Отзывы о банках


InfoBank.by – Все банки Беларуси  >  Все статьи по финансам и банкам  >  Лицо белорусского бизнеса. Вячеслав Довнар 06.05.11

Лицо белорусского бизнеса. Вячеслав Довнар 06.05.1

             6 мая 2011 г.


Лицо белорусского бизнеса. Вячеслав Довнар


Везет тем, кто везет

За 25 лет автопарк Вячеслава Довнара вырос со старенькой «Нивы» до нескольких сотен автопоездов
«Все дороги ведут в Рим» - твердили нам еще в школе. В середине 80-х годов токарь одного из минских заводов Вячеслав Довнар этому не поверил, уволился и на свой страх и риск занялся грузоперевозками. С тех пор его бизнес вырос, автопоезда ООО «Белинтертранс» изъездили всю Европу, а также Россию, другие страны СНГ. Однако несмотря на такой географический охват, в будущем бизнесмен свою деятельность планирует расширять не столько за счет зарубежных заказов, а прежде всего, благодаря работе внутри Беларуси.

Токарь своего счастья

В директорском кресле Вячеслав Довнар смотрится очень гармонично. Хороший костюм, стильный галстук, белоснежная рубашка. Однако еще двадцать пять лет назад он не относился ни к «белым», ни к «голубым воротничкам», а был типичным представителем рабочего класса.

- Я работал на минском заводе имени Орджоникидзе в инструментальном цехе токарем, - вспоминает нынешний владелец крупного бизнеса без тени смущения. - В народе таких специалистов называли «координатчиками». Мой отец и родная сестра работали на том же предприятии.

Правда, горбачевская перестройка заставила нарушить традиции трудовой династии.

- Рядом с заводом находился мебельный магазин, - продолжает он.- Там работал мой друг. Я помогал ему развозить мебель, подрабатывал.

Это дело показалось Вячеславу выгодным. Он одолжил 15 тысяч советских рублей (при советской зарплате - не более 300 рублей в месяц) и купил подержанную «Ниву», сам сделал для нее двухметровый прицеп. На таком транспорте он развозил товары по всему Советскому Союзу. Именно на этой машине он и въехал в большой бизнес.

«Нива» с «Комфортом»

«Нива» прослужила Довнару два года. После этого он стал одним из учредителей кооператива «Комфорт», купил с компаньонами два «УАЗика» и «КаМАЗ».

- Каждый день был сложным, - признается бизнесмен. - Приходилось проходить тот путь, который еще никем не был проторен. Никто не знал, что ждет впереди. Когда я увольнялся с завода, то были скептики, которые говорили, что скоро частников всех прикроют, как было с НЭПом в 30-е годы. Конечно, и у меня были опасения. К тому же, правил игры как таковых не было. Все развивалось стихийно. Очень сложно было работать с органами государственной власти. Сегодня работать намного удобнее, комфортнее, - считает Вячеслав Довнар.

Но при этом и стоимость «входного билета» на рынок автоперевозок значительно выросла.

- В каждый рынок и в любое время войти можно, - уверяет Довнар. - Главное, чтобы был опыт и профессионализм, хорошая команда. Правда, уровень требований к международным автоперевозчикам сегодня во много раз выше, чем даже лет десять назад.

Импортный автопоезд с учетом всех таможенных платежей будет стоить 150-200 тысяч долларов. Отечественный автопоезд – 100-150 тысяч. При этом вряд ли можно полностью рассчитывать только на кредитные ресурсы. Лучше, советует руководитель Белинтертранса, чтобы доля собственных средств была, как минимум, 30-50 процентов.

Долгая отдача

Тот, кто решил заняться автомобильными грузоперевозками, тем более международными, должен, как советует Вячеслав Довнар, запастись терпением и быть готовым ко многим рискам.

- У меня четверо детей, - объясняет он. – И если судить по ним, то можно говорить, что нынешняя молодежь не хочет заниматься производством, вкладывать деньги и силы в длительные проекты. Им интереснее купить-продать и заработать на этом.

В грузоперевозках же все иначе. Например, лизинговые платежи по автомобилю могут тянуться пять лет. И только после этого автомобиль начинает приносить прибыль.

С учетом такой длительности инвестиционного цикла приходится учитывать цикличность развития мировой экономики, формировать резервы на случай резкого падения спроса, как это произошло в последние годы из-за глобального экономического кризиса.

Четыре кита безопасности

- Нет универсальной формулы успеха, - на собственном опыте убедился гендиректор «Белинтертранса».- Например, в формате совместного предприятия начинать бизнес проще. Но при этом ты попадаешь под влияние основного акционера, и тот диктует правила игры.

Очень важно, какой профессиональный уровень твоей команды. Влияет и то, какие есть партнеры, как складываются взаимоотношения с местными органами власти.

- Самое главное – обеспечение клиентской базой, высокодоходными контрактами, - называет Вячеслав Довнар один из факторов безопасной, успешной работы.

Второе – готовность ко всевозможным дефолтам, изменениям законодательства, кризисам.

Третье – кадровый вопрос. Уже сейчас ощущается дефицит высокопрофессиональных менеджеров и водителей. Водителей-межународников в Беларуси почти не готовят. Средний возраст водителя-международника сейчас - около 45 лет. Кто придет им на смену?

Четвертое – кредитные ресурсы. Международные автоперевозчики не могут развиваться без поддержки отечественной банковской системы или международного финансирования. А если повысятся процентные ставки, будут ужесточены условия выдачи кредитов, то перевозчикам будет намного сложнее работать.

Российский «дозвол»

- Рад, что Беларусь входит в единое экономическое пространство, - говорит Вячеслав Довнар, - возможно, проблем будет меньше.

В мире основными международными автоперевозками занимаются компании из примерно пяти десятков стран. Однако, белорусским автоперевозчикам-международникам приходится, прежде всего, конкурировать с литовцами, поляками и россиянами.

Один из важнейших факторов конкуренции – это уровень налогообложения. Если нагрузка высокая, то у перевозчика остается меньшая дельта, он может платить водителям меньше, чем другие. Из-за этого возникает риск потери высококвалифицированных кадров.

За последние годы, по мнению Вячеслава Довнара, в правительстве учли интересы перевозчиков, создали благоприятные условия.

Однако не все зависит только от нас. Например, в России ставят палки в колеса белорусских грузоперевозчиков. Интересы российских транспортных команий блюдут путем выдачи белорусам ограниченного количества разрешений, или «дозволов» на перевозку грузов в Россию из третьих стран.
Отечественные перевозчики надеются, что с января 2012 года эти ограничения могут быть отменены. Если это действительно произойдет, то только ООО «Белинтертранс» могло бы увеличить объем перевозок на российском направлении, как минимум, вдвое.

Не столичный интерес

Несмотря на масштабность бизнеса, свой офис Вячеслав Довнар разместил не в столице, а в деревне Касынь Минского района. Там на площади в несколько гектаров расположились и большая автостоянка, склады, станция технического обслуживания, другие помещения. Да и сам гендиректор живет от этой площадки неподалеку, поэтому начинает рабочий день и в 8 часов утра, а порой и в 7 часов.

И всех своих коллег-бизнесменов агитирует тоже уезжать из столицы. Ведь за пределами минской кольцевой и земельный участок дешевле, и есть место, где развернуться. Отчасти благодаря его стараниям в перспективе на территории Минского района может появиться большой центр для размещения автотранспортных предприятий, площадь которого составит около 15 гектаров.

- Я попробовал развивать бизнес в Германии, Украине, Польше, - признается гендиректор «Белинтертранса». - Не получилось. Может, не повезло. Возможно, это судьба. Как бы там ни было, но я не вывожу капитал из Беларуси, а собираюсь реализовывать в стране четыре инвестпроекта.

Первый проект – это придорожный сервис. Рядом с Касынью, где располагается «Белинтертранс», пройдет вторая минская кольцевая автодорога. Поэтому грех не использовать такое бойкое место.

- Очень будет интересный, современнейший комплекс, не хуже, чем в Европе, - обещает Довнар.- Не только кафе и автозаправка.

Комплекс планируют построить за 2011-2013 годы. Стоимость проекта, по предварительным подсчетам, не менее 30 миллиардов белорусских рублей. Еще два проекта связаны с коттеджной застройкой. Около Касыни и в Ракове предполагается сдать от 90 до 120 домов, жильцами которых станут в том числе и работники «Белинтертранса». Особое значение для развития бизнеса имеет проект по строительству вместе с литовскими инвесторами логистического центра около Ракова. Первая очередь откроется уже летом 2011 года.

Движение к холдингу

Внутриреспубликанские и международные автоперевозки, перевозки опасных грузов, перевозки под таможенным контролем, а также транспортно-экспедиционная деятельность – на это ориентируется «Белинтертранс» в настоящее время. Однако уже очень скоро, как рассчитывает Вячеслав Довнар, его детище трансформируется в многопрофильный холдинг. При этом расти он будет, прежде всего, внутри Беларуси.

- Набирает обороты научно-технический центр магистрального автомобилестроения и логистики, - раскрывает он векторы расширения. - Будут и два новых направления, связанных с транспортом и сервисным обслуживанием автомобилей.

На заграничных маршрутах, как планируется, количество тягачей и полуприцепов и через 5 лет останется прежним – около 400. А вот внутри страны машин будет работать, видимо, больше. Они понадобятся для обслуживания отечественных логистических центров.

- Я привык работать ровно, постепенно, не гнаться за сверхприбылью, - признается Вячеслав Довнар. – Думаю, что задуманное у нас получится.


Три ассоциации Вячеслава Довнара на слово «бизнесмен»:

1.Порядочный, трудолюбивый
2.Профессионал.
3.Хороший семьянин.

www.infobank.by


 
сундук