преимуществами лизинга является возможность отнесения лизинговых платежей на затраты лизингополучателем, что позволяет снизить налогооблагаемую базу, а также ускоренная амортизация объекта лизинга, что позволяет сэкономить на налоге на имущество. "Главная дилемма состоит в том, чтобы выбрать между лизингом и кредитом, -- поясняет Дмитрий Горизонтов. -- Услуги финансовой аренды, в отличие от кредита, невозможно распространить на ремонт или аренду помещений: в лизинг можно приобрести лишь ликвидные позиции, такие как оборудование".

Аналитики отмечают, что лизинг пока недостаточно используется игроками рынка общественного питания, так как большое количество предпринимателей пока не готовы оперировать сложными финансовыми инструментами. Однако по мере развития бизнеса растет и финансовая грамотность бизнесменов, а среди лизингодателей, которым еще недавно этот сегмент был неинтересен, уже начинается конкуренция. Сами игроки рынка лизинга также оптимистично смотрят на свое будущее в этой сфере. "Владельцы ресторанного бизнеса прогнозируют двукратное увеличение отрасли в течение 10 лет, -- отмечает господин Горизонтов. -- В отношении лизинга ресторанного оборудования я предполагаю, что спрос на эти услуги будет увеличиваться примерно на 30% в год".

В "Интерлизинге" также полагают, что перспективы развития этого сегмента рынка в последнее время стали более ощутимы, что связано с ростом потребительской способности и желанием посетителей иметь больший выбор. "Косвенно влияет и строительство новых торговых комплексов, в которых есть свои точки питания -- ресторанные дворики", -- отмечает Екатерина Тулина, подчеркивая, что сравнивать, например, со строительной отраслью данный сегмент рынка сложно -- он развивается еще не так быстро. Стоит также отметить, что лизинг оборудования для предприятий общественного питания в аналитических обзорах не выделяется, поэтому говорить о динамике в целом по рынку достаточно сложно. При этом в "Глобус-лизинге" отмечают, что развитие данного сегмента будет сдерживаться общепризнанной низкой ликвидностью данного объекта лизинга.

Эксперты сходятся во мнении, что главную роль в развитии данного сегмента лизинга будет играть все большее преобладание в секторе общественного питания сетевых компаний. Причем наиболее перспективными станут рынки регионов, где еще нет сильной конкуренции, а сетевые компании только начинают свою экспансию за пределы Москвы и Петербурга.
www.kommersant.ru
Мария Мокейчева



сундук