Отзывы о банках



Красна изба пирогами
 6 декабря 2010 г.

Универсальное накопление


На сегодняшний день 24 из 31 белорусских банка имеют лицензию на привлечение вкладов от населения. То есть, большинство. И надо сказать, более или менее активно, но свою рекламную кампанию по привлечению этих самых средств от народа проводят все банки. Методы тоже используют разные.

Но знаете что? Сталкиваясь с вопросами выбора банка, что называется, по долгу службы на протяжении уже нескольких лет, мы пришли к  следующему выводу. Ничто не отличает поведение многих вкладчиков от поведения других групп потребителей.

Конечно, чтобы отдать предпочтение тому или иному банку, люди анализируют массу условий самого продукта. Если же спросить об этом самого вкладчика, мы даже получим ответ, что и не сам продукт вовсе играет роль, а имидж банка, анализ его устойчивости и все что с этим связано.

Так должно быть. Но у многих людей просто нет умений делать собственные выводы на основании финансовых данных банков. Поэтому на первый план обычно выходит масса объективных и не очень мнений о том или ином банке вроде «кто-то кому-то о банке что-то сказал». К этим "авторитетным" мнениям добавляются и собственные эмоции.
 
Напомним, как масса обывателей в общем смысле – многие из потенциальных вкладчиков делают свой выбор вначале подсознательно, на основании своих эмоциональных предпочтений. А уж потом к процессу подключается логика и «уговаривает» их действовать так, а никак не иначе.

И вот тут мы подходим к цели нашего сегодняшнего разговора. Насколько хорошо используют белорусские банки все имеющиеся в наличии методы пристройки к клиенту. Вопрос остается открытым. Закроем его в этот раз в части небольшого анализа названий депозитных продуктов.

В среднем по больнице

Если смотреть на проблему в целом, за последние несколько лет ситуация явно улучшилась. Практически все укрепили-расширили свои отделы маркетинга и рекламы грамотными специалистами. Процесс пошел. Более того.

Многие белорусские банки, являясь дочками больших импортных структур, имеют возможность пользоваться технологиями и разработками «мам». Неплохо, когда имеется опыт работы на розничном сегменте. В общем и целом сегодня можно привести целый ряд примеров ярких запоминающихся продуктов. Такого засилия вкладов с одинаковыми названиями, как раньше, не наблюдается. И тем не менее…

Не мудря лукаво

Часть банков до сих пор используют простые как грабли названия вкладов. У кого-то они связаны со сроком размещения средств. Другие используют в названиях ссылку на назначение. Так появляются на свет многочисленные не носящие на себе печать фантазии «Срочные Вклады На 90-100-150 и т.д. Дней или 1-2-3 Года». Или, например, детские, пенсионные. Эти депозиты без названия – как хлеб в советские времена – когда был просто черный хлеб и хлеб «ситный».

Продукт без названия свою функцию выполняет, ибо потребителю понятно, что вот это – вклад, хоть и без названия. Продолжая аналогию, если хлеб нужен, пойдут в магазин около дома – и купят. Только вот при наличии мало-мальского выбора, как сейчас, рекламировать его вряд ли стоит. Не запомнят. Об этом свидетельствуют наши опросы «Глас народа», когда сей народ и название банка-то не всегда припомнить может. Не то что вспомнить, как называется тот или иной продукт.

Впрочем, даже самое простое и безыскусное название можно приукрасить и сделать отстройку от конкурентов. За примером далеко ходить не надо. У Приорбанка есть продукт «Пенсионный плюс». Вот ведь как… У всех просто-белорусских-банков - просто Пенсионный, а в Приоре – Пенсионный с плюсиком :-). Мол, все прогрессивные пенсионеры, милости к нам.

До степени смешения

И правда, зачем платить маркетологу или рекламному агентству за придумки, и всякие  фокус-группы, если можно работать по накатанной и использовать старые как мир названия: «Все равно ведь люди обращают внимание НЕ НА ЭТО…»

Так рождаются на свет Вклады с одинаковыми названиями. Вот что-то вроде топ-самых часто используемых названий вкладов белорусскими банками.

Самыми распространенными оказались два вклада, каждый их которых встречается в четырех банках - «Универсальный» (Беларусбанк, Белинвестбанк, Белвнешэкономбанк, МТБанк) и «Накопительный» (Белинвестбанк, МТБ, РРБ-Банк, Паритетбанк). Вот уж поистине универсальность. Нужно открыть вклад – шагай в один из четырех банков и там универсально накапливай свои деньги.


Второе место по повторяемости занял вклад «Капитал» (Беларусбанк, Паритетбанк и Банк Москва-Минск).


На третьем месте оказались… На самом деле, есть несколько вкладов с одинаковым названием, которые встречаются хотя бы в двух банках. Из них мы выделили как пример разве что вклад «Сберегательный» (Беларусбанк, Паритетбанк) и «Практичный» (Белгазпромбанк, МТБанк).

К слову, само название «сберегательный» для вклада стало почти нарицательным. При одновременном созвучии с народным названием Беларусбанка – сбербанк, сберкасса - даже удивительно, почему не это название заняло первое место. Эдакое масло масленое...

А вот еще два вклада с названиями, похожими до степени смешения - Престиж (Беларусбанк) и Престижный (РРБ-Банк).


Просто и со вкусом

А теперь посмотрим, какие ценности еще культивируют банки в названиях вкладов. В принципе, тут они не изобретают велосипед, а используют целый ряд убеждений, испробованных временем. С их помощью неустанно обращаются к клиентам с экранов ТВ и страниц газет. И может вполне так случиться, что один банк рекламирует свой вклад «Очень хороший и прибыльный» , а во втором тоже есть точно такой же. Так что второй пойдет, как говорится, прицепом. Итак, вот топ-самых избитых банковских клише.

  • Вклад должен быть размещен в надежном банке.
И подстать этому выражению появляются вклады «Надежный», «Правильный», «Гарантированный доход».

  • Вкладчик – это практичный и экономный человек.
Этому человеку с лихвой предлагаются «Практичные», «Накопительные», «Доходные» вклады.

  • Деньги водятся у тех, кому сопутствует успех.

И тут возникают «Успешный», «Прибыльный» и «Выгодный».

  • В этом банке вам как клиенту предложат нечто особенное.

…а именно вклад «Эксклюзивный», «Особый», «Элитный» или «Отличный» и так далее.

Хорошо хоть банки перестали слизывать у конкурентов громкие имена и самые удачные идеи. Горы остались только в том банке, где австрийско-альпийские корни :) Но, как видите, «непреходящие ценности» остались.

На самом деле, как говорится в русской пословице, красна изба пирогами. А банк «красен» своим отношением к клиентам. Часто вкладчик остается в банке, где ему понравилось, и надолго. Но чтобы этот клиент принес свои деньги в банк в самый первый раз, или хотя бы запомнил, куда ему идти, банкам поневоле придется бороться. В том числе - за узнаваемость своих продуктов.


www.infobank.by



сундук